ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-171/18 от 08.08.2018 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №5-171/2018


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Старосубхангулово 08 августа 2018 года

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Нагимова К.П.,

при секретаре Исламовой В.А.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности: директора Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева Михаила Николаевича и его защитника - Латыповой З.К., действующей на основании доверенности от ...,

представителя: Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Фархиева А.Ф., действующего на основании доверенности №... от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношение должностного лица – директора Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева Михаила Николаевича,

УСТАНОВИЛ:

Протоколом об административном правонарушении от ... начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманова И.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева Михаила Николаевича, за нарушение требований пункта 2 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ, выразившееся в организации проведение земляных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал - Батыра» без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

В судебном заседании представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Фахриев А.Ф. пояснил, что на основании служебной записки начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманова И.И. по поступившему обращению гражданина ФИО от ... (вх. №... от ...) организована внеплановая документарная проверка Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» по факту проведения земляных и иных работ на территории кордона ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения «Капова пещера с живописью эпохи палеолита», на территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал-Батыра». Однако это произведено в нарушение требований пункта 2 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", без согласования с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Вместе с тем, достопримечательное место «Земля Урал-Батыра», которое находится на территории Заповедника включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от ...№... (зарегистрирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции ... per. №...). Этим же приказом утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Земля Урал-Батыра» и предмет охраны объекта. Просит привлечь должностное лицо – директора Учреждения Косарева М.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности: директор Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарев М.Н. и его защитник - Латыпова З.К., действующая на основании доверенности от ... пояснила, что категорически не согласны с протоколом административного органа, поскольку достопримечательное место «Земля Урал-Батыра», расположенное на территории Заповедника расположено незаконно, не имеет границ, координатов, шлагбаума. Поскольку Заповедник учрежден в 1986 году, а границы территории достопримечательное место «Земля Урал-Батыра», утверждены в 2015 г., т.е. в нарушение требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Также, согласно материалам дела, была проведена внеплановая документарная проверка с выездом на территорию Заповедника, следовательно считают, что такая проверка была проведена без согласования с прокуратурой Бурзянского района, т.е. с нарушением Федерального Закона №... «О защите прав юридических лиц…». Земляные работы по обустройству туалета проводились в соответствии с Генеральным планом развития территории музейно-экскурсионного комплекса государственного природного заповедника «Шульган-таш» и было согласовано Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Считают, что в действиях директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева М.Н. отсутствуют и событие и состав административного правонарушения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 вышеуказанного Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Протоколом об административном правонарушении от 06 февраля 2018 года начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманова И.И., должностному лицу директору ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» Косареву М.Н., организовавшему проведение земляных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал-Батыр» без согласования с государственным органом охраны культурного наследия Республики Башкортостан вменяется нарушение требований пункта 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

В силу части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ..., в ходе внеплановой документарной проверки ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» на территории Государственного заповедника «Шульган-Таш» выявлено проведение земляных работы, а именно: рядом со входом на территорию государственного заповедника, начиная с информационного стенды заповедника тянется полоса из отвалов земляного грунта (протяженностью примерно 30 метров, шириной 2 метра), ведущая на территорию соседнего жилого дома. Земляные работы проводятся на территории земельного участка под кадастровым номером №.... В ходе работ произведена выемка грунта, снят дерн, имеются следы тяжелой техники. Имеется большая земляная насыпь, которая складирована около информационного стенда заповедника. На момент осмотра рабочие и техника отсутствовали. Кроме того, на указанном участке заповедника в соответствии с «Генеральным планом развития территории музейно-экскурсионного комплекса государственного природного заповедника «Шульган-Таш» монтируются временные сборно-разборные здания, относящиеся к инфраструктуре музейно-экскурсионного комплекса. Выполняется монтаж общественного туалета размером 6,5 на 3,0 м с выгребной ямой. Объект рассчитан на 4 персоны, включая людей с ограниченными возможностями. Со стороны ближайших к участку зданий к нему подведен водопровод, для чего через весь участок была вырыта траншея шириной 2,0 м, глубиной 1,0 м.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Шульган–Таш» Косарева М.Н.

