ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1764/20 от 09.11.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 5-1764/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Уфа 09 ноября 2020 года

ул. Свердлова, д. 96

Кировский районный суд города Уфы в составе судьи Соколовой И. Л.,

при участии представителя Башкортостанской таможни Еникеевой О. В., Сибагатуллина А.У., на основании доверенности,

при участии защитника АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» - Махмудовой В.А., на основании доверенности,

рассмотрел в отрытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» (ИНН ; КПП , ОГРН ; дата регистрации до 1 июля 2002 года – 10.08.1995, юридический адрес: 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, корпус 2),

у с т а н о в и л:

Башкортостанская таможня представила в суд протокол по делу об административном правонарушении в отношении АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из данного протокола следует, что 02 октября 2019 года Акционерное общество «Химреактиснаб» по таможенной процедуре экспорта в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация (далее - ДТ) , в том числе на товар «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, расфасованный в запаянные стеклянные ампулы, производитель: «ВНИИ Ветеринарной станции гигиены и экологии», в количестве 1 шт.

Исходя из вышеизложенного, АО «Химреактивснаб» осуществило вывоз товара «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, расфасованный в запаянные стеклянные ампулы, производитель: «ВНИИ Ветеринарной станции гигиены и экологии», в количестве 1 шт. из Российской Федерации без соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

За несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 16.3 КоАП России.

По данному факту 16.03.2020 Башкортостанской таможней отделом административных расследований в отношении АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения по нему административного расследования по ст. 16.3 КоАП РФ с присвоением ему регистрационного номера .

Представитель Башкортостанской таможни Еникеева О. В. в судебном заседании доводы о виновности юридического лица, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала, вопрос о назначении наказания оставила на усмотрение суда.

Представитель Башкортостанской таможни Сибагатуллин А.У. в судебном заседании доводы о виновности юридического лица, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал.

АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Защитник АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» - Махмудова В.А. пояснила, что

Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав участников, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, 02 октября 2019 года Акционерное общество «Химреактиснаб» по таможенной процедуре экспорта в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация (далее - ДТ) , в том числе на товар «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, расфасованный в запаянные стеклянные ампулы, производитель: «ВНИИ Ветеринарной станции гигиены и экологии», в количестве 1 шт.

В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перемещение товаров через границу Евразийского экономического союза и (или) помещение их под таможенные процедуры осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями в силу положений подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов

Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (статья 108 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно положений статей 104, 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию, декларант обязан произвести таможенное декларирование товара путем заявления основных сведений о нем.

Согласно статьи 140 ТК ЕАЭС одно из условий помещения под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 N 190 «О Типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и Общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю» установлены требования о разрешительном порядке внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз за пределы территорий государств - членов ЕврАзЭС контролируемой продукции. В типовой список подлежащих экспортному контролю микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий включены Афлатоксины (1.5.11).

Указом Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 (далее Указ Президента РФ) утвержден список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю. В соответствии с Указом Президента РФ Афлатоксины включены в список микроорганизмов токсинов, оборудования, и технологий, подлежащих экспортному контролю.

В ходе проверки факта незаконного перемещения товара через границу Российской Федерации 29.06.2020 получено объяснение от декларанта АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» Нечаевой Т.А., которая пояснила, что при поступлении заявок на приобретение реализуемой продукции от контрагентов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, алгоритм действий Организации следующий: поступившие заявки контрагентов отдел продаж направляет для согласования в группу таможенного оформления. После чего группой таможенного оформления проводится проверка на предмет возможного экспорта данной продукции, наличия торговых ограничений и необходимости оформления разрешительных документов. При этом используются программные продукты «Альта-ГТД», «Такса», «ТамДок», затем предоставляются данные сведения в отдел продаж. В случае отсутствия торговых ограничений, указанный отдел производит продажу и отгрузку, а в случае наличия торговых ограничений на экспорт товара, данные сведения направляются в юридический отдел для получения разрешительной документации. По факту отправки товара - «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3» в адрес заказчика «AGRO-KIMYO STANDART» (<адрес>) пояснила следующее, что ведением работы по данному контрагенту занимался Ямилов Тимур Радикович. Также пояснила, что поставка вышеуказанного товара в адрес заказчика ООО «AGRO-KIMYO STANDART» осуществлялась на основании контракта , приложения от 14.06..2019г., в соответствии с которым также была осуществлена поставка 25 видов государственных стандартных образцов, по 1 ампуле. Данные государственные стандартные образцы используются для настройки и калибровки измерительного оборудования, используемого в лабораториях. При подготовке к отправке продукции от отдела продаж Организации получена информация о возможности экспорта указанной продукции. После чего Нечаевой Т.А. проведен анализ наличия торговых ограничений на экспорт данной продукции. И определено, что количественное содержание компонентов данного ГСО: 98% раствор бензола, 2% раствора ацетонитрила, 0, 001% - афлатоксина В1 (10мкг/мл), в связи с чем, она полагала, что при данных обстоятельствах оформление лицензии не требуется. Также Организацией осуществлялся вывоз не самого вещества, поименованного с п.1.5.11 Списка, утвержденного Указом Президента РФ – афлатоксина, а государственного стандартного образца с содержанием афлатоксина в другом веществе. Кроме того, программный продукт при составлении ДТ не выдал справку по товару о необходимости лицензировании данной внешнеторговой операции. Учитывая данные сведения, отсутствие информации об экспортных ограничениях, информация о возможности отгрузки Нечаевой Т.А. направлена в отдел продаж. После чего, оформлена таможенная декларация и товар отправлен авиатранспортом заказчику. Таможенное оформление производилось посредством подачи электронной декларации в Приволжскую электронную таможню.

