ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-1778/2023
2 ноября 2023 года г. Астрахань
Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Поплевко ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ур. <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, работающей заместителем министра – начальником управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела аудита социальной сферы Контрольно-счетной палаты Астраханской области Язмухамедовой И.Н. в отношении заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Поплевко О.В.. ее защитник Сердюков Д.Е. просили производство по делу прекратить, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, Поплевко О.В. не является субъектом данного правонарушения.
Представители Контрольно-счетной палаты Астраханской области Язмухамедова И.Н., Андрухович Г.А. поддержали доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, при проведении контрольного мероприятия проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области» в части завершения работ по строительству дошкольных образовательных учреждений (в том числе оснащение оборудованием) в 2022 году установлено следующее.
Постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 № 402-П утверждена государственная программа «Развитие образования Астраханской области» (далее по тексту – Госпрограмма).
В рамках основного мероприятия Госпрограммы по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» за счет средств бюджета Астраханской области и местных бюджетов предусмотрено оснащение оборудованием созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Перечнем мероприятий (направлений) Госпрограммы в рамках Мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет предусмотрено оснащение оборудованием, в том числе следующих 6 (шести) объектов:
1) оснащение оборудованием детского сада-ясли на 120 мест по адресу: <адрес>;
2) оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест по адресу: <адрес>;
3) оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест по адресу: <адрес>;
4) оснащение оборудованием детского сада-ясли на 60 мест по адресу: <адрес> завода №, <адрес>Б;
5) оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест по адресу: <адрес>;
6) оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест по адресу: <адрес>А.
Постановлением Правительства Астраханской области от 22.07.2022 № 325-П Госпрограмма дополнена Приложением № 54, которым утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на оснащение оборудованием дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, созданных (создаваемых) в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области» (далее по тексту – Порядок).
Данным Порядком определены, в том числе, условия предоставления субсидии из бюджета Астраханской области и собственно урегулирован сам порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2 Порядка главным распорядителем субсидий является Минобрнауки АО.
Получателями субсидий являются муниципальные районы и городские округа Астраханской области (пункт 4 Порядка).
Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются (пункт 5 Порядка):
- наличие на территории муниципального образования объектов, созданных в 2021 году, и (или) объектов, создание которых запланировано на 2022 год в соответствии с протоколом фиксации сроков ввода в эксплуатацию в 2022 году объектов общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, создаваемых в рамках федеральных проектов «Современная школа» и «Содействие занятости» национальных проектов «Образование» и «Демография», от 31.03.2022 № СК-674/09пр;
- финансирование расходов муниципального образования на строительство зданий образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет не менее 30 процентов от суммы заключенного муниципального контракта;
- наличие в бюджете муниципального образования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ бюджетных ассигнований для осуществления приобретения в 2022 году здания образовательной организации, для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области».
Условиями предоставления субсидии являются (пункт 6 Порядка предоставления и распределения субсидий на оснащение):
- наличие муниципальной программы (подпрограммы), которая направлена на создание на территории Астраханской области дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, которая должна включать мероприятия по модернизации инфраструктуры дошкольного образования, в том числе по оснащению оборудованием образовательных организаций, или гарантийного письма о включении мероприятия в муниципальную программу (подпрограмму) не позднее 10 рабочих дней со дня представления в министерство документов, указанных в пункте 7 Порядка;
- наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета Астраханской области субсидии;
- заключение соглашения о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии бюджету муниципального образования (далее - соглашение), предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств;
- наличие заключенного и действующего на дату обращения за получением субсидии муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)»;
- наличие письменного обязательства муниципального образования:
об обеспечении возврата средств субсидий в соответствии с пунктом 21 Порядка;
о достижении до 31 декабря текущего года значения показателя результативности использования субсидии, установленного соглашением.
Пунктом 7 Порядка установлен перечень документов, представляемых муниципальными образованиями в Минобрнауки АО для получения субсидии, а именно:
- заявка на предоставление субсидий в произвольной письменной форме;
- копия муниципальной программы (подпрограммы), соответствующей требованиям, указанным в абзаце втором пункта 6 настоящего Порядка, или гарантийное письмо о включении мероприятия в муниципальную программу (подпрограмму) не позднее 10 рабочих дней со дня представления в министерство документов, указанных в настоящем пункте;
- выписка из бюджета муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета Астраханской области субсидии, с учетом размера предельного уровня софинансирования Астраханской областью объема расходного обязательства муниципального образования, установленного правовым актом Правительства Астраханской области;
- копия заключенного и действующего на дату обращения за получением субсидии муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Содействие занятости (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Демография» государственной программы «Развитие образования Астраханской области», заверенного муниципальным заказчиком;
- письменное обязательство муниципального образования:
об обеспечении возврата средств субсидии в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка;
обеспечении достижения до 31 декабря текущего года значения показателя результативности использования субсидии, установленного соглашением.
В августе 2022 года муниципальными образованиями «Икрянинский район», «Черноярский район», «Харабалинский район», «Камызякский район», «Приволжский район» представлены в Минобрнауки АО комплекты документов для получения соответствующих субсидий.
