Дело № 5-171/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск 20 июля 2023 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шлейхер Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица: заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, имеющей паспорт №, выдан <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края – ФИО1, в период с 10 августа 2021 года по 16 декабря 2021 года по адресу: <...>, совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, выразившееся в предоставлении главным распорядителем бюджетных средств (Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края) субсидий ООО ИКЦ «Енисей» в размере 17 280 000,0 рублей, с нарушением установленных Порядком (в ред. от 28 июля 2021 года) условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
ФИО1 надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительности причины неявки суду не сообщила, ходатайства об отложении дела слушанием не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании лицо, составившее протокол – аудитор Счетной палаты Красноярского края ФИО2, представитель Счетной палаты Красноярского края по доверенности - ФИО3 поддержали обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просили привлечь ФИО1 к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, указывая, что выявленные нарушения устранены частично.
Заслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с планом работы Счетной палаты Красноярского края на 2023 год и приказом от 02 марта 2023 года №19п, проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных на предоставление мер государственной поддержки центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров».
В ходе указанного мероприятия выявлено нарушение Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки центра компетенций, условий предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 мая 2019 года № 271-п «Об определении центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Красноярского края» центром компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Красноярского края определено общество с ограниченной ответственностью «Информационно-консультационный центр «Енисей» (ИНН <***>) (ООО ИКЦ «Енисей»).
Законом Красноярского края от 10 декабря 2020 года № 10-4538 «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов предусмотрено предоставление субсидии центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на возмещение затрат, связанных с осуществлением его деятельности, с оказанием консультационных услуг (субсидия), в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 506-п (строка 1727 приложения 6, строка 5508 приложения 7 Закона о бюджете).
Подпрограммой «Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации» Госпрограммы (подпрограмма) предусмотрена реализация мероприятия «Субсидии центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, с оказанием консультационных услуг». Исполнителем данного мероприятия подпрограммы, главным распорядителем бюджетных средств, ответственным за реализацию мероприятия, определено Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 мая 2019 года № 274-п (в ред. от 28 июля 2021 года) утверждены порядок и условия предоставления субсидий центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (Порядок).
Так, согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются центру компетенций при соблюдении им следующих условий:
1) соответствие центра компетенций Стандарту деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, утвержденному проектным комитетом по национальному проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (протокол от 21 марта 2019 года №1), и проектным комитетом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (протокол от 29 июля 2021 года № 6);
2) наличие программы деятельности центра компетенций, соответствующей требованиям Стандарта деятельности ЦК;
3) осуществление затрат на цели, указанные в пункте 1.3 Порядка.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии и принятия решения о предоставлении субсидии между министерством и центром компетенций заключается соглашение о предоставлении субсидии (пункт 2.16 Порядка).
10 августа 2021 года между Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края и с ООО ИКЦ «Енисей» заключение Соглашение № 15-44/2-м о предоставлении субсидии из краевого бюджета центру компетенций, на основании которого указанным Министерством предоставлены субсидии ООО ИКЦ «Енисей» в общей сумме 17 280 000,0 рублей.
Как установлено подпунктом 1 пункта 2.12 Порядка, основанием для отказа в предоставлении субсидий является «несоответствие центра компетенций условиям, установленным в пункте 2.1 Порядка».
Вместе с тем, в 2021 году условия, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 2.1 Порядка, ООО ИКЦ «Енисей», не соблюдались.
Деятельность ООО ИКЦ «Енисей» в течение 2021 года не соответствовала отдельным требованиям Стандарта деятельности ЦК:
- ООО ИКЦ «Енисей» не реализовались функции, установленные пунктом 4.1 Стандарта деятельности ЦК, а именно: не создана база данных о зарегистрированных на территории края сельскохозяйственных потребительских кооперативах, включающая в том числе регистрационные, контактные данные о кооперативе, направления деятельности; не создан реестр действующих на территории края субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе, являющихся получателями государственной поддержки, показателей их финансовой и производственной деятельности; на официальном сайте ООО ИКЦ «Енисей» не размещена информация, а именно: перечень предоставляемых центром компетенций услуг, стоимость и порядок их предоставления, в том числе перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе; актуальный перечень вебинаров, круглых столов, конференций, форумов, семинаров и иных публичных мероприятий, проводимых центром компетенций; периодические отчеты о проведенных мероприятиях в рамках деятельности центра компетенций, в том числе фотоотчеты и (или) видеозаписи проведенных образовательных мероприятий; сведения об обращениях субъектов МСП в АПК в центр компетенций, в том числе с описанием наиболее часто возникающих вопросов и ответов (разъяснений) на них; данные о зарегистрированных на территории края ревизионных союзах и их контактные данные;
- не обеспечено соблюдение порядка предоставления услуг, установленного пунктом 4.6 Стандарта деятельности ЦК, в части: информирования заявителей о возможности или невозможности предоставления услуги с указанием причин, по которым услуга не может быть предоставлена, в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента поступления запроса; выполнения условий предоставления услуг центром компетенции на платной и безвозмездной основе;
- не обеспечено наличие «горячей линии» с использованием средств телефонной связи, доступность для инвалидов, необходимость которых для организации деятельности центра компетенций установлена пунктом 5 Стандарта деятельности ЦК;
- не обеспечено ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным ему за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, как это предусмотрено пунктом 6.2 Стандарта деятельности ЦК.
