ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Касли 20 декабря 2018 года
Судья Каслинского городского суда Челябинской области Ахлюстина Е.М.,
при секретаре Грачевой Е.Б.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» (ИНН №, ОГРН №), свидетельство о регистрации серия № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в 08 часов 45 минут по адресу <адрес>, юридическим лицом обществом с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» допущен факт нарушения установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России по Челябинской области) на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином <данные изъяты>ШАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ выполняет работы по ремонту автомобильной дороги на территории Челябинской области (Приказ ООО «ДСУ-1» от 16 июля 2018 года), предусмотренного п. 8 ст.13 Федерального закона №115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
По данному факту в отношении юридического лица ООО «ДСУ-1» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «ДСУ-1», ФИО1, действующая на основании доверенности пояснила, что с привлечением к административной ответственности не согласна, считает, что административным органом нарушены нормы материального и процессуального права. Исполняя требования законодательства Российской Федерации об уведомлении территориального федерального органа исполнительной власти в сфера миграции в субъекте Российской Федерации о заключении трудового договора с иностранным рабочим ООО «ДСУ-1» уведомила в установленные законодательством срока Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области, то есть по месту где с иностранным рабочим заключен трудовой договор и где он приступил к своим трудовым обязанностям. Во всех трудовых договорах, заключенных ООО «ДСУ-1» с вышеуказанными иностранными гражданами указано место работы - обособленное подразделение по адресу <адрес>. Работник ШАВ с ДД.ММ.ГГГГ приступил к своим трудовым обязанностям, и с этого периода ему была начислена заработная плата, что подтверждается табелем учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ года, а так же справкой 2НДФЛ. В дальнейшем при осуществлении трудовой деятельности иностранных граждан возникла производственная необходимость направить их в командировку в другой регион Российской Федерации, то есть в Челябинскую область. Миграционное законодательство не устанавливает требования работодателей об уведомлении административного органа в случае направления работника в командировку, и того, когда он начал работу в Челябинской области. ООО «ДСУ-1» выполняет работы по всей территории РФ, и если производственный процесс требует направления работника в командировку то не нужно повторно уведомлять соответствующие органы о заключении трудового договора с иностранным гражданином, так как,, такое уведомление уже было направлено ранее в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, в котором иностранный гражданин приступил к работе. Согласно договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего право граждан Республики Армения осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу на всей территории Российской Федерации. Следовательно, возложение на ООО «ДСУ-1» требования о двойном уведомлении органом исполнительной власти в сфере миграции Российской Федерации является незаконным и ограничивающим право организации на привлечение иностранных граждан республики Армения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Кроме того, административным органом протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного о времени и месте составления протокола. Законным представителем ООО «ДСУ-1» является генеральный директор КГН, что подтверждается представленными административному органу копией решения единственного учредителя общества от ДД.ММ.ГГГГ о назначении гендиректора, копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении генерального директора ООО «ДСУ-1», а так же Устава ООО «ДСУ-1». Законный представитель юридического лица не извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал ШАН, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, однако он не является законным представителем ООО «ДСУ-1» и не наделен правом представлять интересы и быть защитником при производстве по делам об административных правонарушениях. Согласно его объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ он не уведомлял ООО «ДСУ-1» о факте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ КоАП РФ, а именно в нем не указано время и место административного правонарушения, что говорит не только о непонимании административным органом норм, нарушение которых вменяется ООО «ДСУ-1», но и прямо указывает на дефект протокола об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указано на то, что ООО «ДСУ-1» не уведомило административный орган о заключении трудового договора с гражданином <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ выполняет работы по ремонту автодорог на территории Челябинской области. Административное правонарушение, предусмотренное ч3. ст.18.15 КоАП РФ не является длящимся и является оконченным по истечении 3-х дневного срока уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный миграционный контроль в сфере миграции с момента заключения (расторжения) трудового договора. В рассматриваемом случае трудовой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о заключении трудового договора подано ДД.ММ.ГГГГ в УВМ России по Ивановской области в установленные сроки, правонарушения нет. В протоколе об административном правонарушении нет указания на время совершения административного правонарушения, указано только, что работник (гражданин <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ выполняет работы по ремонту автодорог в Челябинской области. Кроме того, не указано время совершения административного правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ не может считаться временем совершения административного правонарушения. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом ЗМА ОВМ ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области, она не является лицом которое может рассматривать административные дела по ст.18.15 КоАП РФ, а значит она не имеет полномочий на составление протокола об административном правонарушении. Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебного разбирательству и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем, административное производство должно быть прекращено за отсутствием события правонарушения.
