ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-172/19 от 28.08.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-172/2019

74RS0002-01-2019-006278-18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 28 августа 2019 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска М.А. Рыбакова,

при секретаре А.С. Апанасенко,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности - Согриной Н.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Челябинска дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 был составлен протокол по ч Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ пунктов 6, 9, 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ-отр, направленного начальнику Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, а именно:

1) не обеспечено исполнение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в том числе:

- не привлекалось необходимое количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;

- не проведены мероприятия по недопущению распространения лесных пожаров на землях населенных пунктов, иных категорий, на территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий, организовать процедуру межведомственного взаимодействия;

- не проведены мероприятия по недопущению по недопущению распространения лесных пожаров, возникших на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, в леса, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров от земель иных категорий в леса (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, особо охраняемых территорий и объектов, запаса), в том числе расположенные на землях лесного фонда, организовать координацию межведомственного взаимодействия.

2) не обеспечено исполнение сводного плана тушения лесных пожаров на территории Челябинской области:

- не проводились конкретные мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, принять меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках;

- не привлекались необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжения, инвентаря, техники и оборудования при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и местных условий;

- не привлекалось необходимое количество лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий.

3) не обеспечено составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Защитник ФИО1 – Согрина Н.А. в судебном заседании пояснила об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что внеплановой документарной проверкой, проведенной в отношении Главного управления лесами Челябинской области, было установлено невыполнение в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ-отр, выданного начальником Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО3, которым Главному управлению лесами Челябинской области было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:

1) обеспечить исполнение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в том числе:

- привлекать необходимое количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;

- провести мероприятия по недопущению распространения лесных пожаров на землях населенных пунктов, иных категорий, на территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий, организовать процедуру межведомственного взаимодействия;

- провести мероприятия по недопущению по недопущению распространения лесных пожаров, возникших на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, в леса, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров от земель иных категорий в леса (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, особо охраняемых территорий и объектов, запаса), в том числе расположенные на землях лесного фонда, организовать координацию межведомственного взаимодействия (пункт 6 предписания).

2) обеспечить исполнение сводного плана тушения лесных пожаров на территории Челябинской области:

- провести конкретные мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, принять меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках;

- привлечь необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжения, инвентаря, техники и оборудования при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и местных условий;

- привлечь необходимое количество лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий (пункт 9 предписания).3) обеспечить составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01) (пункт 15 предписания).

Неисполнение Главным управлением лесами Челябинской области пунктов 6, 9, 15 предписания от 30 мая 2018 года № 7/7-отр, зафиксированное актом проверки от 04 декабря 2018 года № 59-пр, послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем выводы должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не учитывают следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитником ФИО1 отрицался, при этом указывалось на то, что состав административного правонарушения в действиях ФИО1 в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен.

Так, в ходе рассмотрения спора было установлено, что приведенные в пункте 6 и пункте 9 предписания от ДД.ММ.ГГГГ-отр были исполнены начальником Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 в срок, установленный в данном предписании.

В департамент лесного хозяйства по УФО Главным управлением лесами в течение 2018 года неоднократно направлялись обращения по отработке планов тушения лесных пожаров, а также варианты внесения в них изменений. В связи с отсутствием согласования совместно доработанного варианта, изменения в утвержденные планы тушения лесных пожаров на 2018 год не вносились, что подтверждается письмами начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, сводный отчет о выполнении мероприятий, указанных в пунктах 6 и 9 предписания, был направлен в Департамент лесного хозяйства по УФО в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Также были направлены и акты о лесных пожарах на землях лесного фонда в 2018 году.

Также, полагаю, что нет вины должностного лица в неисполнении пункта 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ-отр, предписывающего обеспечить составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01) ввиду следующего.

Главным управлением лесами письмом от ДД.ММ.ГГГГ указано лесничествам провести внеплановый инструктаж по составлению актов о лесных пожарах с учетом положений приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров». Приказом Главного управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ лесничествам предписано провести обучение со специалистами участковых лесничеств, ответственных за составление материалов о лесных пожарах.

Таким образом, бездействия начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 в неисполнении требований пунктов 6, 9,15 предписания нет.

Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку, бездействие начальника в неисполнении п. 6, 9, 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ-отр не имеется, и, как следствие, отсутствует вина в неисполнении предписания, то есть состав вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении бывшего начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 по КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска.

Судья М.А. Рыбакова