ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1729/2021 от 12.08.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 5-1729/2021

УИД 28RS0004-01-2021-008593-66

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

делу об административном правонарушении

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.

(г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, 137)

При секретаре Мусатове К.А.

С участием защитника Яковлевой С.В.- Демура Д.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении министра образования и науки Амурской области Яковлевой Светланы Вячеславовны, *** г.р., уроженки ***, зарегистрированной по адресу : ***

установил:

В Благовещенский городской суд Амурской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра образования и науки Амурской области Яковлевой Светланы Вячеславовны.

В судебное заседание Яковлева С.В. не явилась, уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, обеспечена явка защитника. Судья определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В письменных пояснениях Яковлева С.В. указала, что соглашение между Минпросвещения России и Правительством Амурской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» заключено 21.12.2019г. за № 073-09-2020-920. В соответствии с данным соглашением срок реализации мероприятий по содействию создания в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства школы на 528 мест в г. Свободный определен на 2020 год, строительства школы на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенска Амурской области на 2021 - 2022 годы. Абзацем 2 пункта 21 правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», срок софинансирования мероприятий по созданию приоритетного объекта региональной программы за счет средств федерального бюджета не может превышать 2 года, а приоритетный объект должен быть введен в эксплуатацию (работы по капитальному ремонту должны быть завершены) не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала софинансирования из федерального бюджета мероприятий по строительству, приобретению (выкупу) зданий (пристроя к зданию) общеобразовательных организаций, капитальному ремонту или реконструкции такого приоритетного объекта. В соответствии с положительным заключением ГАУ «Амургосэкспертиза» о проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий от 19.12.2018 № 28-1-1-13-007866-2018 нормативная продолжительность строительства школы на 1500 мест в 406 квартале города Благовещенск составляет 30 месяцев (2,5 года). С целью недопущения срыва сроков достижения результатов НП «Образование» Правительством Амурской области принято решение о начале строительства школы в 2020 году за счет средств областного бюджета. Законом Амурской области от 12.12.2019 № 449 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (ред. от 12.12.2019) средства областного бюджета на реализацию вышеуказанного мероприятия были предусмотрены с присвоением кода цели федерального бюджета - 21310701000001190039 Субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях (Школа на 1500 мест в квартале 406 г.Благовещенск, Амурская область). Сроки заключения соглашения между главным распорядителем средств бюджета Амурской области и муниципальным образованием устанавливаются подпунктом л (3) пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (ред. от 31.12.2019) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым Минобрнауки Амурской области обязано заключить соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету не позднее 30-го дня со дня вступления в силу соглашения. Соглашение, заключенное между Минпросвещения России и Правительством Амурской области вступило в силу 23.12.2019г., в связи с чем крайний срок заключения соглашения с администрацией г. Благовещенска - 21.01.2020. В случае отсутствия заключенного соглашения между Минобрнауки Амурской области и администрацией г. Благовещенска средства федерального бюджета подлежат перераспределению в целях увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. Средства областного бюджета на реализацию данного мероприятия являлись исключительно областными, и в соглашение, заключенное между Минпросвещения России и Правительством Амурской области от 21.12.2019 года № 073-09-2020-920, включены не были.

Мероприятие по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях было внесено в муниципальную программу «Развитие образования города Благовещенска», утвержденную постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4131 в 2018 году, для реализации мероприятия путем строительства школы на 528 мест в г. Благовещенске в 2018-2019 годах. Изменения в решение Благовещенской городской думы от 05.12.2019 года № 5/48 о финансовом обеспечении расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, были внесены 30.01.2021г., но выписка из проекта решения о бюджете г. Благовещенска представлена финансовым управлением г. Благовещенска в декабре 2019 года к заключению соглашения между Минпросвещения России и Правительством Амурской области, так как является обязательным условием предоставления субсидии со стороны федерации в случае передачи субсидии в муниципалитет. Проектно-сметная документация на строительство школы разрабатывалась администрацией г. Благовещенска за счет средств муниципального бюджета. Получены положительные заключения ГАУ «Амургосэкспертиза», являющимся учреждением, подведомственным Минстрою Амурской области, как и ГКУ АО «Строитель», о проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий от 19.12.2018 № 28-1-1-13-007866-2018, о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 08.11.2019 № 28-1-1-4-0049-19.

Ввиду ограниченных сроков для подписания соглашения администрацией города Благовещенска было представлено гарантийное письмо о внесении необходимых изменений в муниципальную программу «Развитие образования города Благовещенска», утвержденную постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014г. № 4131, и решение Благовещенской городской Думы от 05.12.2019г. № 5/48 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

В судебном заседании защитник Демура Д.Г. дал аналогичные пояснения. Поскольку фактически субсидия была перечислена после внесения изменений в муниципальную программу «Развитие образования города Благовещенска», утвержденную постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014г. № 4131, и решение Благовещенской городской Думы от 05.12.2019г. № 5/48 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», имелось положительное заключение ГАУ «Амургосэкспертиза» о проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий от 19.12.2018 № 28-1-1-13-007866-2018, а также достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 08.11.2019 № 28-1-1-4-0049-19, совершенное министром образования и науки Амурской области Яковлевой С.В. правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Из статьи 139.1 БК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях (Приложение № 14).

Пунктом 3 Порядка предоставления субсидии (в редакции от 28.12.2019 года) определены условия предоставления субсидии:

а) наличие муниципальной программы, предусматривающей расходные обязательства муниципального образования на реализацию вышеназванного мероприятия;

б) наличие в решении о бюджете муниципального образования (в проекте решения о бюджете муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;

в) согласование проектно-сметной документации или заданий на их подготовку с государственным казенным учреждением Амурской области «Строитель».

Судом установлено, что при осуществлении плановойвыездной проверки администрации города Благовещенска на тему: «Проверкаосуществления расходов областного бюджета на реализацию основногомероприятия «Региональный проект «Современная школа» государственнойпрограммы «Развитие образования Амурской области» в части создания новыхмест в общеобразовательных организациях» за 2020 год установлено, что между министерством образования и науки Амурской области и администрацией города Благовещенска заключено Соглашение от 20.01.2020 г. № 10701000-1- 2020-007/1 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Благовещенск на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию (исходя из прогнозной потребности) в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях (далее - Соглашение от 20.01.2020 № 10701000-1-2020-007/1).

Постановлением администрации города Благовещенска от 3.10.2014г. № 4131 (ред. от 30.12.2019) утверждена муниципальная программа «Развитие образования города Благовещенска» (далее - муниципальная программа).

Муниципальной программой в ред. от 30.12.2019г. предусмотрено мероприятие 1.2.7 «Создание новых мест в общеобразовательных организациях». Реализация мероприятия предполагает строительство объекта капитального вложения «Строительство объекта МОАУ СОШ № 22 в г. Благовещенске. Корпус № 2».

Приложением № 4 «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию муниципальной программы за счет всех источников финансирования» к муниципальной программе финансирование мероприятия 1.2.7 «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» в 2020 году не предусмотрено.

Приложением № 55 к Закону об областном бюджете от 12.12.2019г. № 449-03 бюджету города Благовещенска на реализацию мероприятия по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях утверждено распределение субсидии на 2020 год в размере 495 301,80 тыс. рублей.

Решением Благовещенской городской Думы от 05.12.2019г. № 5/48 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, не утверждены.

В целях согласования сметной документации на объекты капитального строительства, строительство которых осуществляются за счет средств областного бюджета, постановлением Правительства области от 16.10.2019г. № 590 утвержден Порядок подготовки и согласования проектов сметной документации и начальной (максимальной) цены контракта на строительство (реконструкцию), капитальный и текущий ремонты объектов капитального и некапитального строительства в Амурской области.

Согласно пункту 3.6 указанного Порядка в случае согласования проектно- сметной документации ГКУ «Строитель» возвращает проект сметной документации государственному (муниципальному) заказчику с приложением письменного уведомления о согласовании.

В нарушение пункта 3 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448, муниципальным образованием при заключении соглашения о предоставлении субсидии не выполнены условия о наличии муниципальной программы, предусматривающей расходные обязательства муниципального образования на реализацию мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, о наличии в решении о бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, о согласовании проектно-сметной документации ГКУ «Строитель».

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 06.07.2021 г.; актом выездной проверки от 26.05.2021 года, соглашением от 20.01.2020 года №10701000-1-2020-007/1, решением Благовещенской городской думы от 05.12.2019 года № 5/48 «о городском бюджете на 2020 и плановый период 2021 и 2022 года», постановлением администрации г. Благовещенска от 30.12.2019 года № 4572 о внесении изменений в муниципальную программу «Развитие образования г. Благовещенска на 2015-2021 года», утвержденную постановлением администрации г. Благовещенска от 03.10.2014 года № 4131 и другими доказательствами, которые являются относимыми, допустимыми, достаточными и с достоверностью свидетельствуют о наличии выше установленных фактических обстоятельств дела.

Таким образом, исследованные доказательства указывают на наличие в действиях министра образования и науки Амурской области Яковлевой С.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Факт правонарушения Яковлевой С.В. не оспаривается.

Между тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушения судом установлено, что соглашение между министерством образования и науки Амурской области и администрацией города Благовещенска о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Благовещенск на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию (исходя из прогнозной потребности) в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях заключено от 20.01.2020 г.. Субсидия из бюджета Амурской области бюджету г. Благовещенска на мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях перечислена 29.04.2021 года. При этом, изменения в решение Благовещенской городской думы от 05.12.2019 года № 5/48 «О городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», предусматривающие бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях, что предусмотрено пп. «б» п. 3 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях, внесены 30.01.2020 года (решение Благовещенской городской думы № 7/01, приложение № 4), а изменения в муниципальную программу «развитие образования г. Благовещенска», утвержденную постановлением администрации г. Благовещенска от 03.10.2014 года № 4131, предусматривающие расходные обязательства муниципального образования на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях, что предусмотрено пп. «а» п. 3 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в Амурской области новых мест в общеобразовательных организациях, внесены постановлением администрации г. Благовещенска от 21.01.2020 года № 124, то есть до фактического предоставления субсидии.

При этом положительные заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также достоверности определения сметной стоимости строительства школы на 1500 мест в квартале 406 г. Благовещенска даны ГАУ «Амургосэкспертиза», подведомственным, как и ГКУ АО «Строитель», Министерству строительства и архитектуры Амурской области. 19.12.2018 года и 08.11.2019 года, соответственно. Более того, в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 постановлением Правительства Амурской области от 07.05.2021 года № 282, Приложение N 14 к государственной программе изложено в новой редакции согласно приложению N 3, в соответствии с которым одним из условий предоставления субсидий является наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, без указания конкретной организации, в которой должна быть проведена такая государственная экспертиза.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что хотя формально в действиях министра образования и науки Амурской области Яковлевой С.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия какого-либо вреда, а также негативных последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать министра образования и науки Амурской области Яковлеву Светлану Вячеславовну, *** г.р., уроженку ***, виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения освободить министра образования и науки Амурской области Яковлеву Светлану Вячеславовну от административной ответственности, объявив устное замечание. Производство по делу прекратить.

Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Благовещенского

городского суда Т.С. Астафьева

Мотивированное постановление изготовлено ***