ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1725/2021 от 13.05.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-1725/2021

УИД: 39RS0001-01-2021-003465-08

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 мая 2021 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

с участием прокурора Литасовой О.В.,

при секретаре Бродецкой О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда направлены в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1

Как следует из представленных материалов, 21.04.2021 в 20 часов 15 минут в служебном кабинете № 133 ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда установлено, что 21.04.2021 в период времени с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут ФИО1 принимал активное участие в несогласованном с администрацией городского округа «Город Калининград» по месту и времени проведения публичном массовом мероприятии – митинге с количеством участников 250 человек на тему: «В поддержку Навального» на пл. Победы. На публичном мероприятии ФИО1 скандировал лозунги на тему негативного отношения к существующему строю в РФ, а также использовал средства наглядной агитации в виде плаката с надписью: «Одиночный пикет ЗА ЛИБЕРАЛИЗМ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗМА! ПРОТИВ СИОНИЗМА! ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ!», «ЗА СВОБОДУ СЛОВА И ИНФОРМАЦИИ! НЕТ ЦЕНЗУРЕ!», «Все имеют ПРАВО НА ПРОТЕСТ». На неоднократные замечания сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии, в том числе с использованием звукоусиливающей аппаратуры (громкоговорителя) не реагировал, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

21.04.2021 по данному факту в отношении ФИО1 уполномоченным должностным лицом ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании свою вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения отрицал. Поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу, и дополнительно указал, что протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.2 КоАП РФ могут составлять только сотрудники МВД из подразделения охраны общественного порядка, поэтому протокол в отношении него составлен неуполномоченным должностным лицом. При описании события административного правонарушения речь идет о другом лице женского пола. Его присутствие было молчаливым, никаких лозунгов он не скандировал, что кричали в звукоусиливающую аппаратуру, он не разобрал, эти требования к нему не относились, так как у него был одиночный пикет. Лично к нему никаких требований никто не предъявлял. Считает, что публичное мероприятие было законным, так как действия его участников носили спонтанный характер. Ему было известно, что органы власти уведомлены о проведении публичного мероприятия и он целенаправленно пошел в ту часть города, где оно проводилось. Его целевой аудиторией являлись участники самого митинга, от которых он старался далеко не отходить и либерально настроенные граждане. Он постоял с краю площади Победы, возможно, мог пройтись по площади, а средства наглядной агитации, которые находились у него в ранце, надел на ул. Ленина. Деятельно и поведенчески он выделялся на фоне участников мероприятия, идентифицировать его как самостоятельную единицу мог любой гражданин. В первую очередь он выражал несогласие с действиями организаторов, используя средства наглядной агитации, а если кто-то к нему обращался, брал интервью и задавал вопросы, то давал свои пояснения. Он не станет скрывать, что выдвигал требования против цензуры, против запретов, что относилось и к участникам мероприятия. Он против, чтобы их задерживали. Возле него к Дому Советов шло большое количество граждан. Если он будет стоять один, то исходя из политического климата Российской Федерации, его быстрее схватят и задержат, вне мест массового скопления людей его никто не услышит, стоять одному и доводить свою позицию несогласным гражданам тяжело психологически. Сотрудники полиции не представились, не предъявили служебные удостоверения, схватили его за куртку и повели за собой. Он официально не трудоустроен, состоит на учете в Службе занятости, иждивенцев не имеет. На видео видно, что его рот под маской не двигался, он старался держать обособлено.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключение прокурора, полагавшей, что ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности в виде минимального размера административного штрафа в размере 10000 рублей, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного ст. 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ пикетирование определено как форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (п. 6), митинг – как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3).

Из материалов дела усматривается, что 21.04.2021 в период времени с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут ФИО1 принимал активное участие в несогласованном с администрацией городского округа «Город Калининград» по месту и времени проведения публичном массовом мероприятии – митинге с количеством участников 250 человек на тему: «В поддержку Навального» на пл. Победы, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, и, несмотря на неоднократные законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в несанкционированном мероприятии, такие требования не выполнил.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:

- рапортами оперуполномоченного УУР УМВД России по Калининградской области ФИО2 и старшего оперуполномоченного УУР УМВД России по Калининградской области ФИО3 от 21.04.2021, из которых следует, что 21.04.2021 в период времени с 17 часов 00 минут до 19 часов 10 минут они находились на пл. Победы в г. Калининграде, где группа граждан в количестве 300 человек организовали и проводили несогласованное в установленном законом порядке с администрацией городского округа «Город Калининград» публичное мероприятие с использованием наглядной агитации в виде плакатов. Сотрудниками полиции участникам мероприятия выносились неоднократные предупреждения, в том числе с использованием звукозаписывающей аппаратуры о том, что акция является незаконной, не согласованной в установленном порядке, а также разъяснялась необходимость прекращения участия в данном публичном мероприятии. Требования сотрудников полиции были очевидно слышны участникам мероприятия, однако на предупреждения и законные требования они не реагировали. В группе граждан ими был замечен ФИО1, который выкрикивал: «Я имею право на протест», поднимал плакат, на котором было написано «Все имеют право на протест» и у него на шее был плакат с фразами «Одиночный пикет за либерализм, против глобализма, против сионизма, против Израиля, за свободу слова и информации, нет цензуре, все имеют право на протест!»;

