ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-172/2021 от 20.08.2021 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-172/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

20 августа 2021 года г. Анадырь

Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Гребенщикова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веселовской А.С.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

должностного лица – <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>; женатого; ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес><адрес><данные изъяты>ФИО1, возглавляя <данные изъяты>, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, нарушил условия предоставления субсидии, выразившиеся в подписании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении из окружного бюджета субсидии некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Соглашение ), а также в перечислении на основании этого Соглашения платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ субсидии в размере 30 900 000 рублей в отсутствие согласия получателя субсидии - некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ФИО2 автономного округа» на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Таким образом, <данные изъяты>ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Контрольное мероприятие «Проверка использования средств окружного бюджета, предоставленных в 2020 году в форме субсидий Некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (далее - контрольное мероприятие), а также производство по делу об административном правонарушении проведены уполномоченным лицом. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении (далее – Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) и другие материалы дела соответствуют предъявленным требованиям административного законодательства, составлен полномочным должностным лицом Счетной палаты Чукотского автономного округа.

В возражениях на Протокол от ДД.ММ.ГГГГ защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, просит признать ФИО1 невиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поскольку субсидия была предоставлена в соответствии с Постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 598 от 28.12.2020, которое устанавливает порядок предоставления данных субсидий, а также Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент) является в отношении получателя субсидии - Некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (далее – Фонд капитального ремонта) учредителем, что не исключает возможность Департамента проводить проверки в отношении получателя субсидии.

Должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не представил.

Защитник ФИО1ФИО5 поддержал возражения по изложенным в нём основаниям, дополнительно указав, что в отношении Постановления Правительства Чукотского автономного округа № 598 от 28.12.2020 проводилась правовая экспертиза, которая не выявила каких-либо коррупционных составляющих.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО6 извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась в судебное заседание по неизвестным причинам.

Выслушав защитника, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Исходя из ч. 3 ст. 78.1 БК РФ, при предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 этой статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.

Согласно п. 3.4 Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, утверждённой Приказом Минфина России от 28.07.2017 N 121н, условием предоставления субсидии является согласие получателя на осуществление Министерством, Агентством, Службой, иным органом (организацией) и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления Субсидии <14.2>. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего Соглашения.

Исходя из примечания <14.2> к вышеуказанному пункту, данный пункт 3.4 может не предусматриваться в случае, если данное условие предоставления субсидии установлено Правилами предоставления субсидии.

Из приведённых норм закона следует, что из регионального бюджета на основании законодательных актов субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии некоммерческим организациям. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом данные нормативные акты субъекта РФ должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям. Данный нормативный акт субъекта, определяющий Правила предоставления субсидии, может содержать в качестве условия предоставления субсидии согласие получателя субсидии на проведение лицом, предоставившим субсидию, иными органами финансового контроля проверок условий, целей и порядка предоставления субсидии в отношении получателя субсидии. Если же данное условие отсутствует в Правилах предоставления субсидии, то оно должно содержаться непосредственно в тексте самого соглашения, заключённого между получателем субсидии и лицом, её выдавшим. Отсутствие в Правилах предоставления субсидии, утверждённых органов государственной власти субъекта, либо в тексте самого соглашения согласия получателя субсидии на проведение лицом, являющимся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и иными органами финансового контроля проверок условий, целей и порядка предоставления субсидии в отношении получателя субсидии, вопреки позиции защитника в возражениях, является нарушением условий предоставления субсидии и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, а утверждение защитника и привлекаемого лица об обратном – основано на неверном толковании норм права.

Законом Чукотского автономного округа от 02.12.2019 N 100-ОЗ "Об окружном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон № 100-03) Департаменту утверждены бюджетные ассигнования на реализацию программного мероприятия «Субсидии некоммерческой организации «Региональный оператор» Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)" в объеме 30 900 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с ведомственной структурой расходов окружного бюджета на 2020 год (приложение № 9 к Закону № 100-03) Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, с присвоением кода бюджетной классификации 902.

Порядок предоставления из окружного бюджета субсидии некоммерческой организации Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», утверждён Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28.12.2020 N 598 (далее – Порядок № 598).

Согласно п. 1.2 Порядка № 598 субсидия предоставляется в рамках реализации мероприятия "Субсидии некоммерческой организации Региональный оператор "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа" на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" основного мероприятия "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Государственной программы "Развитие жилищного строительства в Чукотском автономном округе", утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16 августа 2017 года N 316.

Главным распорядителем средств окружного бюджета, осуществляющим предоставление Субсидии, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление Субсидии на соответствующий финансовый год, является Департамент (п. 1.3 Порядка № 598).

Пунктом 1.4 этого Порядка установлено, что субсидия предоставляется Фонду капитального ремонта (получатель).

Субсидия предоставляется в размере, установленном законом Чукотского автономного округа об окружном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. В 2020 году размер Субсидии в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 2 декабря 2019 года N 100-ОЗ "Об окружном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" составляет 30 900,0 тыс. рублей (пункт 2.6 Порядка № 598).

Как следует из пункта 3.1 Положения о Департаменте промышленной политики Чукотского автономного округа, утверждённого Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2018 N 451, возглавляет Департамент начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Губернатором Чукотского автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа.

Согласно подпункту 2 пункта 3.2 начальник Департамента является единоличным исполнительным органом Департамента и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Департамент полномочий.

Распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-лг, ФИО1 назначен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).

Согласно п. 3 гл. 2 приложения к Распоряжению Губернатора Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-рг <данные изъяты> осуществляет реализацию государственных программ Российской Федерации и Чукотского автономного округа (66-77).

