ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1732/2021 от 21.01.2022 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 5-22/2022

УИД 23RS0008-01-2021-005497-52

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 января 2022 года г. Белореченск

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Волковая Н.А., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК Степаненко О.А.,

рассмотрев административное дело в отношении юридического лица - ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК (ИНН 2303010851, ОГРН 1022300712741), юридический адрес: Краснодарский край, г.Белореченск, ул.Толстого, 160,

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.31 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Главным специалистом-экспертом отдела специализированного надзора за радиационной безопасностью и условиями труда Межрегионального управления №101 ФМБА России Балакаревой Е.Н. 03.12.2021 года в отношении ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.6.31 КоАП РФ.

03.12.2021 года в 13 часов в ГБУЗ «Белореченская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (г.Белореченск, ул. Толстого, д.160) в нарушение ст.ст.16, 20 ФЗ от 20.07.2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» при проведении плановой выездной проверки не обеспечило выполнение требований Постановления Правительства РФ от 22.06.2019 г. № 797 "Об утверждении Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов", а именно: выявлено нарушение требований ч.6 ст.16 ФЗ от 20.07.2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», п.75 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением № 797, а именно в ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК не организованно и обеспечено формирование запаса компонентов донорской крови; выявлены нарушения требований п.п. 3,4 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, п.п. 2,3 гл. II Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26.10.2020 г. № 1148н "Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов", а именно существующая система безопасности в организации не обеспечивает в полном объеме стабильность процессов по хранению, транспортировке и клиническому использованию: не осуществляется управление персоналом (в должностные инструкции не внесены определяющие обязанности каждого работника в рамках внедрения и непрерывного совершенствования системы безопасности); не проводятся внутренние проверки (аудит) деятельности по хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов; не принимаются меры, направленные на профилактику нарушений требований безопасности и устранение причин и последствий выявленных нарушений; не в полном объеме осуществляется контроль и мониторинг условий транспортировки донорской крови и ее компонентов. Кроме того, в ходе проверки выявлено нарушение требований п.5, п.7 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, а именно руководством в организации не обеспечено в пределах своих полномочий эффективное функционирование системы безопасности, выделение необходимых ресурсов, определение должностных обязанностей персонала в объеме, исключающем возникновение рисков для безопасности донорской крови и (или) ее компонентов и распределение полномочий персонала в целях разработки, внедрения и непрерывного совершенствования системы безопасности; выявлено нарушение требований п.13 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, п.11, п.13, п.14, п.15 гл. III требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ №1148н от 26.10.2020 г., а именно в организации не разработаны стандартные операционные процедуры для всех этапов хранения, транспортировки, проведение исследований, с учетом действующей нормативной документации, описывающие работы с применением медицинских изделий на основе эксплуатационной документации производителя медицинского изделия. Также выявлено нарушение требований п.п. 2,3,4 ч.3 ст.20 ФЗ от 20.07.2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»; п.4, п.12, п.90 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, подп."а"-"е" п.5, подп."а"-"з" п.6, подп. "а" п.7, п.13 Правил ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. №667, а именно в рамках системы безопасности в организации не обеспечивается внесение в базу данных донорства крови и ее компонентов информации, позволяющей проследить все этапы работ по: хранению донорской крови и (или) её компонентов; транспортировке донорской крови и (или) её компонентов; клиническому использованию донорской крови и (или) её компонентов. В нарушение подп. «е», «ж» п.4, п.14-16 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, а именно в организации не проводятся внутренние проверки (аудит) деятельности по хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, не утвержден актом организации состав комиссии для проведения внутренних проверок, отсутствует график проведения внутренних проверок, не осуществляется планирование внутренних проверок с учетом результатов предыдущих проверок, а также не документируются результаты внутренних проверок, принятие мер, направленных на профилактику нарушений требований безопасности и устранение причин и последствий выявленных нарушений; выявлено нарушение требования подп. «г» п. 4, п.п. 17, 18 гл. II Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утверждённых в ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК, не обеспечена в полном объёме регистрация данных о расходных материалах (реагентах, растворах), образцах крови реципиента, исполнителях работ, режимах транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов, что затрудняет идентификацию и прослеживаемость на всех этапах от медицинского обследования донора до конечного использования его донорской крови и (или) ее компонентов с последовательным внесением соответствующей информации в медицинскую документацию и базу данных донорства крови и ее компонентов: в некоторых случаях не зарегистрирована информация о размораживании свежезамороженной плазме в журнале (<данные изъяты>); процедура подогрева эритроцитсодержащих компонентов не регистрируется; в некоторых случаях (рабочих журналах КДЛ) невозможно установить исполнителей работ из-за отсутствия расшифровки подписей ответственных лиц; в журналах КДЛ отсутствуют регистрационные данные о расходных материалах (реагентах, растворах); не регистрируется режим транспортировки компонентов донорской крови. Помимо этого, выявлено нарушение требований подп. "г" п.66, п. 90 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 г. № 797, п. 54 приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ №1148н от 26.10.2020 г., а именно при получении донорской крови и (или) ее компонентов работник, уполномоченный руководителем организации, осуществляющей клиническое использование донорской крови и ее компонентов, не вносит сведения о результатах проверки характеристик внешнего вида (изменение цвета, наличие нерастворимых осадков, сгустков) и условий транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов в медицинскую документацию и базу данных донорской крови и ее компонентов, не регистрируется контроль целостности контейнера донорской крови и (или) ее компонентов при транспортировке; выявлено нарушение требований подп."в" п.80 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 797, п.11 «Порядка медицинского обследования реципиента, проведения проб на индивидуальную совместимость, включая биологическую пробу, при трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 г. N 1134н: в клинико-диагностической лаборатории не проводится скрининг аллоиммунных антител к антигенам эритроцитов с использованием панели стандартных эритроцитов, состоящей не менее чем из 3 видов клеток, типированных по антигенам С, с, Е, е, К, Кидд, Даффи, Лютеран, MNS, Левис. Также выявлено нарушение требований п. 87 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. №797, а именно при трансфузиях новорожденным не осуществляется индивидуальный подбор эритроцитсодержащих компонентов донорской крови с проведением непрямого антиглобулинового теста или теста с такой же чувствительностью в клинико-диагностической лаборатории. При проверке выявлено нарушение требований п.93 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 г. № 797, а именно непосредственно перед трансфузией компоненты донорской крови (эритроцитсодержащие) не подогреваются с использованием медицинских изделий, обеспечивающих контроль температурного режима; регистрация температурного режима по каждой единице донорской крови и (или) ее компонентов в медицинской документации не осуществляется; выявлено нарушение требований п.п. 3, 80, 81 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 № 797, выразившееся в том, что в некоторых случаях в медицинской документации реципиента отсутствует заключение КДЛ с результатами исследований.