При этом, факты несоблюдения центром компетенций отдельных требований Стандарта деятельности ЦК зафиксированы в ходе проведения Счетной палатой Красноярского края экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности мер, направленных на повышение качества жизни сельского населения и уровня развития сельских территорий Красноярского края» и подтверждаются информацией, представленной в ответе Минсельхоза края от 01 июня 2022 года № 15-25/3286, направленной в Счетную палату Красноярского края по итогам рассмотрения министерством заключения о результатах данного мероприятия.
Кроме того, программа деятельности ЦК в 2021 году не соответствовала требованиям, предусмотренным Стандартом деятельности ЦК:
- в описательной части программы деятельности ЦК отсутствует карта размещения субъектов МСП в АПК и личных подсобных хозяйств с привязкой, в том числе к перерабатывающим производствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (пункт 3.6.2 Стандарта деятельности ЦК);
- календарный план мероприятий ООО ИКЦ «Енисей» в составе программы деятельности ЦК (пункт 3.6 Стандарта деятельности ЦК): не согласован Минсельхозом края; не содержит сроков проведения мероприятий (указано «ежегодно, постоянно, не менее 4 раз в год»); не содержит сведения об ответственных лицах за исполнение мероприятий (указано «сотрудники ЦК, администрация ЦК»); не содержит качественно и количественно измеримых результатов мероприятий.
Таким образом, предоставление в 2021 году Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края ООО ИКЦ «Енисей» субсидий осуществлялось при наличии оснований для отказа, установленных подпунктом 1 пункта 2.12 Порядка, то есть, с нарушением условий предоставления субсидии.
Соглашение № 15-44/2-м, заключение которого явилось основанием для перечисления субсидий, подписано должностным лицом – заместителем министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1
На момент совершения правонарушения заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1, назначенная на должность распоряжением Правительства Красноярского края от 28 января 2020 года № 51, действовала на основании доверенности от 09 августа 2021 года № 130, которая была уполномочена от имени Министерства сельского хозяйства Красноярского края подписывать соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и юридическими лицами (за исключением государственных учреждений), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из краевого бюджета, предусмотренной подпунктом «г» статьи 43.1 Закона Красноярского края от 21 февраля 2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края».
Учитывая изложенное, должностное лицо - заместитель министра сельского хозяйства и торговли <адрес>ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, совершила правонарушение, выразившееся в предоставлении главным распорядителем бюджетных средств (Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края) субсидий ООО ИКЦ «Енисей» в размере 17 280 000,0 рублей, с нарушением установленных Порядком (в ред. от 28.07.2021) условий их предоставления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Вина ФИО1 как должностного лица Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.КоАП РФ, подтверждается:
- протоколом № 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ от 22 июня 2023 года в отношении заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1;
- уведомлением в адрес заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- приказом председателя Счетной палаты Красноярского края от 22 марта 2023 года № 19п «О проведении контрольного мероприятия»;
- письмом министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 01 июня 2022 года № 5-25/3286 в адрес председателя Счетной палаты Красноярского края;
- Порядком и условиями предоставления субсидий центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 27 мая 2019 года № 274-п (в ред. от 28 июля 2021 года);
- программой деятельности Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров по Красноярскому краю – ООО «Информационно-консультационный центр «Енисей» на 2021-2025 годы;
- соглашением о представлении субсидии из краевого бюджета центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров от 10 августа 2021 года № 15-44/2-м;
- справками-расчетами субсидии от 11 августа 2021 года, 09 сентября 2021 года, 11 октября 2021 года, 10 ноября 2021 года 13 декабря 2021 года;
- платежными поручениями от 16 августа 2021 года № 126830, от 13 сентября 2021 года № 281791, от 15 октября 2021 года № 486226, от 21 октября 2021 года № 512724, от 12 ноября 2021 года № 644414, от 16 декабря 2021 года № 875078;
- отчетом о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных на предоставление мер государственной поддержки центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров» (рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края, протокол коллегии от 13 июня 2023 года № 10), утвержден председателем Счетной палаты Красноярского края 26 июня 2023 года;
- распоряжением Правительства Красноярского края от 28 января 2020 года № 51, согласно которому ФИО1 назначена на должность заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края с 04 февраля 2020 года;
- доверенностью №130 министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края на заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1 от 09 августа 2021 года сроком действия до 31 декабря 2022 года;
- письмом заместителя председателя Правительства края – министра сельского хозяйства и торговли края от 01 июня 2022 года за № 15-25/3286 на № 01-456/01-07 от 29 апреля 2022 года «О рассмотрении заключения» в адрес председателя Счетной палаты Красноярского края.
Указанные доказательства являются относимыми, достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с требованиями с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ и в своей совокупности достаточными для вывода о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного деяния, не имеется. Нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, не установлено.
При определении вида и меры наказания должностному лицу суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, частичное устранение выявленных нарушений, и полагает определить наказание в виде административного штрафа в рамках санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, что будет являться справедливым, соразмерным содеянному и отвечать целям административного наказания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей.
Штраф вносится по следующим реквизитам: наименование получателя платежа УФК по Красноярскому краю (Счетная палата Красноярского края лицевой счет <***>), ИНН <***>, КПП 246601001, Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК БАНКА РОССИИ//УФК по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 010407105, Счет получателя 03100643000000011900, Корреспондентский счет банка получателя 40102810245370000011, ОКТМО 04701000, Код классификации доходов бюджета 002 1 16 01156 01 0000 140.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный суд г. Красноярска в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Е.В. Шлейхер