ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-174/2021 от 07.05.2021 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Дело № 5-174/2021.

УИД 51RS0019-01-2021-000316-53

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

ул. Пушкина, д.12а

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Мухаметшина А.И., рассмотрев в помещении суда, расположенном по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ***

***

ФИО1 организовала проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия при следующих обстоятельствах:

21.04.2021 в 01 час. 06 мин. ФИО1, находясь в г. Полярные Зори Мурманской области, осуществила предварительную агитацию путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте», на своей странице под ником *** по адресу: «<адрес>», находящейся в общем доступе для неограниченного круга лиц, пересланного сообщения штаба гр.Н «Среда, 19:00. Финальная схватка добра и нейтралитета», содержащего публичный призыв к участию в несанкционированном публичном мероприятии (митинге) в поддержку гр.Н на центральных площадях городов, в том числе г. Полярные Зори, центральная площадь (площадь имени Андрушечко), осуществив путем публичных призывов организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении, чем нарушила положения статей 5, 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 13). В телефонограмме от 30.04.2021, а также в заявлении, поступившем в суд в электронной форме 04.05.2021, просила о рассмотрении дела без ее участия по причине того, что она проживает в другом регионе в <адрес> (л.д. 23, 25), намерения направить защитника для участия в судебном заседании не выразила, объяснений по существу протокола об административном правонарушении не представила. Доказательством того, что ФИО1 выехала за пределы Мурманской области служит также копия заявления гр.П, на имя заведующей дошкольного учреждения о приостановлении образовательных отношений ***, в связи с отъездом в <адрес> с 26.04.2021 по 01.12.2021 (л.д. 16).

В порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассматривается без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ст. 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу положений ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование обеспечивается Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).

Виды (формы) публичных мероприятий закреплены в статье 2 указанного Федерального закона, одним из которых является митинг, под которым понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно положениям статьи 1 Закона Мурманской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением мероприятий, указанных в п. 1.1 настоящей статьи) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию муниципального образования в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования, при этом в силу п. 1.1 указанной статьи не требуется уведомление о проведении иного публичного мероприятия, в котором участвует не более 250 человек в единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах, определенных Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП (последняя редакция от 01.02.2021 № 27-ПП) утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для вышеуказанных целей мест и их предельная заполняемость на территории Мурманской области. Так, на территории г. Полярные Зори с подведомственной территорией к такой территории отнесена площадка около жилого дома № 18 по ул. Ломоносова в районе памятника В.И. Ленину (ред. постановления от 20.12.2018 № 600-ПП).

К действиям по организации публичного мероприятия на основании п. 2 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ относятся, в том числе, предварительная агитация в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

В соответствии с положением, предусмотренным п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации) под средством массовой информации понимается любая форма периодического распространения массовой информации. В силу ст. 24 данного Закона правила, установленные законом, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через телекоммуникационные сети.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона об информации).

Таким образом, сайт сети «Интернет» является средством массовой информации, использование которого в целях совершения правонарушений недопустимо и запрещено законом.

В пункте 31 постановления от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).

При этом организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он в силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1, находясь в г. Полярные Зори Мурманской области 21.04.2021 в 01 час. 06 мин. осуществила организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, выложив на своей странице по адресу «<адрес>», находящейся в общем доступе, пересланное сообщение штаба гр.Н «Среда, 19:00. Финальная схватка добра и нейтралитета», содержащее публичный призыв к неопределенному кругу лиц на участие в несанкционированном публичном мероприятии (митинге) в поддержку гр.Н на центральных площадях городов.

Так, согласно скриншоту персональной страницы, пользователем которой является ФИО1, в 01 час 06 минут 21.04.2021 на собственной странице в социальной сети «ВКонтакте» ею размещено обращение к неопределенному кругу лиц следующего содержания: «Среда, 19:00. Финальная схватка добра и нейтралитета. Центральная площадь вашего города. Не было и не будет митинга важнее.» (л.д. 6,7).

Не вызывает сомнений, что вышеуказанное сообщение-пост по своему содержанию является ничем иным, как публичным призывом к участию в несанкционированном митинге.

