ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1732/2021 от 30.04.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1732/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

30 апреля 2021 года 180007, <...>

Резолютивная часть оглашена 1 апреля 2021 г.

Мотивированное постановление изготовлено 30 апреля 2021 г.

Судья Псковского городского суда Пантелеева И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Российские железные дороги», юридический адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

УСТАНОВИЛ:

11 декабря 2020 г. в 13 час. 54 мин. на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № 2620 (индекс поезда ) прибыл товар «орехи кешью свежие или сушеные, очищенные от скорлупы», код ТН ВЭД ЕАЭС 0801320000, общее количество грузовых мест товара – 1000 коробок, вес брутто 23320,00 кг., вес нетто 22680,00 кг., перемещающийся в контейнере № LGKU2414422 на платформе № 94535630, по железнодорожной накладной СМГС № 6319204 от 07.12.2020, следовавший из Литвы в Казахстан.

В таможенный орган представителем перевозчика ОАО «РЖД» для регистрации сообщения о прибытии были предоставлены следующие документы: ж/д накладная № 6319204 от 07.12.2020, инвойс №181/EX/2020 от 20.08.2020, приложение № 1 от 03.12.2020 к инвойсу №181/EX/2020 от 20.08.2020, упаковочный лист №181/EX/2020 от 20.08.2020, реэкспортный фитосанитарный сертификат Литвы № EB/LT/044511 от 04.12.2020 на товар: «орехи кешью свежие или сушеные, очищенные от скорлупы», код ТН ВЭД ЕАЭС 0801320000.

По результатам документального фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного поста было установлено, что в товаросопроводительных документах отсутствует оригинал или заверенная копия фитосанитарного сертификата экспортера (фитосанитарный сертификат страны происхождения товара - Вьетнам), в графе 24 «Документы, приложенные отправителем» железнодорожной накладной СМГС № 6319204 от 07.12.2020 информация о наличии фитосанитарного сертификата страны экспортера (фитосанитарный сертификат страны происхождения товара) не указана.

11 декабря 2020 г. уполномоченным должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос № 5174 от 11.12.2020 о необходимости предоставления оригинала или заверенной копии фитосанитарного сертификата страны экспортера на товар «орехи кешью свежие или сушеные, очищенные от скорлупы», перемещаемый в железнодорожном контейнере № LGKU2414422 на платформе № 94535630.

После принятия решения о проведении таможенного досмотра, 11 декабря 2020 г. перевозчиком ОАО «РЖД» была предоставлена копия фитосанитарного сертификата страны экспортера от 06.08.2020 № 078917S1/20/0201, то есть данный фитосанитарный сертификат в копии был предоставлен перевозчиком после ввоза, прибытия товара «орехи кешью» код ТНВЭД ЕАЭС 0801 на таможенную территорию ЕАЭС.

16 декабря 2020 г. по результатам проведенного документального карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора принято решение «Транзит разрешен», акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 16.12.2020 № 600856161220021.

Таким образом, действия перевозчика ОАО «РЖД», выразились в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а именно: при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» не были предоставлены разрешительные документы (оригинал фитосанитарного сертификата страны экспортера или его заверенная копия), образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ОАО «РЖД» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела было извещено надлежащим образом.

Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала, просила назначать административное наказание в пределах санкции статьи.

Судья, выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно пп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом (пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств членов.

Согласно п. 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции. В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.

В силу пункта 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает ряд проведения контрольных мероприятий, в том числе - документарная проверка.

Согласно пункту 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены: коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции; фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 названного Положения.

Как указано в п. 2.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам, заверенная копия представляет собой копию оригинала фитосанитарного сертификата, которая легализована (проштампована, датирована и заверена) НОКЗР с указанием того, что это – верная и полная копия оригинала фитосанитарного сертификата. Она может быть выдана по запросу экспортера. Она не заменяет оригинал. Подобные копии используются в основном для целей реэкспорта.

Фитосанитарные сертификаты должны сопровождать груз, на который они были выданы. Фитосанитарные сертификаты могут передаваться также отдельно от груза по почте или с помощью других средств, если таковые приемлемы для НОКЗР импортирующей страны. Электронные фитосанитарные сертификаты, если они используются, должны быть предоставлены непосредственно соответствующим официальным лицам НОКЗР. Во всех случаях фитосанитарные сертификаты должны быть предоставлены НОКЗР импортирующей страны по прибытии груза. Таким образом, отсутствие разрешительных документов (оригинала фитосанитарного сертификата/его заверенной копии) на товар «орехи кешью» свидетельствовало о том, что при ввозе 11.12.2020 на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции, перевозчиком ОАО «РЖД» не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Едиными карантинными фитосанитарными требованиями. Предоставление копии фитосанитарного сертификата страны экспортера от 06.08.2020 № 078917S1/20/0201 (письмо от 11.12.2020 № 3540/Т), не свидетельствует о выполнении данной обязанности, поскольку данный фитосанитарный сертификат на момент прибытия отсутствовал.

Установлено, что 11 декабря 2020 г. при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию товара «орехи кешью» код товара 0801320000ТН ВЭД ЕАЭС в железнодорожном вагоне № 94535630 перевозчиком ОАО «РЖД» не был предоставлен оригинал разрешительного документа/его заверенная копия – фитосанитарный сертификат страны экспортера от 06.08.2020 № 078917S1/20/0201, сведения о котором также отсутствовали в ж/д накладной.

Товар «орехи кешью свежие или сушеные, очищенные от скорлупы» включен в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза и подлежат обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и перемещении между государствами - членами Евразийского экономического союза.

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе».

В соответствии с пунктом 6 Единых карантинных фитосанитарных требований предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 №157) ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификат, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны экспортера и (или) страны – реэкспортера.

В соответствии со ст.2 п. 34 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – ФЗ РФ № 206-ФЗ) реэкспортный фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-реэкспортера и сопровождает партию подкарантинной продукции, импортируемой в страну в целях ее последующего экспорта, если осуществлялись хранение, разделение на части, переупаковка указанной партии подкарантинной продукции, смешивание ее с другими партиями подкарантинной продукции, а также удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

В соответствии со ст.2 п.37 ФЗ РФ № 206-ФЗ фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов определены «Международными стандартами по фитосанитарным мерам МСФМ 12. Фитосанитарные сертификаты» (2011 год).

Исходя из правовых норм, отраженных в п. 3.1 "Международных стандартах по фитосанитарным мерам "Руководство по фитосанитарным сертификатам" МСФМ № 12", реэкспортный фитосанитарный сертификат выдается, если груз импортируется в страну, а затем экспортируется в другую страну. Подлинник исходного фитосанитарного сертификата или его заверенная копия также должны сопровождать этот груз.

В соответствии с п.2 статьи 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» не были предоставлены разрешительные документы (оригинал фитосанитарного сертификата страны экспортера или его заверенная копия).

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений является публично-правовой и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей и, до определенной степени, - действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства.

Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер.

Следовательно, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.

Вина в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: ж/д накладная № 6319204 от 07.12.2020, инвойс №181/EX/2020 от 20.08.2020, приложение № 1 от 03.12.2020 к инвойсу №181/EX/2020 от 20.08.2020, упаковочный лист №181/EX/2020 от 20.08.2020, реэкспортный фитосанитарный сертификат Литвы № EB/LT/044511 от 04.12.2020, запрос таможенного органа начальнику ст.Себеж от 11.12.2020 №5174, письмо филиала ОАО «РЖД» ст.Себеж от 11.12.2020 №3540/Т, иные материалы дела об АП.

Согласно информации базы данных АИС «Правоохрана – Административные правонарушения» ОАО «Российские железные дороги» в сроки, предусмотренные ст. 4.6 КоАП России, ОАО «РЖД» совершало однородное административное правонарушение, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП России является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП России, не установлены.

Оценив указанные доказательства в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о виновности ООО «РЖД» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Нарушений действующего законодательства РФ, а также норм международного права в ходе проведения административного расследования не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Правовые основания для назначения наказания в виде предупреждения отсутствуют, оснований для освобождения ООО «РЖД» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, считаю необходимым назначить перевозчику ООО «РЖД» наказание в виде штрафа.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Российские железные дороги», юридический адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 55 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа следующие: Получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя 7730176610, КПП получателя 773001001.

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, УФК г.Москва, БИК 024501901, счёт получателя: 03100643000000019502, ОКТМО 45328000, код таможни: 10209000, КБК 15311601161010000140, УИН 15310102090004149207, поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-1732/2021 для Псковской таможни.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд.

При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока второй экземпляр постановления суда направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.