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК Степаненко О.А., в судебном заседании пояснил, что организация запаса донорской крови в учреждении является нецелесообразной, т.к. в здании ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК располагается хранилище донорской крови ГБУЗ «Станция переливания крови» М3 КК. Отпуск крови из данного хранилища осуществляется ГБУЗ СПК согласно договору от 11.12.2020 г. на безвозмездной основе круглосуточно в экспедиции ГБУЗ СПК. Учреждением были прияты меры для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, и 01.12.2021 года с учетом замечаний, в целях обеспечения стабильности процессов по хранению, транспортировке и клиническому использованию крови и ее компонентов разработан ряд нормативных документов, касающихся создания трансфузионнной комиссии, условиях транспортировки донорской крови и ее компонентов, назначении лиц, ответственных за транспортировку крови, о назначении лиц, ответственных за проведение трансфузионно-инфузионной терапии, разработано положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Учреждением были приняты меры для устранения нарушений в ходе проверки и 01.12.2021 года с учетом замечаний разработаны стандартные процедуры для всех этапов транспортировки, хранения, проведения исследований при обращении донорской крови и ее компонентов. 01.12.2021 года с учетом замечаний надлежащим образом оформляются журналы регистрации: подогрева компонентов крови, разморозки плазмы, надлежащим образом ведутся журналы в клинико- диагностической лаборатории. Приняты меры для устранения нарушений в ходе проверки, медицинская документация оформляется надлежащим образом с внесением сведений о результатах проверки внешнего вида и условий транспортировки донорской крови, контроль целостности контейнера донорской крови при транспортировке, регистрации температурного режима по каждой единице донорской крови, оформляется заключение КДЛ с результатами исследований. При трансфузиях новорожденным индивидуальный подбор эритросодержащих компонентов донорской крови с проведением прямого антиглобулинового теста по заявке ЦРБ осуществляется ГБУЗ СПК. Все нарушения, указанные в протоколе, устранены, приняты меры для недопущения впредь подобных нарушений. Просит учесть, что вышеуказанные нарушения допущены учреждением впервые, связаны с оформлением внутренней нормативной и медицинской документации ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК, данные нарушения не привели к причинению вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, и назначить наказание в виде предупреждения.