Представитель ОВМ ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность физических и юридических лиц занеуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу положений ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с п. 8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 13 указанного Федерального закона, работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, законом предусмотрена обязанность по уведомлению государственных органов о факте заключения и расторжения трудового или гражданско-правового договора только со стороны работодателей или заказчиков работ услуг, привлекающих иностранных граждан, получивших соответствующие разрешения на работу.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (ред. от 12.03.2015).
Пунктом 2 данного Порядка предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом ОВМ ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения миграционного законодательства, выразившийся в том, что общество с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» действующее на основании Устава, не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контрою в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России по Челябинской области) на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином <данные изъяты>ШАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ выполняет работы по ремонту автомобильной дороги на территории Челябинской области (Приказ ООО «ДСУ-1» от ДД.ММ.ГГГГ года).
Так же из материалов дела следует, что ООО «ДСУ-1» заключен трудовой договор - (контракт) № от ДД.ММ.ГГГГ с ШАВ, место заключения трудового договора и работы работника: обособленное подразделение ООО «ДСУ-1» <адрес>.
Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) ШАВ гражданином <адрес> направлено в УВМ России по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ вх.№, то есть в установленный законом трехдневный срок.
Согласно ответа Управления МВД Российской Федерации по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ генеральному директору ООО «ДСУ-1» в части уведомления территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранными гражданами выполнены в полном объеме, так же указано, что у федерального органа исполнительной власти в сфере миграции существует единая информационная база учета иностранных граждан, доступная всем территориальным органам на территории Российской Федерации.
В силу п.1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и(или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
10 октября 2014 года подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 2014 года №420-ФЗ «О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики Армения осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу вступил в силу 02 января 2015 года.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ООО «ДСУ-1» «О направлении работников в командировку» в связи с необходимостью исполнения обязательств по заключенным Государственным контрактам в том числе ШАВ в <адрес> (справа) для выполнения работ.
Так же из материалов дела следует, что ООО «ДСУ-1» фактически находится по адресу <адрес>, на территории <адрес> филиала и(или) представительства не имеет, что подтверждается Уставом ООО «ДСУ-1» (п. 6.2), свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ выданного Межрайонной ИФНС России №6 по Ивановской области, свидетельством о постановке на учет Российской организации налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ивановской области.
На основании изложенного доводы представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «ДСУ-1» о том, что в связи с фактически отсутствием каких-либо лиц, представляющих ООО «ДСУ-1» в Челябинской области, исключается возникновение в интересах последнего каких-либо юридических фактов и действия с третьими лицами в Челябинской области, в том числе с иностранными гражданами являются обоснованными.
С учетом приведенных положений закона, направление уведомления должно быть осуществлено в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации по месту нахождения юридического лица о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином. Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствует какая-либо официальная информация о необходимости направления уведомлений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции - УВМ ГУ МВД России по Челябинской области, доводы об обязанности ООО «ДСУ-1» направления уведомления в УВМ ГУ МВД России по Челябинской области является несостоятельной. Какие-либо доказательства, подтверждающие факт заключения трудового либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) ООО «ДСУ-1» с названным иностранным гражданином на территории Челябинской области в материалах дела отсутствует.
Бремя доказывания виновности лица в совершении административного правонарушения законодателем возложено на уполномоченный орган в силу требований ст.24.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленных на обеспечение всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств и разрешения дела об административных правонарушениях.
Должностным лицом отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по Каслинскому району Челябинской области не представлено суду доказательств, опровергающих доводы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности достоверно свидетельствующих о совершении им действий (бездействия), влекущих административную ответственность по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
В соответствии с 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ДСУ-1» события административного правонарушения, поскольку уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином было направлено в УВМ России по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом трехдневный срок.
Руководствуясь ст.3.4, 4.1.1, 23.2, 29.7 и ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд.
Председательствующий судья: