ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-173/2014 от 25.09.2014 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

 Дело №5-173/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 город Сосногорск Республика Коми 25 сентября 2014 года

 Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Рябов А.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Малого В.В., защитника Торопова Н.Я., временно исполняющей обязанности начальника ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Рязановой Е.Н., специалиста-эксперта ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Обориной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

 индивидуального предпринимателя Малого В.В., <скрытые данные>,

 предусмотренном 4.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных

 правонарушениях,

 УСТАНОВИЛ:

 <дата обезличена> специалистом-экспертом ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Обориной Е.А. по результатам совместной с отделением иммиграционного контроля ОИК УФМС России по Республике Коми проверки при проведении на основании приказа <номер обезличен> от <дата обезличена> оперативно-профилактического мероприятия «<скрытые данные>» составлен протокол об административном правонарушении <номер обезличен>, из которого следует, что индивидуальный предприниматель Малый В.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> привлек к трудовой деятельности гражданина <скрытые данные> НАВ в качестве подсобного рабочего по укладке тротуарной плитки в строящемся детском парке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, при этом НАВ не имел разрешения на работу в Российской Федерации, а также патента. Своими действиями ИП Малый В.В. допустил нарушение ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 В судебном заседании Малый В.В. и защитник Торопов Н.Я. полагали, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о привлечении ИП Малым В.В. к трудовой деятельности иностранного гражданина НАВ, а именно: уведомление ИП Малого В.В. о проверке, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки миграционного контроля (надзора) о проведении проверки миграционного законодательства ИП Малого В.В. на объекте в строящемся детском парке, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, акт проверки, сведения об ознакомлении Малого В.В. с данным актом, что является грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Не установлен факт привлечения именно Малым В.В. к трудовой деятельности гражданина Украины, поскольку по вышеуказанному адресу осуществляют трудовую деятельность несколько подрядчиков, в связи с чем просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях ИП Малого В.В. состава административного правонарушения.

 Временно исполняющая обязанности начальника ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Рязанова Е.Н., специалист-эксперт ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Оборина Е.А. в судебном заседании полагали, что в действиях ИП Малого В.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

 Заслушав Малого В.В., защитника Торопова Н.Я., Рязанову Е.Н., Оборину Е.А., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

 В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

 Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 В силу 4.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон) результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 Часть 4 статьи 10 Закона устанавливает, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона.

 Согласно части 1 статьи 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

 Исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 20 Закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частью 1 статьи 14 Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); частью 4 статьи 16 Закона (в части непредставления акта проверки). Целью проверки фактически являлось выявление нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

 Содержащийся в части 3.1 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц перечень видов государственного контроля (надзора), на который не применяются положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, на момент проведения проверки ИП Малого В.В., не включает в себя область, касающуюся привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

 В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона особенности организации и проведения проверок в часта, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

 Такие особенности закреплены в ст. 32 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от <дата обезличена> № 115-ФЗ и совместном приказе МВД РФ и ФМС РФ <номер обезличен> от <дата обезличена> «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».

 В силу пункта 10 статьи 32 Закона № 115-ФЗ предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается.

 Согласно пунктам 22.1.2, 23, 24, 45 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ и ФМС РФ <номер обезличен> от <дата обезличена>, выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также места фактического осуществления им трудовой деятельности. В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд. Документарная проверка проводится в случае получения подразделением системы ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства Российской Федерации, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение. Проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении проверки. По результатам

 совместной проверки составляется акт, который подписывается руководителем группы по проведению проверки и всеми сотрудниками, включенными в группу.

 В соответствии с п. 31 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ и ФМС РФ <номер обезличен> от <дата обезличена>, распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию и сведения, в том числе, об объекте проверки, а в случае если объектом проверки являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя.

 Однако, в материалах дела распоряжение должностного лица УФМС России по Республике Коми о проведении проверки ИП Малого В.В. и акт проверки отсутствуют. Проведение совместной с отделением иммиграционного контроля ОИК УФМС России по Республике Коми в рамках проведения ОПМ «<скрытые данные>» проверки на основании приказа <номер обезличен> от <дата обезличена> не принимается судом в качестве распоряжения о проведении проверки ИП Малого В.В.

 В связи с чем, выполнение требований части 1 статьи 14 и части 4 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являлось в данном случае обязательным.

 При таких обстоятельствах следует признать, что проверка ИП Малого В.В. проведена с грубым нарушением законодательства, в связи с чем ее результаты, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении не могут являться доказательствами нарушения индивидуальным предпринимателем Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 Доводы представителей ОУФМС России по Республике Коми в г.Сосногорске Рязановой Е.Н. и Обориной Е.А. об отсутствии необходимости составления распоряжения о проведении проверки и акта проверки являются неправильным толкованием закона.

 Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ИП Малого В.В. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.1 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса РФ

 об административных правонарушениях, судья

 ПОСТАНОВИЛ:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном 4.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Малого В.В., прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.

 Судья                         А.В. Рябов