ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1714/18 от 20.11.2018 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №5-1714/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 ноября 2018 года РТ, <...> зал 106

Судья Советского районного суда города Казани Мельникова Ольга Васильевна при секретаре судебного заседания Лягиной М.А.

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ИТЦ «КонЭкс» - ФИО1, действующего на основании приказа, защитников юридического лица – ФИО2 и ФИО3, действующих на основании доверенности, представителя Приволжского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора – ФИО4, действующего по доверенности,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-технический центр «Консультация и Экспертиза»» (далее – ООО «ИТЦ «КонЭкс») (ИНН <номер изъят>, ОГРН <номер изъят>, КПП <номер изъят>, дата регистрации: <дата изъята>, место регистрации: <адрес изъят>), ранее не привлекавшегося к административной ответственности, в том числе, за аналогичные правонарушения, сведений не представлено,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному <дата изъята> государственным инспектором Приволжского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО5 по результатам проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора ФИО6 от <дата изъята><номер изъят> «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица», изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от <дата изъята><номер изъят> внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «ИТЦ «КонЭкс», со стороны ООО «ИТЦ «КонЭкс» выявлены нарушения требований промышленной безопасности, отраженные в акте проверки <номер изъят> от <дата изъята>, а именно:

1. Не обеспечено наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; подпункт а) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года № 682);

2. Не переоформлена лицензия в связи с фактическим изменением местонахождения юридического лица на: <адрес изъят> (часть 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ);

3. Не обеспечено хранение копий выданных заключений экспертизы промышленной безопасности экспертной организацией ООО «ИТЦ «КонЭкс» (пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; подпункт в) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года №682; пункт 25 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года №538);

4. Обследование подъемных сооружений проводилось в соответствии с требованиями документов,

- не указанных в «Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2013, утвержденном приказом Ростехнадзора от 21 октября 2013 года №485, действовавшем на момент обследования,

- не указанных в «Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2014, утвержденном приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 года №5, действовавшем на момент обследования.

(РД 10-112-1-04, НЦТД-ПСО1 -07, РД 10-112-2-09)

(Пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; подпункт в) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года №682; пункт 13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года №538.)

5. Выявлены нарушения при рассмотрении заключений экспертиз промышленной безопасности ООО «ИТЦ «КонЭкс»:

- при проведении экспертизы промышленной безопасности <номер изъят> от

<дата изъята> автомобильного крана <номер изъят>, заводской <номер изъят>, учетный <номер изъят>-ПС (владелец ООО МТК «АК-Барс) было проведено его техническое освидетельствование, включающее в себя статические испытания крана с неоднократным подъемом и перемещением груза, с превышением максимальной грузоподъемности крана (25 тонн) на 25 процентов - 31,25т., без учета отсутствия работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов, восстановительного ремонта.

- при проведении экспертизы промышленной безопасности <номер изъят> от <дата изъята> мостового электрического крана, заводской <номер изъят>, учетный <номер изъят> (владелец ООО «Челныводоканал») было проведено его техническое освидетельствование, включающее в себя статические испытания крана с подъемом груза, с превышением максимальной грузоподъемности крана (15 тонн) на 25 процентов - 18,75т., без учета отсутствия работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов, восстановительного ремонта.

(Пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ; подпункт в) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года №682; подпункт б) пункта 263 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533 и зарегистрированных в Минюсте РФ 31 декабря 2013 года, регистрационный №30992);

6. Не обеспечено наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности (Пункт 8 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года№ 116-ФЗ; подпункт г) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года №682.)

В соответствии с протоколом о временном запрете деятельности, составленным <дата изъята> государственным инспектором Приволжского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО5 в порядке части 6 статьи 27.16 КоАП РФ, деятельность ООО «ИТЦ «КонЭкс» по проведению экспертизы промышленной безопасности (проведение экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте) Лицензия <номер изъят> от <дата изъята> (адрес: <адрес изъят>) фактически прекращена с 10 часов 00 минут <дата изъята>.

Законный представитель и защитники ООО «ИТЦ «КонЭкс» в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении и выявленными нарушениями согласились частично, пояснили, что трех экспертов в штате организации нет, удостоверения экспертов сроком до 2016 года, а последняя экспертиза проводилась в 2015 году, все эти годы ООО «ИТЦ «КонЭкс» не работало по экспертизе промышленной безопасности, все экспертизы были утверждены, по имеющейся лицензии Общество не может подавать экспертизы с данной лицензией, юридический адрес Общества никогда не менялся, организация находится там же, помещение для хранения всех копий у них имеется. В экспертизах, проведенных ООО «ИТЦ «КонЭкс» опись документов имеется, есть договор. Также пояснили, что как таковой проверки не было, к ним никто не выезжал, ничего не запрашивал.