- сообщением руководителя аппарата – управляющего делами администрации городского округа «Город Калининград» ФИО4, согласно которому 19.04.2021 на электронный адрес администрации городского округа «Город Калининград» от гражданина В.Л.М. поступило уведомление о проведении митинга 21.04.2021 с 19 часов 00 минут до 21 часа 00 минут на пл. Победы в г. Калининграде, которое не может быть рассмотрено по существу в связи с нарушением требований ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ;

- несогласованным в установленном порядке уведомлением В.Л.М. и Ж.И.Ю, от 19.04.2021 о проведении публичного мероприятия в форме митинга 21.04.2021 с 19 часов 00 минут до 21 часа 00 минут на пл. Победы в г. Калининграде, с предполагаемым количеством участников до 10000 человек, целью которого является «Выражение протеста против незаконных действий властей в отношении Алексея Навального, а также уничтожения политической конкуренции и политического многообразия»;

- фототаблицей, из которой следует, что 21.04.2021 в период времени с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут в г. Калининграде группа граждан в количестве не менее 250 человек провели несогласованное в установленном порядке с администрацией городского округа «Город Калининград» публичное мероприятие с использованием наглядной агитации в виде плакатов. На Фото №№ 1, 2, 3, 4 видно, что 21.04.2021 с 19 часов 00 минут ФИО1 на пл. Победы у д. 1 принимает участие в публичном мероприятии с использованием средств наглядной агитации в виде плаката с надписями: «Одиночный пикет ЗА ЛИБЕРАЛИЗМ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗМА! ПРОТИВ СИОНИЗМА! ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ!», «ЗА СВОБОДУ СЛОВА И ИНФОРМАЦИИ! НЕТ ЦЕНЗУРЕ!», «Все имеют ПРАВО НА ПРОТЕСТ» и плаката с надписью: «Все имеют ПРАВО НА ПРОТЕСТ», затем по левой стороне Ленинского проспекта в группе участников публичного мероприятия продолжает движение от пл. Победы к Дому Советов;

- материалами видеофиксации, на которых зафиксировано, как ФИО1 двигается от пл. Победы до Дома Советов в группе участников публичного мероприятия, используя средства наглядной агитации в виде плаката с надписями: «Одиночный пикет ЗА ЛИБЕРАЛИЗМ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗМА! ПРОТИВ СИОНИЗМА! ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ!», «ЗА СВОБОДУ СЛОВА И ИНФОРМАЦИИ! НЕТ ЦЕНЗУРЕ!», «Все имеют ПРАВО НА ПРОТЕСТ» и плаката с надписью: «Все имеют ПРАВО НА ПРОТЕСТ», на предмет негативного отношения к существующему строю в РФ;

- протоколом об административном правонарушении 01 № 051713 от 21.04.2021.

Совокупность собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что в рассматриваемом деле совершение ФИО1 так называемого акта одиночного пикетирования представляет собой не случайное совпадение его действий и действий иных многочисленных участников публичного мероприятия, а объединенную единым замыслом и общей организацией акцию, проведение которой изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, с применением ассоциативно-узнаваемых наглядных средств агитации, выдвижением требований и скандированием призывов согласно заявленной цели публичного мероприятия, а потому представляет собой не что иное, как скрытую форму его участия в несогласованном публичном мероприятии.

В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия информация о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» доведена до участников мероприятия, в том числе и до ФИО1, сотрудниками полиции, осуществлявшим в соответствии со ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить участие в данном публичном мероприятии ФИО1 проигнорировал, продолжая свое участие в несогласованном публичном мероприятии, попыток покинуть место проведения публичного мероприятия не предпринимал.

Прихожу к выводу, что виновность ФИО1 в совершении вменяемого ему правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы ФИО1, приведенные в судебном заседании, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности и не ставят под сомнение доказанность его вины в совершении указанного административного правонарушения. Неустранимые сомнения по делу, которые должны быть истолкованы в его пользу, отсутствуют. Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей, в исходе данного дела или допущенных ими злоупотреблениях не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные в рапортах сотрудников полиции и зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Законность действий и требований сотрудников полиции проверена и сомнений не вызывает.

Смягчающим административную ответственность обстоятельством является совершение административного правонарушения впервые, отягчающих ответственность обстоятельств не усматриваю.

Предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера выявленных нарушений, отсутствуют.

Объектом посягательства совершенного ФИО1 административного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, необходимость соблюдения и охраны которых вытекают из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, совершенное ФИО1 административное правонарушение нельзя признать малозначительным, ввиду наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности смягчающих ответственность ФИО1 обстоятельств, считаю необходимым назначить ему наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, то есть в размере 10000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (десять тысяч рублей).

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа: ОМВД России по Ленинградскому району Калининграда

ИНН: <***>

КПП: 390601001

р/с: <***>

банк получателя: Отделение Калининград Банка России//УФК по Калининградской области г. Калининград

КБК: 18811601201019000140

БИК: 012748051

ОКТМО: 27701000

УИН: 18880439210010517136

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ он должен уплатить административный штраф через банк не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, после чего незамедлительно представить в Ленинградский районный суд г. Калининграда документ, свидетельствующий об уплате штрафа. В случае невыполнения этих требований соответствующие материалы будут переданы для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю с одновременным привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева