Дело № 5-172/2019
74RS0002-01-2019-006278-18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 28 августа 2019 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска М.А. Рыбакова,
при секретаре А.С. Апанасенко,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности - Согриной Н.А.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Челябинска дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. № Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 был составлен протокол № по ч№ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ пунктов 6, 9, 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, направленного начальнику Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, а именно:
1) не обеспечено исполнение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в том числе:
- не привлекалось необходимое количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;
- не проведены мероприятия по недопущению распространения лесных пожаров на землях населенных пунктов, иных категорий, на территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий, организовать процедуру межведомственного взаимодействия;
- не проведены мероприятия по недопущению по недопущению распространения лесных пожаров, возникших на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, в леса, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров от земель иных категорий в леса (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, особо охраняемых территорий и объектов, запаса), в том числе расположенные на землях лесного фонда, организовать координацию межведомственного взаимодействия.
2) не обеспечено исполнение сводного плана тушения лесных пожаров на территории Челябинской области:
- не проводились конкретные мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, принять меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках;
- не привлекались необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжения, инвентаря, техники и оборудования при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и местных условий;
- не привлекалось необходимое количество лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий.
3) не обеспечено составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 – Согрина Н.А. в судебном заседании пояснила об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного № КоАП РФ.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что внеплановой документарной проверкой, проведенной в отношении Главного управления лесами Челябинской области, было установлено невыполнение в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, выданного начальником Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО3, которым Главному управлению лесами Челябинской области было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:
1) обеспечить исполнение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в том числе:
- привлекать необходимое количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных сил и средств при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;
- провести мероприятия по недопущению распространения лесных пожаров на землях населенных пунктов, иных категорий, на территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий, организовать процедуру межведомственного взаимодействия;
- провести мероприятия по недопущению по недопущению распространения лесных пожаров, возникших на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, в леса, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров от земель иных категорий в леса (сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, особо охраняемых территорий и объектов, запаса), в том числе расположенные на землях лесного фонда, организовать координацию межведомственного взаимодействия (пункт 6 предписания).
2) обеспечить исполнение сводного плана тушения лесных пожаров на территории Челябинской области:
- провести конкретные мероприятия по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, принять меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами и лесопарками, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках;
- привлечь необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжения, инвентаря, техники и оборудования при разном уровне пожарной опасности (I, II, III, IV, V) с учетом режимов повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и местных условий;
- привлечь необходимое количество лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных юридических лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров в зависимости от уровня пожарной опасности (I, II, III, IV, V) в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий (пункт 9 предписания).3) обеспечить составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01) (пункт 15 предписания).
Неисполнение Главным управлением лесами Челябинской области пунктов 6, 9, 15 предписания от 30 мая 2018 года № 7/7-отр, зафиксированное актом проверки от 04 декабря 2018 года № 59-пр, послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем выводы должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не учитывают следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного № Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитником ФИО1 отрицался, при этом указывалось на то, что состав административного правонарушения в действиях ФИО1 в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен.
Так, в ходе рассмотрения спора было установлено, что приведенные в пункте 6 и пункте 9 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр были исполнены начальником Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 в срок, установленный в данном предписании.
В департамент лесного хозяйства по УФО Главным управлением лесами в течение 2018 года неоднократно направлялись обращения по отработке планов тушения лесных пожаров, а также варианты внесения в них изменений. В связи с отсутствием согласования совместно доработанного варианта, изменения в утвержденные планы тушения лесных пожаров на 2018 год не вносились, что подтверждается письмами начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, сводный отчет о выполнении мероприятий, указанных в пунктах 6 и 9 предписания, был направлен в Департамент лесного хозяйства по УФО в соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Также были направлены и акты о лесных пожарах на землях лесного фонда в 2018 году.
Также, полагаю, что нет вины должностного лица в неисполнении пункта 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, предписывающего обеспечить составление актов о лесных пожаров в соответствии с установленными требованиями, в том числе с обязательным указанием площади, пройденной огнем, в гектарах (с точностью 0,01) ввиду следующего.
Главным управлением лесами письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ указано лесничествам провести внеплановый инструктаж по составлению актов о лесных пожарах с учетом положений приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров». Приказом Главного управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ№ лесничествам предписано провести обучение со специалистами участковых лесничеств, ответственных за составление материалов о лесных пожарах.
Таким образом, бездействия начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 в неисполнении требований пунктов 6, 9,15 предписания нет.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку, бездействие начальника в неисполнении п. 6, 9, 15 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр не имеется, и, как следствие, отсутствует вина в неисполнении предписания, то есть состав вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении бывшего начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 по № КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном № Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска.
Судья М.А. Рыбакова