Согласно Положению о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Шульган - Таш», утвержденному приказом МНР России от ...№..., заповедник располагается на территории Бурзянского административного района Республики Башкортостан.

Заповедник имеет Государственный Акт на право владения, постоянного пользования землей №..., выданный ... Бурзянским районным Советом народных депутатов, согласно которому государственному природному заповеднику «Шульган - Таш» предоставлено 22531 гектаров земель.

В соответствии с приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №... к от ... Косарев Михаил Николаевич назначен директором государственного природного заповедника «Шульган-Таш».

Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ... директором ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» является Косарев Михаил Николаевич.

Согласно акту осмотра, составленного в ходе предварительной проверки поступившего обращения установлено, что на территории Государственного природного заповедника «Шульган-Таш» проводятся земляные работы, а именно: рядом со входом на территорию государственного заповедника «Шульган-Таш», начиная с информационного стенда заповедника тянется полоса из отвалов земляного грунта (протяженностью примерно 30 м, шириной 2 м), ведущая на территорию соседнего жилого дома. Земляные работы проводятся на территории земельного участка под кадастровым номером №...

В ходе работ произведена выемка грунта, снят дерн, имеются следы тяжелой техники. Имеется большая земляная насыпь, которая складирована около информационного стенда заповедника. На момент осмотра рабочие и техника отсутствовали.

Данный участок территории Государственного природного заповедника «Шульган- Таш» входит в границы территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал - Батыра», расположенного по адресу: ...

Объект культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Земля Урал-Батыра» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от ...№... (зарегистрирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции ... per. №...). Этим же приказом утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Земля Урал-Батыра» и предмет охраны объекта.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ«Об административном правонарушении является любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществление производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Таким образом, материалами дела, подтвержден факт того, что директор ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» Косарев М.Н. своими действиями и бездействиями нарушил требования Федерального закона № 73-ФЗ, организовав проведение земляных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал - Батыра» (кадастровый номер земельного участка №... на котором проводятся работы) без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан, нарушив требования п. 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ и его действия квалифицирует по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Факт совершения данного правонарушения также подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ...., актом осмотра объекта культурного наследия от ...г., обращением гражданина ФИО от ... с информацией о факте проводимых работ в ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», объяснениями директора ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» Косарева М.Н., согласно которых, на территории ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш», вблизи дороги выполняется монтаж общественного туалета размером 6,5 х 3,0 м с выгребной ямой. Объект рассчитан на 4 персоны, включая людей с ограниченными физическими возможностями. Со стороны ближайших к участку зданий к нему подведен водопровод, для чего через весь участок была вырыта траншея шириной 0,2 м, глубиной 1,0 м. ФГБУ «Государственный заповедник «Шульган-Таш» указанные работы с Управлением не согласовывало, по поводу проведения земляных и иных работ на указанной территории в Управление не обращалось.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, которые суд признает допустимыми доказательствами, и берет их в основу постановления.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Доводы директора Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева М.Н. и его защитника Латыповой З.К. о том, что Заповедник был организован задолго до того как появился объект культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Земля Урал-Батыра», что у него как у законного представителя не спрашивали, о том, что согласен ли он на то, чтобы данное достопримечательное место было зарегистрировано на территории Заповедника, подлежат отклонению, поскольку как было установлено выше, на в границах территории Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» находится объект культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал - Батыра», расположенного по адресу: ..., на котором были произведены земляные работы, тогда как согласно пунктам 1, 3 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 этого федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории трех категорий объектов - объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и должны быть согласованы с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Факт несогласования должностным лицом: директором Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косаревым М.Н. проведение земляных работ на объекте культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Земля Урал - Батыра», расположенного по адресу: ... не отрицался и самим Косаревым М.Н. в ходе судебного заседания.

При назначении наказания должностному лицу, учитываю характер совершенного административного правонарушения и личность правонарушителя, совершение правонарушения впервые.

Руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

должностное лицо: директора Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Государственный природный заповедник «Шульган-Таш» Косарева Михаила Николаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Штраф, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ, уплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок пятнадцать суток.

В силу части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мотивированное постановление по делу об административном правонарушении изготовлено 08 августа 2018 года.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.


Судья К. П. Нахимова