В связи с чем между Минобрнауки АО и вышеуказанными муниципальными образованиями заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования Астраханской области на оснащение оборудованием созданных (создаваемых) дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях (далее – Соглашение) со следующими муниципальными образованиями:
- от ДД.ММ.ГГГГ№ с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты>, из них: субсидия из бюджета <адрес> – <данные изъяты>,
- от ДД.ММ.ГГГГ№ с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты>, из них: субсидия из бюджета <адрес> – <данные изъяты>
- от ДД.ММ.ГГГГ№ с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты>, из них: субсидия из бюджета <адрес> – <данные изъяты>
- от ДД.ММ.ГГГГ№ с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты>, из них: субсидия из бюджета <адрес> – <данные изъяты>
- от ДД.ММ.ГГГГ№ с муниципальным образованием «<адрес>» на сумму <данные изъяты>, из них: субсидия из бюджета <адрес> – <данные изъяты>.
Вместе с тем, в ходе проведения контрольного мероприятия в отношении ГКУ АО «УКС АО» (акт проверки от 10.08.2023г.) установлено, что финансирование расходов муниципальными образованиями не осуществлялось и муниципальные контракты не заключались в отношении следующих объектов строительства зданий образовательных организаций:
- строительство ясли-сада на 60 мест, расположенный по адресу: <адрес>,
- строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу<адрес>
- строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес>,
- строительство ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес>А,
- строительство детского сада-ясли на 120 мест по адресу: <адрес>,
- строительство детского сада-ясли на 60 мест по адресу: <адрес> завода №, <адрес>Б.
Также установлено, что ГКУ АО «УКС АО» является исполнителем мероприятий по строительству дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях по данным объектам.
На строительство вышеуказанных объектов ГКУ АО «УКС АО» с подрядными организациями заключены государственные контракты, по которым финансирование расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджета <адрес>.
Учитывая критерии отбора муниципальных образований, а также условия представления субсидии, определенные Порядком и действующие в 2022 году вышеуказанным муниципальным образованиям фактически субсидия не должна была предоставляться и соглашения с ними не должны были заключаться, вместе с тем, фактически в нарушение Порядка и условий предоставления субсидии соглашения с данными муниципальными образованиями были заключены.
Также установлено, что еще до заключения соглашений с муниципальными образованиями, уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ по расчетам между бюджетами Минобрнауки АО до муниципальных образований доведены бюджетные назначения на 2022 год по субсидии из бюджета Астраханской области на оснащение оборудованием дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях.
Уведомления о доведении бюджетных назначений до муниципальных образований подписаны, в том числе, заместителем министра – начальником управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В.
То есть при доведении бюджетных назначений на 2022 год Минобрнауки АО нарушены Порядок предоставления и распределения субсидий на оснащение в части несоблюдения критерия отбора муниципальных образований для предоставления субсидий «Финансирование расходов муниципального образования на строительство зданий образовательных организаций» и условие предоставления субсидии «Наличие заключенного и действующего на дату обращения за получением субсидии муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций».
Перечнем мероприятий Госпрограммы II этап 2020 - 2029 гг. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) на 2022 год на оснащение вышеуказанных объектов предусмотрены объемы финансирования, рассчитанные в соответствии с Методикой (Приложение к Порядку):
- оснащение оборудованием ясли-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>,
- оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>
- оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>,
- оснащение оборудованием яслей-сада на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес>А - <данные изъяты>
- оснащение оборудованием детского сада-ясли на 120 мест, расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты>
- оснащение оборудованием детского сада-ясли на 60 мест, расположенного по адресу: <адрес> завода №, <адрес>Б - <данные изъяты>
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 Порядка предоставления и распределения субсидий на оснащение Минобрнауки АО при предоставлении муниципальным образованиям из бюджета Астраханской области субсидий на оснащение оборудованием созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях нарушены порядок предоставления субсидий на оснащение в части несоблюдения критерия отбора муниципальных образований для предоставления субсидий «Финансирование расходов муниципального образования на строительство зданий образовательных организаций» и условие предоставления субсидии «Наличие муниципального контракта на строительство (приобретение) зданий образовательных организаций» на общую сумму <данные изъяты>, в том числе:
- «<адрес>» - <данные изъяты>,
- «<адрес>» - <данные изъяты>,
- «<адрес>» - <данные изъяты>,
- «<адрес>» - <данные изъяты>
- «<адрес>» - <данные изъяты>.
Вопреки доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, и защитника, прихожу к выводу, что Поплевко О.В. является субъектом данного правонарушения в виду следующего.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поплевко О.В. назначена на должность государственной гражданской службы Астраханской области заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области, приказом министра образования и науки Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№-л с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно должностному регламенту заместитель министра – начальник управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области, в том числе обязан:
- осуществлять планирование, координацию работы и контроль за деятельностью управления;
- осуществлять последующий контроль за соблюдением получателями условий, целей и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение действий;
- контролировать работу по формированию уведомлений по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам предоставляемым (получаемым) в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение с последующим контролем;
- контролировать правильность формирования соглашений на представление муниципальным образованиям Астраханской области субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов;
- готовить аналитические материалы, проекты внутренних нормативных документов министерства образования и науки Астраханской области, методические рекомендации по вопросам деятельности управления;
- подписывать в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности управления.
На момент совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) Поплевко О.В. являлась заместителем министра – начальником управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области. Непосредственно ею доведены бюджетные назначения до вышеуказанных муниципальных образований и на нее в исследуемом периоде были возложены обязанности по контролю за правильностью формирования соглашений с муниципальными образованиями, в связи, с чем данное должностное лицо подлежит административной ответственности на общих основаниях.
Таким образом, действия заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко О.В. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания учитывая данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, судья
постановил:
признать заместителя министра – начальника управления экономической политики министерства образования и науки Астраханской области Поплевко ФИО7 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Штраф внести по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу) в Кировский районный суд г. Астрахани.
Разъяснить, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Рахматулина Е.А.