Представитель Приволжского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора указал на то, что со стороны ООО «ИТЦ «КонЭкс» действительно имелись нарушения требований промышленной безопасности, указанные в протоколе об административном нарушении и акте проверки, полагает необходимым привлечь юридическое лицо к административной ответственности и назначить ему административное наказание в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ №О промышленной безопасности опасных производственных объектов№ относится, в числе прочего, проведение экспертизы промышленной безопасности.

Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта (пункт 1).

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года «116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 4 указанной статьи).

Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения и вина ООО «ИТЦ «КонЭкс» в его совершении подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от <дата изъята>; протоколом о временном запрете деятельности от <дата изъята>; актом проверки <номер изъят> от <дата изъята>.

Допустимость и достоверность имеющихся в деле доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Закон №99-ФЗ), вступившим в силу <дата изъята>.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона №99-ФЗ установлено, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Лицензия подлежит переоформлению в случаях, установленных в частью 1 статьи 18 Закона №99-ФЗ, в том числе в случае изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Согласно представленной копии лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности <номер изъят> от <дата изъята> ООО «ИТЦ «КонЭкс» разрешено проведение экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, при этом указано место нахождения юридического лица: <адрес изъят>, место осуществления лицензируемого вида деятельности: [Российская Федерация].

Доказательства, свидетельствующие о том, что адрес ООО «ИТЦ «КонЭкс» сменило адрес места нахождения, в деле отсутствуют, согласно выписке из ЕГРЮЛ на <дата изъята> ООО «ИТЦ «КонЭкс» расположено по адресу: <адрес изъят>.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении о таком нарушении и о необходимости переоформления ООО «ИТЦ «КонЭкс» ранее выданной лицензии в связи с фактическим изменением места нахождения юридического лица нельзя признать правомерным. По указанным основаниям выявленное нарушение в части указания на необходимость переоформления ранее выданной лицензии в связи со сменой адреса подлежит исключению из объема вмененных Обществу нарушений.

Протокол об административном правонарушении и исследованные судом документы составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами, которые могут быть положены в основу административного акта, оценив их по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности, в частности порядок извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не нарушен. Нарушений права юридического лица на защиту при производстве по делу не усматривается.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом в отсутствие законного представителя ООО «ИТЦ «КонЭкс», уведомленного надлежащим образом, не доверять сведениям, указанным в нем, оснований не имеется. Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям допустимости и принимается за основу постановления по делу об административном правонарушения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, руководствуясь вышеприведенными положениями КоАП РФ, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», прихожу к выводу о наличии в деянии Общества, допустившего нарушение требований промышленной безопасности, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и доказанности вины ООО «ИТЦ «КонЭкс» в совершении данного административного правонарушения.

Действия общества квалифицирую по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса – нарушение требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что юридическим лицом – ООО «ИТЦ «КонЭкс» на момент проверки были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности, Обществом таких доказательств не представлено.

При назначении наказания в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 3.12 и 4.1 КоАП РФ учитываю характер административного правонарушения, посягающего на промышленную безопасность, отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение привлекаемого юридического лица.

В целях предупреждения совершения новых административных правонарушений правонарушителем и другими лицами, определяя вид и меру административного наказания, а также с учетом вышеизложенного, суд считает необходимым назначить ООО «Премиум» наказание в виде административного приостановления деятельности кафе «У друзей» по адресу: <адрес изъят>, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Одновременно привлекаемому лицу необходимо разъяснить положения части 3 статьи 3.12 КоАП РФ о том, что судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены вышеуказанные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью людей, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Основания для снижения наказания либо для назначения иного более мягкого вида наказания отсутствуют. Исходя из характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, также полагаю, что по делу отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-технический центр «Консультация и Экспертиза» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 166001001, дата регистрации: <дата изъята>, место регистрации: <адрес изъят>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-технический центр «Консультация и Экспертиза» по проведению экспертизы промышленной безопасности (проведение экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте) Лицензия <номер изъят> от <дата изъята>, сроком на 30 (тридцать) суток.

Срок наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности – с 10 часов 00 минут <дата изъята>, период временного запрета деятельности, наложенного в качестве меры обеспечения производства по делу, включить в срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности, назначенного настоящим постановлением.

Исполнение настоящего постановления поручить судебным приставам Советского районного отдела судебных приставов города Казани УФССП России по Республике Татарстан.

Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии через Советский районный суд города Казани.

Судья подпись Мельникова О.В.