ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-172/19 от 29.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 5-172/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 мая 2019 года г.Ульяновск

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Поладова Ю.Е., при секретаре Махруткиной Я.А., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

Открытого акционерного общества «Молочный завод», имеющего юридический адрес: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ,

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ с до . Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области при проведении плановой выездной проверки по адресу: <адрес>, ОАО «Молочный завод» допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: в нарушение СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п.2.5) на предприятии: - программа производственного контроля составлена без учета объема и периодичности лабораторных исследований и испытаний воздуха рабочей зоны, в соответствии с технологическим процессом ОАО «Молочный завод»; - не соблюдается периодичность проведения исследований воздушной среды в зависимости от классов опасности на рабочих по программе производственного контроля в 2017-2018г.г. (по хрому, азоту диоксиду, марганец и его неорганические соединения (в пересчете на диоксид марганца и т.д.).

В судебном заседании защитник ОАО «Молочный завод» ФИО1 с правонарушением согласилась частично. Пояснила, что Обществу вменяется нарушение периодичности проведения исследований воздушной среды на рабочих местах. Согласно ст.3 ФЗ от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте осуществляется путем проведения специальной оценки условий труда. Вывод Управления о необходимости контроля воздуха в рабочей зоне по бенз(а)пирену, хрому, азоту, диоксиду, марганцу, связан с имеющимися источниками загрязнения выбросов в атмосферу вышеуказанных веществ, согласно имеющемуся на предприятии проекту ПДВ. При этом наличие выбросов вредных веществ в атмосферу не означает. Что указанные вредные вещества образуются именно на рабочем месте. Поэтому для определения вредных веществ, наличие которых необходимо контролировать в воздухе рабочей зоны, требуется руководствоваться не проектом ПДВ, а именно картами спецоценки условий труда. На предприятии проведена специальная оценка всех рабочих мест. С учетом указанных источников выброса, анализ карт специальной оценки условий труда на местах, где происходят выбросы вредных веществ, показывает, что согласно проведенных исследований на рабочих местах в котельной не выявлено наличие в воздухе рабочей зоны ни бенз(а)пирена, ни азота диоксида. В связи с этим у предприятия не должно возникать обязанности контролировать их наличие. На одном рабочем месте выявлено наличие марганца в пределах нормативного значения, и хрома в пределах ниже низшего предела обнаружения. Считает, что предприятие должно было осуществлять контроль за наличием не всех указанных в протоколе вредных веществ, а только марганца и хрома, в связи с их выявлением на рабочем месте электрогазосварщика. В настоящее время, правонарушение устранено, необходимые положения о периодичности проведения исследований воздушной среды в зависимости от классов опасности на рабочих местах внесены в программу производственного контроля предприятия. Просила учесть все смягчающие по делу обстоятельства, отсутствие тяжких последствий и признать допущенное правонарушение малозначительным.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что в ходе проведения плановой проверки были выявлены нарушения санитарного законодательства. Управление руководствуется Санитарными Правилами 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в частности осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Объектами производственного контроля в частности являются рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг. Так было выявлено, что программа производственного контроля составлена без учета объема и периодичности лабораторных исследований и испытаний воздуха рабочей зоны, в соответствии с технологическим процессом предприятия; не соблюдалась периодичность проведения исследований воздушной среды в зависимости от классов опасности на рабочих по программе производственного контроля в 2017-2018г.г. по хрому, азоту диоксиду, марганец. Согласно заключению по результатам лабораторных испытаний, проведенных Управлением, на обследованных рабочих местах в объеме проведенных исследований содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны соответствует требованиям ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», данные исследования в рамках программы производственного контроля на предприятии не проводились.

Исследовав представленные материалы, выслушав защитника юридического лица ФИО1, главного специалиста Роспотребнадзора ФИО2, суд приходит к выводу о наличии вины в действиях ОАО «Молочный завод» в совершении вмененного административного правонарушения, что подтверждается собранными доказательствами.

Так, из акта проверки следует, что в ходе плановой выездной проверки ОАО «Молочный завод» были выявлены и зафиксированы указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, как усматривается из акта проверки, никаких заявлений о несогласии с зафиксированными в нем нарушениями либо с их неверным отражением представителем юридического лица сделано не было.

У суда нет оснований ставить под сомнение данные этих документов по делу, поскольку эти доказательства собраны с соблюдением требований КоАП РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (ч.1). Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.2). Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (ч.3).

Согласно п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п.2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п.2.2 СП 1.1.1058-01).

Согласно п.2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Согласно п.2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

В ходе проверки ОАО «Молочный завод» были выявлены нарушения выше приведенных требований. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Поскольку видом деятельности ОАО «Молочный завод» является деятельность по производству молочной продукции, то в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" данное юридическое лицо в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда здоровью людей, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

В то же время суд считает необходимым исключить из вменяемого ОАО «Молочный завод» объема нарушений нарушение по несоблюдению периодичности проведения исследований воздушной среды в зависимости от классов опасности на рабочих местах по программе производственного контроля в 2017-2018г.г по веществу бенз(а)пирену, поскольку в судебном заседании установлено и главным специалистом Роспотребнадзора не оспаривается, что на рабочих местах согласно проведенных ранее исследований не выявлено наличие в воздухе рабочей зоны вещества бенз(а)пирена.

Доводы защитника о том, что идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте осуществляется путем проведения специальной оценки условий труда, а потому для определения вредных веществ, наличие которых необходимо контролировать в воздухе рабочей зоны требуется руководствоваться не проектом ПДВ, а именно картами спецоценки условий труда, являются несостоятельными, поскольку санитарными правилами предусмотрена периодичность проведения лабораторных исследований воздушной среды в зависимости от классов опасности на рабочих местах по программе производственного контроля, что предприятием сделано не было.

С учетом вышеизложенного суд квалифицирует действия ОАО «Молочный завод» по ст.6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, поскольку установленные в ходе проверки нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения юридическим лицом своих обязанностей по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Санкция ст.6.3 КоАП РФ предусматривает наложение на юридических лиц штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ, а также характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, привлечение к административной ответственности впервые, устранение выявленных нарушений.

С учетом вышеизложенного, суд за совершение административного правонарушения назначает ОАО «Молочный завод» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи в размере 10 000 рублей.

Оснований для прекращения дела об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, либо прекращения дела по иным основаниям у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Открытое акционерное общество «Молочный завод», имеющий юридический адрес: ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

<данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ю.Е. Поладова