ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-176/20 от 19.03.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0011-01-2020-001213-56

(№5-176/2020)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 марта 2020 г. г. Петрозаводск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 г.

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ГУП РК «Карелавтотранс», <данные изъяты>,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс» (далее - ГУП РК «Карелавтотранс») 20 декабря 2019 г. в 06 час. 00 мин. по адресу: <адрес> в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее – АЦБПДП) при осуществлении перевозки автомобильным транспортом в международном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях Российской Федерации и Финляндской Республики по рейсу Петрозаводск-Йоэнсуу оправлением в 06 час. 00 мин. 20 декабря 2019 г., передало сведения без указания даты рождения одного из пассажира (ов) <данные изъяты> (сведения о дате рождения согласно форме РС-3 заполнены на 93,10%; за рейс (маршрут) – 99,33%), чем нарушило подпункт 1 части 3, подпункт 7 части 5 статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; подпункт 4 пункта 5, подпункт 1 пункта 6, подпункт 1 пункта 7, подпункт 2 пункта 8, абзац 6 подпункта «а» пункта 56 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243.

Законный представитель ГУП РК «Карелавтотранс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Защитник ГУП РК «Карелавтотранс» Сельчук А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, полагал, что отсутствует состав административного правонраушения.

Представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Краснов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные умышленно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Положениями статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации (часть 1). Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе, следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым (пункт 4 части 2). Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (пункт 1 части 3). Информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа (часть 4). При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство (часть 5). При бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 5 настоящей статьи (часть 5.1). При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 настоящей статьи (часть 5.2). Для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства (часть 5.3). Информация о персонале (экипаже) транспортных средств, указанная в части 5.3 настоящей статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства (часть 5.4). Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6).

Приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), создаваемой во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». АЦБПДП формируются централизованно как совокупность баз персональных данных по перевозкам пассажиров всеми видами транспорта. ЦБПДП в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» формируются при осуществлении в том числе следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (подпункт 4 пункта 5 Порядка). АЦБПДП формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (подпункт 1 пункта 6 Порядка). Перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов) (подпункт 1 пункта 7 Порядка). Передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» включают, в частности, дату рождения (подпункт 2 пункта 8 Порядка).

Сведения о пассажирских перевозках в виде файлов в формате CSV (CSV-файлов) предоставляются в виде основного и служебного блоков данных (пункт 21 Порядка). В состав основного блока данных CSV-файла, содержащего сведения о пассажирских перевозках автомобильным транспортом, входят, в том числе, персональные данные о дате рождения пассажира (абзац 6 подпункта «а» пункта 56 Порядка).

Пунктом 57 Порядка предусмотрено, что передача персональных данных пассажиров при перевозках автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 настоящего Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства. Перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (пункт 30 Порядка).

Исходя из положений частей 5-5.5 статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» и пункта 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: 1) при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); 2) при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; 3) при формировании персонала (экипажей) транспортных средств (далее - сведения о пассажирских перевозках). К типам регистрируемых операций относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 31 января 2020 г., должностное лицо Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта пришло к выводу о несоблюдении ГУП РК «Карелавтотранс» вышеуказанных нормативных предписаний, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в отношении ГУП РК «Карелавтотранс» составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, в связи с чем суд признает его в качестве допустимого доказательства по делу.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой вины.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Решая вопрос о виновности юридического лица, судья принимает во внимание ответ ФИО1 от 4 марта 2020 г. и объяснения привлекаемого лица о том, что данные о пассажире ФИО2 переданы без указания даты рождения по ошибке штатного билетного кассира ФИО3, оформившей билет 19 декабря 2019 г. и в ту же минуту аннулированный по причине отсутствия в билете даты рождения, оформленный надлежащим образом впоследующем, и приходит к выводу об отсутствии умысла ГУП РК «Карелавтотранс» на непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств.

Таким образом, вмененное в вину ГУП РК «Карелавтотранс» бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В тоже время материалами дела подтверждается непредставление сведений ГУП РК «Карелавтотранс» в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств, совершенное по неосторожности, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 31 января 2020 г., копией паспорта транспортного средства – автобуса «<данные изъяты>», копией путевого листа автобуса от 20 декабря 2019 г., копией посадочной ведомости , копией билета на автобус (дубликат) , обобщенной справкой по полноте переданных в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале ТС, детальной справкой по полноте переданных в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале ТС, ответом ФИО1 от 4 марта 2020 г. и другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения, кроме того, санкция части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 3 данной статьи.

При таких обстоятельствах, поскольку факт совершения ГУП РК «Карелавтотранс» административного правонарушения подтвержден материалами дела, его действия подлежат юридической квалификации по части 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств, совершенное по неосторожности.

При этом, судья исключает из объема предъявленного ГУП РК «Карелавтотранс» обвинения нарушения в части непередачи спорных сведений о дате рождения следующих пассажиров Волотовской Л., Нарыжной М., Молостовкина В., Пономарева П., Заберлкиной М., Кубоновой Е., как не подтвержденные надлежащим образом. Однако, данные обстоятельства на правовую оценку действий ГУП РК «Карелавтотранс» не влияют и не ухудшают его положение.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, при решении вопроса о правомерности привлечения к административной ответственности исхожу из необходимости установления не только формального сходства содеянного с признаками административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и наличия социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, степень вины нарушителя, указание во вновь оформленном билете даты рождения, направленность действий ГУП РК «Карелавтотранс» на устранение нарушений закона, прихожу к выводу, что нарушение не повлекло причинения значительного вреда, а также наступления тяжких последствий. В данном случае, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По мнению судьи в данном конкретном случае предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достигнуты возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего.

На основании изложенного судья усматривает наличие основания для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и полагает возможным освободить ГУП РК «Карелавтотранс» от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных

Руководствуясь положениями статей 2.9, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

освободить ГУП РК «Карелавтотранс» от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявить устное замечание, производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья Кузнецова И.А.