ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-171/20 от 10.09.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-171/2020

76RS0014-02-2020-000618-79

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 сентября 2020 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Солоненковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», юридический адрес: <...>,

у с т а н о в и л :

Главным специалистом отдела государственного надзора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области ФИО 1 14.07.2020 года в отношении Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (далее ГБКУЗ ЯО «ЦГБ») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Из протокола следует, что ГБКУЗ ЯО «ЦГБ», в лице директора ФИО 2, является пользователем объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Пастухова: сторожка», конец XIX в., расположенного по адресу: <...>, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее реестр) на основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.10.2017 года №62. До включения в реестр указанное здание являлось выявленным объектом культурного наследия «Усадьба Пастухова: флигель восточный», конец XIX в., в соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 года №148.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.05.2020 года №76/001/011/2020-1987 указанное здание находится в собственности Ярославской области и передано в пользование ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» на праве оперативного управления. ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» является правопреемником государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 1» (ГБУЗ ЯО КБ№ 1).

Приказом департамента от 21.09.2018 года №35 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Усадьба Пастухова: сторожка».

Актом технического состояния объекта культурного наследия от 19.09.2018 года определены состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) проведения таких работ, предусматривающие, в том числе, выполнение консервационных работ на объекте культурного наследия в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в срок до 01.12.2018 года.

Изменениями от 03.12.2018 года к акту технического состояния от 19.09.2018 года срок выполнения консервационных работ на объекте культурного наследия установлен до 01.09.2019 года.

Копия утвержденного охранного обязательства с копией акта технического состояния от 19.09.2018 года (с изменениями от 03.12.2018 года) направлены ГБКУЗ ЯО «ЦГБ», как правообладателю объекта культурного наследия, письмами департамента от 21.09.2018 года №ИХ.43-2827/18, от 03.12.2018 года №ИХ.43-3807/18, которые получены ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» 27.09.2018 года и 05.12.2018 года, соответственно.

На основании задания департамента от 23.04.2020 года № 216-ПК главным специалистом отдела государственного надзора департамента ФИО 1 24.04.2020 года проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Усадьба Пастухова: сторожка», в ходе которого установлено следующее:

- наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя стен и цоколя здания, фрагментарно деструкция кирпичной кладки, на стенах нанесены граффити;

- перекрытия утрачены;

- конструкции крыши здания, включая стропильную систему и кровлю, утрачены, в верхней части здания произрастает трава и мелкий кустарник;

- наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя декоративных элементов фасадов, утраты кирпичной кладки элементов декора;

- с момента предыдущего осмотра, проведенного 19.09.2018 года, общее состояние объекта культурного наследия не изменилось, что свидетельствует о невыполнении консервационных работ на объекте культурного наследия, предусмотренных актом технического состояния от 19.09.2018 года (с изменениями от 03.12.2018 года);

- объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Представитель департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала, просила привлечь ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» к административной ответственности.

Защитники ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» по доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали против привлечения юридического лица к административной ответственности.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за указанным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу п.1 ст.33 Закона РФ от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их зашиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.п. 1 п.1 ст.47.3 указанного закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым памятник истории и культуры принадлежит на праве собственности, находится во владении или в пользовании, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи.

Из материалов дела следует, что ГБКУЗ ЯО «ЦГБ», в лице директора ФИО 2, является пользователем объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Пастухова: сторожка», конец XIX в., расположенного по адресу: <...>, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.10.2017 года №62. До включения в реестр указанное здание являлось выявленным объектом культурного наследия «Усадьба Пастухова: флигель восточный», конец XIX в., в соответствии с Постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 года №148.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.05.2020 года №76/001/011/2020-1987 указанное здание находится в собственности Ярославской области и передано в пользование ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» на праве оперативного управления. ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» является правопреемником государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 1» (ГБУЗ ЯО КБ№ 1).

Приказом департамента от 21.09.2018 года №35 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Усадьба Пастухова: сторожка».

На основании задания департамента от 23.04.2020 года № 216-ПК главным специалистом отдела государственного надзора департамента ФИО 1 24.04.2020 года проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Усадьба Пастухова: сторожка».

В ходе проведения мероприятия по контролю осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия. По результатам проведения мероприятия по контролю составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 24.04.2020 года, которым установлено, что указанный объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно:

- наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя стен и цоколя здания, фрагментарно деструкция кирпичной кладки, на стенах нанесены граффити;

- перекрытия утрачены;

- конструкции крыши здания, включая стропильную систему и кровлю, утрачены, в верхней части здания произрастает трава и мелкий кустарник;

- наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя декоративных элементов фасадов, утраты кирпичной кладки элементов декора;

- с момента предыдущего осмотра, проведенного 19.09.2018 года, общее состояние объекта культурного наследия не изменилось, что свидетельствует о невыполнении консервационных работ на объекте культурного наследия, предусмотренных актом технического состояния от 19.09.2018 года (с изменениями от 03.12.2018 года);

- объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона РФ от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Пунктом 14 раздела 2 охранного обязательства, утвержденного приказом департамента от 21.09.2018 года № 35, лицо (лица), указанное (указанные) в п. 11 ст. 47.6 Закона РФ от 25.06.2002 года №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном указанным законом.

В соответствии с п. 13 раздела 2 охранного обязательства, состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Пастухова: сторожка» определяются департаментом на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п.2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, при утверждении охранного обязательства.

Доводы защитника ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» по доверенности ФИО2 о том, что ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» неоднократно предпринимались попытки для изыскания денежных средств в целях проведения консервационных работ, в связи с чем, направлялись запросы в департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, поэтому вины их учреждения не имеется, во внимание не принимаю, поскольку они являются несостоятельными.

Таким образом, не выполнив работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Пастухова: сторожка», предусмотренные актом технического состояния от 19.09.2018 года (с изменениями от 03.12.2018 года), ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» не обеспечило содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии.

Факт совершения ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.07.2020 года №42, приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.10.2017 года № 62, постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 года №148, охранным обязательством, актом технического состояния, изменениями к акту от 03.12.2018 года.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

По результатам исследования доказательств прихожу к выводу о том, что у ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» имелась возможность для недопущения указанных выше нарушений, однако достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства не принято.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, и в данном случае не истек.

Предусмотренные КоАП РФ основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.

Оснований для признания совершенного ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» правонарушения малозначительным не усматриваю.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, то, что ранее ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» к административной ответственности не привлекалось.

В силу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом изложенного, считаю необходимым назначить ГБКУЗ ЯО «ЦГБ» наказание с применением ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.В.Петухов