Выслушав представителя ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии виновных действий юридического лица – ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК в совершении названного правонарушения, что подтверждается следующими письменными доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № 101/39-21к от 03.12.2021 года с указанием обстоятельств совершения административного правонарушения и объяснениями представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д.5-11);

- решением о проведении плановой выездной проверки от 18.11.2021 года (л.д.13-15);

- актом выездной проверки № 101/39-21к от 03.12.2021 года, выявившим в деятельности ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении (л.д.16-18);

- протоколом осмотра к акту выездной проверки от 02.12.2021 года, согласно которому были осмотрены трансфузиологический кабинет и клинико-диагностическая лаборатория ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» М3 КК (л.д.19-23);

- проверочным листом Межрегионального управления № 101 ФМБА России (л.д.24-36);

- журналом регистрации анализов и их результатов, подтверждающим наличие нарушения, указанного в п.7 протокола об административном правонарушении (л.д.38-40);

- протоколами трансфузии, свидетельствующими о наличии нарушений, указанных в п.п.10,11 протокола об административном правонарушении (л.д.41-42);

- журналом учета транспортировки компонентов крови, подтверждающим наличие в действиях юридического лица нарушений, указанных в п.7 протокола об административном правонарушении (л.д.43).

Согласно ч.6 ст.16 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны сформировать запас донорской крови и (или) ее компонентов, соответствующих правилам заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов. Норматив указанного запаса донорской крови и (или) ее компонентов, порядок его формирования и расходования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Как следует из п.п.2,3,4 ч.3 ст.20 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» в базе данных донорства крови и ее компонентов в режиме реального времени содержится информация: о запасе донорской крови и ее компонентов с указанием группы крови, резус-принадлежности и фенотипа; о посттрансфузионных реакциях и об осложнениях у реципиентов; об обращении донорской крови и (или) ее компонентов.

В соответствии с п.3 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают соответствие работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов требованиям настоящих Правил. С этой целью в субъектах обращения донорской крови и (или) ее компонентов разрабатывается, внедряется и непрерывно совершенствуется система безопасности.

В силу п.4 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, система безопасности обеспечивает стабильность процессов по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов и включает в себя: а) управление персоналом; б) ведение медицинской документации, связанной с донорством крови и (или) ее компонентов и клиническим использованием донорской крови и (или) ее компонентов (далее - медицинская документация), статистического учета и отчетности по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов по формам, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации; в) размещение в установленном порядке информации в единой базе данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов (далее - база данных донорства крови и ее компонентов); г) идентификацию и прослеживаемость данных, указанных в пункте 17 настоящих Правил; д) контроль значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов по перечню согласно приложению N 1; е) проведение внутренних проверок (аудитов) деятельности по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов (далее - внутренние проверки); ж) принятие мер, направленных на профилактику нарушений требований безопасности и устранение причин и последствий выявленных нарушений; з) осуществление контроля и мониторинга условий хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов согласно приложению N 2.

В соответствии с п.12 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают внесение информации, позволяющей проследить все этапы работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, в медицинскую документацию и базу данных донорства крови и ее компонентов. Рукописные записи делаются четко и разборчиво.

Пунктом 13 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, предусмотрено, что для всех этапов заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов разрабатываются инструкции, описывающие соответствующие работы и последовательность действий персонала по их выполнению (далее - стандартные операционные процедуры). Стандартные операционные процедуры, описывающие работы с применением медицинских изделий, разрабатываются на основе эксплуатационной документации производителя медицинского изделия.

Проведение регулярных внутренних проверок в целях оценки эффективности системы безопасности в субъектах обращения донорской крови и (или) ее компонентов осуществляется комиссией. Состав комиссии и график проведения внутренних проверок утверждаются актом субъекта обращения донорской крови и (или) ее компонентов (п.14 Правил).

На основании п.15 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, планирование внутренних проверок осуществляется с учетом результатов предыдущих проверок.

По смыслу п.16 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, результаты внутренних проверок документируются, а по их итогам принимаются меры, направленные на устранение причин и последствий выявленных нарушений требований безопасности и профилактику таких нарушений. Руководство субъекта обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивает своевременное устранение выявленных нарушений требований безопасности и причин их возникновения.

Исходя из требований п.17 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, в целях обеспечения безопасности клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов осуществляется прослеживаемость данных о доноре, донациях, заготовленных донорской крови и (или) ее компонентов, расходных материалах (контейнерах, реагентах, растворах, лекарственных средствах), образцах крови донора, режимах хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов, образцах крови реципиента, исполнителях работ, а также о соответствии требованиям безопасности проводимых работ по заготовке, транспортировке, хранению и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов.

Как следует из п. 18 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, прослеживаемость предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил данных достигается посредством их идентификации на всех этапах от медицинского обследования донора до конечного использования его донорской крови и (или) ее компонентов, включая утилизацию, с последовательным внесением соответствующей информации в медицинскую документацию и базу данных донорства крови и ее компонентов.

Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают установленные настоящими Правилами условия хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов, образцов крови доноров и образцов крови реципиентов, а также реагентов посредством: г) регистрации контроля целостности контейнера донорской крови и (или) ее компонентов при транспортировке (п.66 Правил).

Согласно п.75 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, организация, осуществляющая клиническое использование донорской крови и ее компонентов, обязана сформировать запас донорской крови и (или) ее компонентов. Норматив указанного запаса, порядок его формирования и расходования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В силу п.80 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, после первичного определения группы крови по системе AB0 и резус-принадлежности образец крови реципиента направляется в клинико-диагностическую лабораторию организации, осуществляющей клиническое использование донорской крови и ее компонентов, на следующие подтверждающие исследования: а) определение группы крови по системе AB0 и резус-принадлежности; б) определение антигена K; в) скрининг аллоиммунных антител с использованием не менее 3 образцов тест-эритроцитов; г) определение антигенов эритроцитов C, c, E, e для пациентов, указанных в пункте 82 настоящих Правил. При совпадении результатов определения антигенов эритроцитов C, c, E, e, K, проведенных дважды в организации, осуществляющей клиническое использование донорской крови и ее компонентов, антигены эритроцитов C, c, E, e, K реципиента считаются установленными и в дальнейшем не определяются.

По смыслу п.81 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, результаты исследований, указанные в пункте 80 настоящих Правил, вносятся в медицинскую документацию реципиента.

На основании п.87 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, при трансфузиях новорожденным проводится индивидуальный подбор эритроцитсодержащих компонентов донорской крови с применением непрямого антиглобулинового теста или теста с такой же чувствительностью. Анализ проводится как с сывороткой крови ребенка, так и с сывороткой крови матери. Если у матери и ребенка разные группы крови по системе AB0, то выбирают эритроциты донора, совместимые с сывороткой ребенка и с учетом специфичности аллоимунных антител, выявленных у матери. При невозможности взятия образцов крови матери допускается трансфузия на основании результатов индивидуального подбора с использованием сыворотки ребенка.

При получении донорской крови и (или) ее компонентов работник, уполномоченный руководителем организации, осуществляющей клиническое использование донорской крови и ее компонентов, проверяет соблюдение условий транспортировки, предусмотренных приложением N 2 к настоящим Правилам, а также характеристики внешнего вида донорской крови и (или) ее компонентов (изменение цвета, наличие нерастворимых осадков, сгустков) и вносит сведения о результатах проверки в медицинскую документацию и базу данных донорской крови и ее компонентов (п.90 Правил).

Исходя из требований п.93 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 797 от 22.06.2019 года, трансфузии донорской крови, эритроцитсодержащих компонентов донорской крови, плазмы и криопреципитата начинают непосредственно после подогревания контейнера не выше 37 градусов Цельсия с использованием медицинских изделий, обеспечивающих контроль температурного режима, и регистрацией температурного режима по каждой единице донорской крови и (или) ее компонентов в медицинской документации.

Как следует из п.2 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» с целью обеспечения безопасности работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов в субъектах обращения донорской крови и (или) ее компонентов разрабатывается, внедряется и непрерывно совершенствуется система безопасности, включающая обеспечение безопасности и контроль безопасности донорской крови и (или) ее компонентов.

По смыслу п.3 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» обеспечение безопасности донорской крови и (или) ее компонентов включает: а) управление персоналом; б) ведение медицинской документации, связанной с донорством крови и (или) ее компонентов и клиническим использованием донорской крови и (или) ее компонентов (далее - медицинская документация), статистического учета и отчетности по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов; в) размещение информации в единой базе данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови ее компонентов (далее - база данных донорства крови и ее компонентов); г) идентификацию и прослеживаемость данных; д) проведение внутренних проверок (аудитов) деятельности по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов; е) принятие мер, направленных на профилактику нарушений требований безопасности и устранение причин и последствий выявленных нарушений; ж) контроль и мониторинг условий хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов.

Пунктом 5 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» руководитель субъекта обращения донорской крови и (или) ее компонентов назначает лицо, ответственное за разработку, внедрение и непрерывное совершенствование системы безопасности.

На основании п.7 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают проведение обучения и повышение квалификации персонала в соответствии с выполняемыми видами работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов.

Согласно п.11 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов разрабатывают СОП для всех этапов заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов, а также взаимосвязанных с ними видов деятельности, таких как: маркировка, уведомление организаций о выявлении несоответствий, влияющих на безопасность донорской крови и ее компонентов, переданных им ранее для клинического и иного использования, входной контроль материалов, обработка оборудования, уборка помещений и иные.

В соответствии п.13 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают наличие СОП, регламентирующего разработку и утверждение СОП на выполнение работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов.

Пунктом 14 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» предусмотрено, что разработка и утверждение СОП предусматривает оформление (текст, блок-схемы, иное), утверждение, регистрацию (присвоение номера) и учет, доведение СОП до исполнителей работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, внесение изменений в СОП, срок пересмотра и срок действия СОП, изъятие устаревших версий, архивирование.

По смыслу п.15 приказа Министерства здравоохранения РФ № 1148н от 26.10.2020 года «Об утверждении требований к организации системы безопасности деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов при заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов» СОП содержит указания по выполнению работ, в том числе относительно последовательности действий персонала на всех этапах выполнения работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов с целью обеспечения соответствия выполняемых действий обязательным требованиям в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Мониторинг условий хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов осуществляется персоналом подразделений субъекта обращения донорской крови и (или) ее компонентов (п.53 Правил).

Исходя из требований п.5 Постановления Правительства РФ № 667 от 05.08.2013 года «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов» в базе данных донорства крови и ее компонентов в режиме реального времени обеспечивается ежедневный сбор информации: а) об объеме заготовленной донорской крови и ее компонентов; б) о запасе донорской крови и ее компонентов с указанием группы крови, резус-принадлежности и фенотипа; в) о посттрансфузионных реакциях и об осложнениях у реципиентов (с 1 января 2016 г.); г) об обращении донорской крови и (или) ее компонентов; д) о деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов (с 1 января 2016 г.); е) о количестве случаев безвозмездно переданной в организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, донорской крови и (или) ее компонентов и их объеме.

База данных донорства крови и ее компонентов содержит регистр, в который ежедневно вносится следующая информация о каждом доноре после выполнения им донорской функции: а) фамилия, имя и отчество, в случае их изменения - иные фамилия, имя и отчество; б) дата рождения; в) пол; г) информация о регистрации по месту жительства или пребывания; д) реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; е) дата включения в регистр; ж) группа крови, резус-принадлежность, информация об исследованных антигенах и о наличии иммунных антител; з) информация о предыдущих донациях (п.6 Постановления Правительства РФ № 667 от 05.08.2013 года «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов»).

В силу подп.а п.7 Постановления Правительства РФ № 667 от 05.08.2013 года «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов» в базе данных донорства крови и ее компонентов размещается: информация, указанная в подпунктах "а" - "е" пункта 5 и подпунктах "а" - "з" пункта 6 настоящих Правил, - организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

В силу п.13 Постановления Правительства РФ № 667 от 05.08.2013 года «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов» хранение в базе данных донорства крови и (или) ее компонентов информации осуществляется в течение 30 лет со дня ее размещения.

Пунктом 11 Порядка медицинского обследования реципиента, проведения проб на индивидуальную совместимость, включая биологическую пробу, при трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ № 1134н от 20.10.2020 года, исследование образцов крови реципиента организуется в лаборатории медицинской организации и включает в себя: подтверждающее определение группы крови по системе AB0 перекрестным методом с использованием реагентов, содержащих анти-A, анти-B антитела и стандартные эритроциты; определение группы крови по системе AB0 новорожденным детям осуществляется из периферической крови, прямым методом с использованием реагентов, содержащих анти-A, анти-B антитела; в случае расхождения результатов прямого и обратного определения (выявление экстраагглютинина анти-A1) группы крови по системе AB0 для подтверждения подгруппы A2 или A2B используют реактив анти-A1; подтверждающее определение резус-принадлежности с использованием реагентов, содержащих анти-D IgM. В случае расхождения результатов исследования, полученных в разных медицинских организациях, а также при исследовании резус-принадлежности у беременных женщин, определяется наличие вариантов антигена D с использованием реактива анти-D IgG; определение антигена эритроцитов K1 системы Kell (далее - антиген K); определение антигенов эритроцитов C, c, E, e лицам женского пола в возрасте до 18 лет и женщинам детородного возраста, реципиентам, которым показаны повторные трансфузии, реципиентам, у которых когда-либо выявлялись аллоиммунные антитела, а также реципиентам, у которых в анамнезе отмечены несовместимые трансфузии; скрининг аллоиммунных антител к антигенам эритроцитов с использованием панели стандартных эритроцитов, состоящей не менее чем из 3 видов клеток, типированных по антигенам C, c, E, e, K, Кидд, Даффи, Лютеран, MNS, Левис. Скрининг проводится в непрямом антиглобулиновом тесте. В каждую серию исследований включаются "положительный" и "отрицательный" контроли (образцы сывороток, содержащие и не содержащие антитела). Не допускается применение смеси (пула) образцов эритроцитов для скрининга аллоиммунных антител; при отсутствии аллоиммунных антител в плазме матери или новорожденного ребенка и при отрицательном результате прямой пробы Кумбса с эритроцитами ребенка пробы на совместимость перед трансфузией новорожденному не проводятся.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК грубо нарушены требования правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, установленных Правительством Российской Федерации.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что вина юридического лица – ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК в совершении указанного деяния доказана, а его действия правильно и обоснованно квалифицированы по ч.1 ст.6.31 КоАП РФ, как несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, установленных Правительством Российской Федерации.

Санкция ч.1 ст. 6.31 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно представленной информации, ГБУЗ «Белореченская ЦРБ» МЗ КК ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.

Также суду представлены копии приказа от 01.12.2021 года об ответственных лицах за транспортировку компонентов крови в ГБУЗ «Белореченской ЦРБ» МЗ КК, приказа от 01.12.2021 года о назначении лиц, ответственных за проведение трансфузионно-инфузионной терапии в ГБУЗ «Белореченской ЦРБ» МЗ КК, приказа от 01.12.2021 года о создании трансфузионной комиссии в ГБУЗ «Белореченская ЦРБ», положения о районной комиссии по профилактике посттрансфузионных осложнений, инструкция по организации мероприятий при возникновении посттрансфузионных осложнений, приказа от 01.12.2021 года об ответственных лицах за внедрение и совершенствование системы безопасности и внутреннего контроля качества медицинской деятельности, положения о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, отчета о выполненных корректирующих мероприятиях и признании внутренней проверки (аудита) завершенным, договора от 11.12.2020 года безвозмездной поставки донорской крови и (или) ее компонентов, журнала регистрации разморозки плазмы, журнала регистрации подогрева (согревания) компонентов крови, процедур определения группы крови системы АВО, аллогенных антигенов цоликлонами Анти-D-Супер, выявления резусных антител, иммунных анти-А, анти-В антител с использованием унитиола, определения аллогенных антигенов цоликлонами анти-С Супер, -с Супер, -Е Супер, -е Супер, определения фенотипа антигенов эритроцитов системы Келл, непрямого антиглобулинового теста. Указанное свидетельствует о частичном устранении выявленных нарушений ГБУЗ «Центральная ЦРБ» МЗ КК на момент рассмотрения административного дела.

Таким образом, при назначении наказания юридическому лицу – ГБУЗ «Центральная ЦРБ» МЗ КК суд учитывает степень и характер совершенного правонарушения, посягающего на отношения в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сведения о юридическом лице, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств: признание вины, частичное устранение выявленных нарушений, в связи с чем считает необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа, что сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

П О С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Белореченская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.31 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: расчетный счет 03100643000000012100, получатель: УФК по СК (Межрегиональное управление №101 ФМБА России л/сч 04211824070), ИНН 2629009570, КБК 38811601061010031140, ОКАТО 07418000000, ОКТМО 07718000, КПП 262901001, отделение Ставрополь Банка России // УФК по Ставропольскому краю г.Ставрополь кор.счет (ЕКС) 40102810345370000013, БИК 010702101.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Н.А. Волковая