В соответствии с п. 1.1 приложения к приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-од "О распределении полномочий между начальником Департамента, Первым заместителем начальника Департамента и заместителями начальника Департамента в Департаменте промышленной политики Чукотского автономного округа" (далее - Приказ -од) (л.д. 78-85), начальник Департамента организует работу Департамента и несёт персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него функций.

Пунктом 1.3 Приказа -од определено, что начальник Департамента, при осуществлении возложенных полномочий заключает соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и некоммерческими организациями по направлениям деятельности Департамента.

Также начальник Департамента согласно пункту 1.4 Приказа -од, подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг, иные гражданско-правовые договоры (соглашения) и изменения к ним.

Таким образом, нахожу установленным, что <данные изъяты>ФИО1, являясь руководителем Департамента – главного распорядителя средств окружного бюджета - в рамках реализации полномочий, возложенных на Департамент, направленных на реализацию мероприятия «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Государственной программы "Развитие жилищного строительства в Чукотском автономном округе", утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 16 августа 2017 года N 316, имел возможность заключить Соглашение с Фондом капитального ремонта по выделению последнему в 2020 году субсидии в размере 30 900 000 рублей на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Вместе с тем, как указано выше, поскольку Порядок № 598 не содержал в тексте документа в качестве одного из условий предоставления субсидии – согласие получателя субсидии на проведение лицом, являющимся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и иными органами финансового контроля проверок условий, целей и порядка предоставления субсидии в отношении получателя субсидии, то данное согласие надлежало получить при заключении Соглашения .

Как следует из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО1, возглавляя Департамент, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, нарушил условия предоставления такой субсидии Фонду капитального ремонта, поскольку при подписании ДД.ММ.ГГГГ Соглашения , а также перечислении на основании этого Соглашения денежных средств ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 900 000 рублей отсутствовало согласие получателя субсидии - Фонда капитального ремонта на осуществление Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения этим Фондом условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Факт предоставления должностным лицом - <данные изъяты>ФИО1 субсидии на основании Соглашения с нарушением условий её предоставления подтверждается, помимо приведённых выше доказательств, подтверждающих полномочия ФИО1, следующими доказательствами по делу:

- Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении (л.д. 7-16), в котором указаны дата, место, время обнаружения и обстоятельства совершения административного правонарушения;

- текстом Соглашения , заключённым между Департаментом в лице вышеуказанного лица ФИО1 и Фондом капитального ремонта, в котором отсутствует согласие получателя субсидии (Фонда капитального ремонта) на проведение лицом, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии (Департаментом), и иными органами финансового контроля проверок условий, целей и порядка предоставления субсидии в отношении получателя субсидии;

- копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которого Департаментом на основании Соглашения перечислены Фонду капитального ремонта денежные средства в виде субсидии в размере 30 900 000 рублей;

- копией табеля учёта рабочего времени ФИО1, в котором указано об осуществлении им своих обязанностей 28 и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86);

- не оспаривался должностным лицом ФИО1 при составлении Протокола от ДД.ММ.ГГГГ, даче письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ;

- следует из возражений защитника ФИО1ФИО5, представленных как в письменном виде от ДД.ММ.ГГГГ, так и данных в настоящем судебном заседании.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах всесторонне исследовав указанные выше доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, прихожу к выводу о наличии в действиях должностного лица - <данные изъяты>ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, то есть нарушение условий предоставления субсидии.

Нельзя согласиться с доводами защитника ФИО1ФИО5 об отсутствии оснований для привлечения его подзащитного к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поскольку Соглашение заключено в соответствии с требованиями Постановления Правительства Чукотского автономного округа № 598 от 28.12.2020 (Порядка № 598), в отношении которого проводилась правовая экспертиза, не выявившая каких-либо коррупционных составляющих, поскольку исполнение требований регионального законодательства - Порядка № 598 не освобождает должностное лицо от исполнения требований федерального законодательства, в том ч. 3 ст. 78.1 БК РФ, предусматривающей в качестве обязательного условия предоставления субсидии наличие согласия получателя субсидии на проведение в отношении него соответствующих проверочных мероприятий уполномоченными органами.

Срок давности привлечения не истёк, поскольку он с учётом ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (с учётом возможности назначения наказания в виде дисквалификации) составляет один год с даты его совершения.

Обстоятельств, смягчающих наказание, и отягчающих наказание судом не установлено.

При назначении наказания судьёй учитываются конкретные обстоятельства дела; характер совершенного им административного правонарушения; обстоятельства его совершения; личность виновного (должностное лицо, занимает руководящую должность, женат); его имущественное положение (имеет постоянное место работы и заработок), отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в связи с чем прихожу к выводу о назначении должностному лицу ФИО1 наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

должностное лицо - <данные изъяты>ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Чукотскому автономному округу (Счетная палата Чукотского автономного округа л/с <***>); ИНН: <***>; КПП: 870901001; ОКТМО: 77000000; БИК: 017719101; Отделение Анадырь Банка России//УФК по Чукотскому автономному округу, г. Анадырь, ЕКС: 40102810745370000064; расчётный счёт <***>; КБК 91111601156010000140.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа (<...>).

Разъяснить ФИО1 положения ст. 32.2 КоАП РФ, согласно которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Разъяснить ФИО1 положения ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.

Настоящее постановление судьи может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии или опротестовано в том же порядке в те же сроки.

Судья (подпись) Е.В. Гребенщикова

Копия верна

Судья Е.В. Гребенщикова