Дело № 5-174/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
182250, <...>
03 апреля 2018 года
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Москаленко Т.Ю.,
при секретаре Коротких А.В.,
представителя Псковской таможни ФИО1, действующего на основании доверенности № 07-43/0114 от 25.01.2018,
представителей ЗАО «Вильяна» ФИО2 и ФИО3, действующих на основании доверенностей от 25.12.2017,
рассмотрев дело по обвинению ЗАО «Вильяна» (адрес регистрации юридического лица: К.Сташё, д.23, г.Вильнюс, Литовская Республика, ЛТ-11112, регистрационный код предприятия 122735936, дата регистрации 17.08.1994 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Фирма-перевозчик ЗАО «Вильяна» совершила административное правонарушение выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
19 декабря 2017 года на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых автотранспортных средств, регистрационные номера №, под управлением гражданина ФИО4. Перевозку осуществляла компания ЗАО «Вильяна». Состав транспортных средств следовал из Литвы в Россию.
При прибытии на таможенную территорию ТС водитель транспортного средства – ФИО5 предоставил в таможенный орган товаросопроводительные документы: ТД №10012190/201117/0016924, товаротранспортную накладную CMR № 0011345 от 16.12.2017, инвойс № 1/2017 FRT-010 от 12.12.2017, спецификацию № 1/2017, фитосанитарные сертификаты EC/NL/PCNU 145545562, 145554382 от 14.12.2017.
Документы и сведения представлялись в соответствии со ст. 159,182 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Согласно товаросопроводительным документам перемещался товар «семена овощных культур для посева» Венгрия, Новая Зеландия, Италия, Китай, Нидерланды, Франция, Польша, Германия, Сербия, Дания, код ТНВЭД 0909210000, 090961002, 0910993300, 1207501000, 1209999900, 1214901000, весом брутто 19297,5 кг, 24 грузовых места.
Отправитель товара – UAB DOGANAS, Kirtimu 61, Vilnius, Lithuania VA0366, получатель товара – ООО «ФЮРТ» д.Верея, Раменский район, Московская область).
В ходе проведенного ветеринарного контроля на таможенном посту МАПП Бурачки 20.12.2017 было установлено, что в реэкспортном фитосанитарном сертификате Нидерланды EC/NL/PCNU 145545562 от 14.12.2017 неверно указан номер фитосанитарного сертификата Новой Зеландии. Должно быть указано NZL2016/AQ/39139, а указано NZL2016/AQ/30139. По результатам фитосанитарного контроля был составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзор) № 600918201217002, в соответствии с которым ввоз указанного выше товара «семена овощных культур для посева» на территорию Российской Федерации запрещен. Не соблюдены п.4.1, 4.3 «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзор) на таможенной границе Евразийского экономического союза», решение КТС № 318 от 18.06.2010 (в редакции Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017) международный стандарт по фитосанитарным мерам № 12.
07 декабря 2017 года Псковской таможней в отношении ЗАО «Вильяна» возбуждено дело об административном правонарушении №10209000-77/2018 по ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело для рассмотрения по существу направлено в суд.
В судебном заседании представители ЗАО «Вильяна» ФИО2 и ФИО3 пояснили, что в ходе проведения фитосанитарного контроля (надзора) Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям на таможенном посту МАПП Бурачки, было установлено, что в реэкспортном фитосанитарном сертификате Нидерланды EC/NL/PCNU 145545562 от 14.12.2017 неверно указан номер фитосанитарного сертификата Новой Зеландии. Должно быть указано NZL2016/AQ/39139, а указано NZL2016/AQ/30139. В данном случае просто произошла техническая ошибка. ЗАО «Вильяна» вину в совершении данного правонарушения признает, просили о прекращении дела по малозначительности административного правонарушения.
Представитель Псковской таможни настаивал на привлечении ЗАО «Вильяна» административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.
Проверив представленные суду доказательства, суд полагает, что вина фирмы ЗАО «Вильяна» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ полностью установлена в ходе проверки.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 1 статьи 174 ТК ТС товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений настоящей статьи.
К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.
Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:
- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
- Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12).
В соответствии со ст.59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры:
1. Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
2. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
3. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.
Согласно п.3 ст.8 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенным органами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).
Товар «Семена овощных культур для посева» страна происхождения Новая Зеландия, по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 1209 и наименованию включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Согласно пункту 3.3. Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции Единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждаемым Евразийской экономической комиссией.
Согласно пункту 4.1.1. Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, за исключением случаев ввоза древесных упаковочных и крепежных материалов (при наличии специального маркировочного знака международного образца), а также случаев, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями.
3) разрешение на ввоз карантинных объектов в научно-исследовательских целях.
В соответствии с пунктом 4.1.4. Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
В соответствии с п.10. «Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, ввозимый на таможенную территорию Союза и перемещаемый по таможенной территории Союза, в том числе в почтовых отправлениях, ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах, семенной и посадочный материал (включая семенной и продовольственный картофель и материал для селекционных и научно-исследовательских целей) должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выданным уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера.
Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов установлены Международным стандартом по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011г (далее - Международный стандарт).
Согласно Международному стандарту экспортный фитосанитарный сертификат обычно выдается НОКЗР (национальная организация по карантину и защите растений) той страны, где были выращены данные растения или произведены растительные продукты или подкарантинные материалы.
Реэкспортный фитосанитарный сертификат выдается НОКЗР страны реэкспорта (страны, в которой данный сырьевой товар не произрастал или не перерабатывался), если груз не был подвержен риску заражения и соответствует фитосанитарным импортным требованиям импортирующей страны и если имеется исходный фитосанитарный сертификат или его заверенная копия.
В соответствии с п. 6.1 Международного стандарта исходный фитосанитарный сертификат или его заверенная копия должны сопровождать груз вместе с реэкспортным фитосанитарным сертификатом.
Реэкспортный фитосанитарный сертификат должен быть подписан только после того, как он будет должным образом заполнен.
Согласно п. 3.1.1 Международного стандарта фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если они, например, содержат или отражают:
- неполные или некорректные сведения;
- недостоверные или путаные сведения;
- спорные или непоследовательные сведения;
МСФМ 12 Фитосанитарные сертификаты МСФМ 12-12
- формулировки или сведения, не совместимые с моделью фитосанитарных сертификатов;
- сведения, добавленные неуполномоченными лицами;
- несанкционированные (не проштампованные, не датированные или не подтвержденные подписью) исправления или удаления;
- истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта;
- нечитабельные (например, неразборчиво написанные, поврежденные);
- незаверенные копии;
- переданы несанкционированным НОКЗР способом передачи (в отношении электронных фитосанитарных сертификатов);
- являются фитосанитарными сертификатами на растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы, запрещенные к ввозу.
При проведении карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее – Россельхознадзор) выявлены нарушения законодательства, составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № 600918201217002 от 20.12.2017. Ввоз подкарантинной продукции запрещен.
Причина запрета - в реэкспортном фитосанитарном сертификате №EC/NL/PCNU 145545562 от 14.12.2017 неверно указан номер фитосанитарного сертификата страны происхождения товара - Новая Зеландия, вместо №NZL2016/AQ/39139 указан № NZL2016/AQ/30139.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реэкспортный фитосанитарный сертификат №EC/NL/PCNU 145545562 от 14.12.2017 не может подтверждать соответствие партии подкарантинной продукции «семена овощных культур для посева» предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям (в связи с неправильным указанием номера фитосанитарного сертификата Новой Зеландии в реэкспортном фитосанитарном сертификате).
Таким образом, при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «Семена овощных культур для посева» (страна происхождения Новая Зеландия, код ТН ВЭД ЕАЭС – 1209) транспортной компанией ЗАО «Вильяна» не соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».
Согласно статье 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств - членов Таможенного Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, перевозчиком ЗАО «Вильяна» были нарушены требования, установленные ст.ст. 152 и 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза относительно соблюдения запретов и ограничений и предоставления таможенному органу документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимого товара.
В ходе производства по делу об административном правонарушении ЗАО «Вильяна» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Таким образом, перевозчиком ЗАО «Вильяна» при ввозе подконтрольной продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «консервы мясные, говядина тушеная» были нарушены требования, установленные ст.ст. 152 и 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза относительно соблюдения запретов и ограничений и предоставления таможенному органу документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимого товара.
Указанные обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются: CMR №0011345 от 16.12.2017, инвойсом №1/2017 FRT-010 от 12.12.2017, спецификациями №1/2017, фитосанитарными сертификатами EC/NL/PCNU 145545562, 145554382 от 14.12.2017, объяснением водителя ФИО5 от 20.12.2017 и иными материалами дела об АП.
На основании вышеизложенного, фирма-перевозчик ЗАО «Вильяна» правомерно привлечена к административной ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных ст.16.3 КоАП РФ.
Однако, принимая во внимание фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно, что при оформлении реэкспортного фитосанитарного сертификата Нидерланды EC/NL/PCNU 145545562 от 14.12.2017 из-за технической ошибки неверно указан номер фитосанитарного сертификата Новой Зеландии NZL2016/AQ/30139 вместо NZL2016/AQ/39139, а также, что действиями фирмы не причинен существенный вред экономическим интересам Российской Федерации, есть основания для объявления фирме ЗАО «Вильяна» устного замечания с прекращением производства по делу по п.2 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ по малозначительности административного правонарушения.
На основании ст.29.9-29.11, ст.2.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу в отношении фирмы ЗАО «Вильяна» по ст.16.3 КоАП РФ в силу ст.2.9 КоАП РФ.
Объявить фирме ЗАО «Вильяна»» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение 10 суток.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: Москаленко Т.Ю.