Также в ходе проверки факта незаконного перемещения товара через границу Российской Федерации 29.07.2020 опрошен Ямилов Т.Р., руководитель отдела по развитию АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ», который непосредственно занимался работой по данному контрагенту. Поставка товара «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3» в адрес ООО «AGRO-KIMYO STANDART» (<адрес>) осуществлялась на основании контракта , приложения от 14.06.2019, в соответствии с которым также осуществлялась поставка 25 различных видов государственных стандартных образцов, по 1 ампуле. При проверке перечня выяснилось, что одна из позиций является прекурсором и подпадает под ограничения экспорта, в связи с чем в Минпромторге РФ была получена лицензия на экспорт и после чего была подана таможенная декларация и отправлена партия заказчику.

О том, что товар «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3» подпадает под ограничения экспортного контроля Ямилову Т.Р. известно не было в связи с тем, что раньше данный товар на экспорт не отправляли. При подготовке к отправке груза весь перечень экспортируемой продукции для проверки ограничений был направлен в группу таможенного оформления Организации. Проведенным анализом ограничения обнаружены не были. Описав весь имеющийся товар, приложив необходимые документы была подана таможенная декларация. После выпуска декларации АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» авиатранспортом отправлен товар заказчику. Таможенное оформление производилось посредством подачи электронной декларации в Приволжскую электронную таможню.

В соответствии с запросом таможенного органа, получена информации от директора АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» Малядского Е.М. исх. 26-02 ТО от 26.02.2020, согласно которой следует, что АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» обратилось в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина» для проведения идентификации товара. По результатам экспертизы получили заключение, что для осуществления внешнеэкономической операции требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в соответствии со Списком микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий подлежащих экспортному контролю, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 20.08.2007г. .5 Токсины и субъединицы токсинов, такие как 1.5.11. Афлатоксины. По контракту от 14.06.2019 АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» поставило «Государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, расфасованный в запаянные стеклянные ампулы, производитель: «ВНИИ Ветеринарной станции гигиены и экологии», в количестве 1 шт. При таможенном оформлении разрешительные документы на экспорт получены не были, так как организацией осуществлялся вывоз не самого вещества, поименованного в п.1.5.11 Списка, а государственного стандартного образца с ничтожно малым содержанием афлотоксина – 0,001%.

Для выяснения факта возможного незаконного перемещения через границу Российской Федерации товара, подлежащего экспортному контролю, в Федеральную службу по техническому и экcпортному контролю (далее ФСТЭК России) направлялся запрос исх. от 14.04.2020 .

Согласно полученному в ходе проводимой проверки ответа ФСТЭК России от 01.06.2020 № следует, что государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, подпадает под действие п. 1.5 (1.5.11) Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий подлежащих экспортному контролю», утвержденного Указом Президента РФ. Вывоз рассматриваемой продукции в иностранные государства, в том числе в Республику Узбекистан, должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России в порядке, определенном постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. и от 15 сентября 2008 г. .

Обращений АО «Химреактивснаб» в ФСТЭК России за период с 1 января 2010 г. по настоящее время по вопросу получения лицензий либо заключений на вывоз из Российской Федерации товара - государственный стандартный образец состава раствора Афлатоксина В1 (10мкг/мл) в смеси бензола и ацетонитрила (соотношение объемов 98:2), ГСО 7936-2001, номинальным объемом 1 см3, не поступало.

При вывозе данного товара в Республику Узбекистан лицензия ФСТЭК России АО «Химреактивснаб» не получена.

Таким образом, в деянии АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» (ИНН ; КПП , ОГРН ), выразившемся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений при вывозе товаров из Российской Федерации, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершенные административные правонарушения истекает 02.10.2021 г.

Обстоятельством, смягчающим ответственность АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» следует признать совершение административного правонарушения впервые, признание вины юридического лица, незамедлительное устранение правонарушения, то есть до составления протокола об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, АО " ХИМРЕАКТИВСНАБ " по делу не установлено.

Вместе с тем, исходя из обстоятельств совершения правонарушения, незамедлительного устранения правонарушения до составления протокола об административном правонарушении, суд пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений части ст. 3.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается, что АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» относится к категории микропредприятий, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о необходимости применить замену административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – АО «ХИМРЕАКТИВСНАБ» (ИНН ; КПП , ОГРН ; дата регистрации до 1 июля 2002 года – 10.08.1995, юридический адрес: 450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, корпус 2) - виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения, на основании ч. 3 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Судья Соколова И. Л.