Изложенные обстоятельства, а именно: факт размещения ФИО1 на своей персональной странице в социальной сети публичного обращения был выявлен оперуполномоченным отдела уголовного розыска МО МВД России «Полярнозоринский» гр.М, что отражено им в рапорте на имя начальника МО МВД России «Полярнозоринский» от 21.04.2021. Так, согласно рапорту, в ходе мониторинга ГИС Интернет было установлено, что на персональной странице пользователя по адресу «<адрес>», имеющего исходные данные «***», город Полярные Зори, в разделе «***» размещены в свободном доступе для других пользователей сети материалы, призывающие к участию неопределенного круга лиц в несанкционированных собраниях, митингах и других массовых мероприятиях. По исходным данным пользователя установлено, что данная страница принадлежит ФИО1, *** (л.д. 4).

Согласно сообщению заместителя главы администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией гр.С от 22.04.2021, направленному в МО МВД России «Полярнозоринский», уведомления о проведении акций на территории г. Полярные Зори в администрацию города не поступало (л.д. 26).

Виновность ФИО1, наряду с вышеприведенными доказательствами, подтверждаются также протоколом об административном правонарушении №** от 21.04.2021 (л.д. 2-3), в котором обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения изложены в соответствии с обстоятельствами, установленными судьей, при этом протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; ФИО1 была ознакомлена с протоколом, от подписи в нём и от дачи объяснений отказалась, что зафиксировано должностным лицом отдела полиции участковым уполномоченным гр.Б, составившим протокол об административном правонарушении, а также отражено в его рапорте от 21.04.2021 (л.д. 11), из которого следует, что в ходе беседы с ФИО1 и гр.П, состоявшейся 21.04.2021 по месту их жительства, по обстоятельствам совершенного ими правонарушения ФИО1 и гр.П отказались давать письменные объяснения и подписывать протокол об административном правонарушении, при этом с протоколом были ознакомлены, от получения копии протокола отказались.

В судебное заседание ФИО1 мотивированных возражений по существу протокола об административном правонарушении не представила, фактов и обстоятельств, которые подлежали бы проверке судом при рассмотрении дела об административном правонарушении, не сообщила. При этом препятствий для предоставления суду мотивированных возражений у ФИО1 не было, поскольку еще 30.04.2021 от неё на электронный адрес суда поступило обращение (л.д. 25), в котором ФИО1 изложила свою просьбу о рассмотрении дела без её участия, подтвердив свою осведомленность о дате, времени и месте судебного заседания.

Причастность ФИО1 к организации несанкционированного митинга подтверждается, наряду с вышеприведенными доказательствами, рапортом начальника ОУУПиПДН МО МВД России «Полярнозоринский» гр.К от 21.04.2021, из которого следует, что ФИО1 приняла участие в несанкционированном митинге 21.04.2021, состоявшемся на центральной площади имени Андрушечко (дома № № 3,5 по ул. Сивко, г. Полярные Зори), в 19 часов 00 минут, то есть в том месте и в то время, которые были указаны в размещенных на странице ФИО1 материалах с призывами выйти на несанкционированный митинг, при этом на митинге, в котором приняла участие ФИО1, также использовались лозунги в поддержку гр.Н. (л.д. 12).

Оценивая в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, судья приходит к выводу, что по своему содержанию они убедительны, логически взаимосвязаны и дополняют друг друга, а в своей совокупности являются достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, то есть в организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Протокол об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлен уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел (полиции).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей не установлены.

Оснований, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности, не имеется, учитывая характер правонарушения, объектом которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого составляет основу благополучия и спокойствия общества, проявление уважения к нему, что также находится под защитой Конституции РФ. Нарушение в этой области свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Назначая наказание, судья, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, а также обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Так, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу п. 10 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд признаёт наличие ***.

Иные смягчающие обстоятельства, как и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, по делу не установлены.

Оценивая приведённые обстоятельства в совокупности, учитывая, что ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекалась, судья приходит к выводу, что цель административного наказания - превенция правонарушений может быть достигнута посредством назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для снижения размера штрафа в соответствии с ч. 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из значимости общественных отношений, нарушенных ФИО1, её последующего противоправного поведения в связи с участием в несанкционированном митинге - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО1 признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысячи) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, по следующим реквизитам:

Получатель штрафа: МО МВД России «Полярнозоринский» по Мурманской области. Идентификатор (УИН) 18880351210002200225.

Расчетный счет: <***>, ИНН: <***>, КПП: 511701001, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК//УФК по Мурманской области, г.Мурманск, БИК: 014705901, Код ОКТМО 47719000, Код бюджетной классификации 18811601201019000140 (л.д. 21).

Наименование платежа: штраф.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Полярнозоринский районный суд Мурманской области.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: А.И. Мухаметшина