ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1790/2013 от 19.12.2013 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-2/2014

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Волгоград 19 декабря 2013 года

Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Шумакова Т.В. (г.Волгоград, 400131, ул.Рокоссовского, дом 10), рассмотрев единолично административный материал в отношении Открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез», юридический адрес: 404117, <адрес>, (), ранее к административной ответственности не привлекалось, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении - от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором РФ по охране природы на территории Волгоградской области ФИО4, в ходе проведения административного расследования Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ОАО «Волжский Оргсинтез», расположенное по адресу: <адрес>, (далее – Обществом) осуществляло в ДД.ММ.ГГГГ производственную деятельность, сопровождающуюся обращением с отходами производства и потребления, с нарушением (несоблюдением) экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно:

В нарушение требований ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., п. 6-8 раздела 1 и п. 10 раздела 2 Порядка, утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721, в структурных подразделениях Общества учёт в области обращения с отходами ведётся с нарушениями обязательных требований:

- в цехах предприятия отсутствуют обобщённые данные учёта в области обращения с отходами по итогам очередного квартала (по установленной форме), учётные листы за предыдущий месяц не брошюруются с приложением титульного листа, не заверены подписью лиц, ответственных за учёт;

- на момент проверки отсутствовали приказы или распоряжения о назначении лиц, ответственных в цехах и подразделениях Общества по обращению с отходами;

- по отходу: отходы химического происхождения (жидкие отходы), учёт не осуществляется, в представленных журналах учёта отсутствуют сведения о количестве (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах.

В нарушение требований ст. 1, ч.2 ст.14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., пункта 3.1 и 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» Обществом:

- не проведена в установленном законом порядке паспортизация отходов (не определен компонентный состав и класс опасности), размещаемых в цехе в шламонакопителях, отходов химического происхождения (код 5 000 000 000 000), образуемых в цехах .

В нарушение требований ст. 11, 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., п.4 Порядка, утверждённого Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года № 50, Обществом

- в шламонакопителе осуществляется деятельность по хранению отхода 3 класса опасности (жидкие отходы код ФККО 5 000 000 000 000), имеющегося в приложении к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООиЛР), и при отсутствии указанного отхода в приложении к необходимой в данном случае лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I класса опасности № ОП-39-001630 (34) от 11.09.2009 года, выданной Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, поскольку установлено, что жидкие отходы (код ФККО 5 000 000 000 000) в местах поступления отходов из цехов, относятся к 1 классу опасности по отношению к окружающей среде, при этом, данный отход не учтён в ПНООиЛР, отсутствует свидетельство (подтверждение) класса опасности отхода 1 класса опасности, данный отход хранится сверхлимитно.

В нарушение требований ст. 11, ч.3 ст.12 19 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., ч.1 ст. 59 Водного Кодекса РФ Обществом:

- мониторинг за состоянием и загрязнением окружающей среды на скважинах по компонентному составу проводится не в полном объёме. Представленные сведения об осуществлении мониторинга на контрольных и наблюдательных скважинах в районе пруда-накопителя, свидетельствуют о контроле содержания в подземных горизонтах не всех показателей, которые содержатся в отходах химического происхождения. Не осуществляется контроль по следующим компонентам: нитрат-ион, бензапирен, сера, медь, марганец, сурьма, кадмий, никель, кобальт, литий, мышьяк, молибден, свинец, селен, серебро, стронций, титан, алюминий, ртуть, сероуглерод, ксантогенаты, морфолин, метанол, бутанол, N-метиланилин, нитробензол, изобутанол, каптакс.

В судебном заседании представители ОАО «Волжский Оргсинтез» адвокат Волков А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Тужлова А.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с вмененным правонарушением не согласились, пояснив, что жидкие отходы с паспортным кодом 5 000 000 000 000 образуются только в подготовительном пруде полигона, в связи с чем, контроль жидких отходов в каждом цехе не требуется. Паспортизация отходов, образуемых в подготовительных прудах-накопителях природоохранного полигона, была проведена в установленном порядке. В паспорте опасного отхода, утверждённому территориальным органом Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ, – жидкому отходу, код 5 000 000 000 000, присвоен III класс опасности. Наличие данного паспорта является подтверждением проведения паспортизации данного вида отхода (жидкие отходы) и исключает необходимость оформления отдельных паспортов для каждого цеха, поскольку моментом образования отхода (жидкие отходы) является их сбор на полигоне в пруде-накопителе. Качественно-количественные характеристики жидких отходов известны и указаны в паспорте отходов от ДД.ММ.ГГГГ. Производственный процесс до настоящего времени остался неизменным. Неправомерно в ходе проверки был применён экспериментальный метод для отнесения отходов к 1 классу опасности. При этом расчётные данные до настоящего времени не оспорены. Особенность биотестирования заключается в том, что водные организмы реагируют только на самый токсичный компонент. В связи с этим, биотестирование не может применяться для жидких хим.отходов, содержащих в своём составе множество компонентов разного класса опасности. Кроме того, компоненты, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, не входят в установленный перечень показателей для мониторинга на контрольных и наблюдательных скважинах, следовательно, контроль за ними не должен осуществляться. Просили производству по делу прекратить, за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

Выслушав объяснения государственного инспектора РФ по охране природы на территории Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области ФИО4, его представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО5, государственного инспектора Росприроднадзора по <адрес>; представителя Росприроднадзора по <адрес>ФИО6, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснивших, что действия ОАО «Волжский Оргсинтез» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ; а также объяснения представителей ОАО «Волжский Оргсинтез» адвоката Волкова А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Тужловой А.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, показания свидетеля ФИО7, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, что предусмотрено ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ

.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе проведения административного расследования Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Волжский Оргсинтез» установлено, что основным видом деятельности ОАО «Волжский Оргсинтез» является производство продуктов основного органического синтеза.

Годовой норматив образования отходов на предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез» в соответствии с «Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ.), выданным Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. составляет - 806150,3403 тонн отходов ежегодно, из них:

1 класса опасности - 679,7906 тонн,

2 класса опасности - 200,2358 тонн,

3 класса опасности - 800510,4706 тонн,

4 класса опасности - 1306,6838 тонн,

5 класса опасности - 3453,1595 тонн.

ОАО «Волжский Оргсинтез» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности № ОП-39-001630 (34) от 11.09.2009г., выданную Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора.

На предприятии отходы 130 видов имеют паспорта, согласованные Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора и 57 видов отходов имеют паспорта, согласованные Управлением Росприроднадзора по <адрес> 17.11.2012г.

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ закреплено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, возложена обязанность подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, проводит работу по паспортизации опасных отходов.

Согласно п. 2.6. - 2.9. Порядка организации работ по паспортизации опасных отходов (утверждён приказом № 570 от 15.08.2007г. «Об организации работы по паспортизации опасных отходов») материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности дли окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 г., регистрационный № 4128). Вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с их происхождением, свойствами и технологией обращения, согласно п. 5.32. ГОСТ 30772-2001.

Срок действия паспорта опасного отхода для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 г., регистрационный № 4107), не устанавливается.

ОАО «Волжский оргсинтез» вменяется, что в нарушение требований ст. 1, ч.2 ст.14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., пункта 3.1 и 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» не была проведена в установленном законом порядке паспортизация отходов (не определен компонентный состав и класс опасности), размещаемых в цехе № 26 в шламонакопителях, отходов химического происхождения (код 5 000 000 000 000), образуемых в цехах № 3, 20, 22.

Вместе с тем, установлено, что в соответствии с выше указанным порядком Обществом была проведена паспортизация отходов, образуемых в подготовительных прудах-накопителях (поз. 109 и 135) природоохранного полигона и размещаемых в цехе в шламонакопителях. В паспорте опасного отхода представлены исчерпывающие сведения о деятельности, в результате которой образован отход, а также месте сбора, накопления и конечного размещения отхода - это отходы химического происхождения (жидкие отходы), код 5000000000000, которым присвоен III класс опасности.

Паспорт был утвержден территориальным органом Росприроднадзора 13.10.2011г. по результатам проверки достоверности всех заявленных сведений. Свидетельство о третьем классе опасности отхода, (жидкие отходы) выдано одновременно с паспортом Росприроднадзором ДД.ММ.ГГГГг., где были определены его код и наименование, компонентный состав жидкого отхода. Таким образом, была проведена вся последовательность действий по идентификации, в том числе, физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения вплоть до его захоронения.

Согласно п. 2.11 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ дополнительная паспортизация опасных отходов осуществляется только при изменении технологического процесса и состава используемого сырья.

Согласно представленным отчётам, ОАО «Волжский Оргсинтез» подтвердил неизменность технологических процессов за ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, жидкие отходы с кодом ФККО 5000000000000 образуются только после их сбора в прудах-накопителях. Наличие паспорта от ДД.ММ.ГГГГ является действующим подтверждением законности деятельности по сбору отхода (жидкие отходы) на природоохранном полигоне в прудах-накопителях с целью его последующего захоронения.

Паспорт в судебном порядке недействительным не признан, не отозван, не опровергнут доказательствами об изменении технологического процесса или сведениями о появлении новых видов химпродукции.

При таких обстоятельствах, нарушение требований ст. 1, ч.2 ст.14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., пункта 3.1 и 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» не установлено и опровергается исследованными доказательствами.

Также Обществу вменяется, что в шламонакопителе осуществляется деятельность по хранению отхода 3 класса опасности (жидкие отходы код ФККО 5 000 000 000 000), имеющегося в приложении к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООиЛР), и при отсутствии указанного отхода в приложении к необходимой в данном случае лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I класса опасности № ОП-39-001630 (34) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, поскольку установлено, что жидкие отходы (код ФККО 5 000 000 000 000) в местах поступления отходов из цехов, относятся к 1 классу опасности по отношению к окружающей среде, при этом, данный отход не учтён в ПНООиЛР, отсутствует свидетельство (подтверждение) класса опасности отхода 1 класса опасности, данный отход хранится сверхлимитно.

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 18 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Установлено, что в ОАО «Волжский Оргсинтез» имеется разработанный в 2009 году ООО «ПТБ Волгоградгражданстрой» по материально-сырьевому балансу проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (регистрационный номер РРС 39 03-10003598 от 21.12.2009г.) в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.

Согласно п. 10 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ) срок действия ПНООЛР составляет 5 лет, где в графе «лимиты» и подграфе «наименование объекта размещения» стоят пруды-накопители и , находящиеся на природоохранном полигоне.

В ПНООЛР определена технологическая схема образования и подготовки жидких отходов. На момент проведения инвентаризации на жидкие отходы имелся отчет о научно-исследовательской работе «Определение класса опасности жидких отходов производства» выполненный расчетным методом ФГУП «НИИ ВОДГЕО», на основании которого для отходов химического происхождения (жидкие отходы) определен третий класс опасности.

В рамках административного расследования по настоящему делу, определение класса опасности жидких отходов проводилось филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» путем отбора проб в соответствии с Методикой определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости цериодафний ФР. 1.39.2007.03221.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001г. № 511 утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно п.3 этих Критериев отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

Из представленных материалов следует, что ОАО «Волжский Оргсинтез» произвел определение класса опасности жидких химических отходов (код 5000000000000) расчетным путем.

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» провел токсикологическую экспертизу (в том числе, биотестирование), по результатам которой жидкий отход относится к третьему классу опасности (Протокол от 30.05.2006г.). Данный протокол анализов явился одним из оснований оформления паспорта на жидкий отход 3-го класса опасности и свидетельства о классе опасности жидкого отхода. При выдаче свидетельства, подтверждающего III класс опасности, Росприроднадзором была проверена достоверность исходных данных. Письмом № ВС-018-03-31/10629 от 17.08.2011г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования подтвердила соответствие жидких отходов Общества третьему классу опасности.

Таким образом, расчетные данные до настоящего времени не были опровергнуты и на настоящий момент в установленном порядке недействительными не признаны. Также повторное определение класса опасности жидких химических отходов расчетным путем, которое поставило бы под сомнение ранее полученные выводы, произведено не было.

То обстоятельство, что в ходе проверки филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» было аналитически установлено, что жидкие отходы (код ФККО 5000000000000) относятся к первому классу опасности по отношению к окружающей среде, и при этом данный отход не учтён в ПНООЛР и отсутствует свидетельство (подтверждение) класса опасности отхода 1 класса опасности, без подтверждения качественного и количественного состава жидкого отхода, который не был произведён филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>», а также без опровержения и выявления нарушений, допущенных при определении класса опасности жидких химических отходов расчетным путем, не может служить единственным и достаточным основанием для установления вины Общества во вменённых нарушениях.

Кроме того, в силу п. 16 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001г. № 511), право на выбор метода определения класса опасности принадлежит юридическому лицу, в результате деятельности которых образуются отходы. Так экспериментальный метод используется в следующих случаях: - для подтверждения отнесения отходов к 5-ому классу опасности, установленного расчетным методом; - при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав; - при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного в соответствии с Приложением 1 или расчетным методом.

В данном случае качественно-количественные характеристики жидких отходов известны, не оспорены, и указаны в паспорте отходов от 13.10.2011 г. Производственный процесс, согласно поданным отчетам за 2010-2012г.г., также оставался неизменным. Поэтому оснований к уточнению класса опасности у Общества также не имеется.

Жидкие химические отходы (согласно паспорту опасных отходов от 13.10.2011г.) представляют собой комплекс химкопонентов различного вида. Поэтому класс опасности в целом по жидким отходам определятся усредненным образом, и может включать в себя по находящимся в них компонентам разные классы опасности, однако, в своей совокупности дающий III класс опасности.

В целях экологического контроля биотестирование, по сравнению с химическим анализом, методологически более верно. Однако, биотестирование все же не снимает необходимости использования расчетных методов анализа, поскольку вредное воздействие физических, химических и других факторов при их комбинировании может ослабляться или усиливаться.

Согласно п. 11 Методики определения токсичности отходов производства и потребления экспресс-методом с применением прибора «биотестер», результат токсикологического анализа в документах, предусматривающих его использование оформляется в виде протокола. Допускается форма протокола, принятая в конкретной лаборатории, адаптированная к данной методике. В протоколе обязательно указываются данные прибора как для контрольных, так и для исследуемых проб и соответствующие средние значения, промежуточные и итоговые значения индекса токсичности.

Кроме того, при представлении результата токсикологического анализа в документах, выдаваемых лабораторией, указывают: количество результатов параллельных определений, использованных для расчета токсикологического анализа; способ определения результата токсикологического анализа (среднее арифметическое значение или медиана параллельных определений).

Таким образом, усматривается нарушение формы протокола биотестирования (нет показаний биотестера, нет индекса токсичности, нет данных о разбавлении и т.д.), то есть невозможно проверить ход экспертизы, что делает крайнее субъективным само заключение о токсичности жидких отходов.

Согласно п. 2.6. заключения в отчете «Определение класса опасности жидких отходов производства» расчетном методе «индекс опасности отхода равен сумме индексов опасности отдельных компонентов отхода. Для расчета класса опасности жидких отходов производства выделено три основные группы веществ и рассчитаны их индексы опасности. При определении индексов опасности отдельных компонентов из концентрации принимались из расчета на сухое вещество отхода, а не на отход фактической влажности, так как отход при размещении в окружающей среде может подвергнуться естественным процессам обезвоживания, и концентрация при этом будет возрастать, что исключается при подземном захоронении жидких отходов».

Таким образом, критерии, утвержденные приказом от ДД.ММ.ГГГГ, не могут лежать в правовой основе проведенного Росприроднадзором биотестирования отхода, отраженного в Протоколе об административном правонарушении - от 11.09.2013г.

Все проведенные при проверке мероприятия Росприроднадзор объясняет обязанностью проводить экологический контроль в порядке, предусмотренном ст.ст. 64-64 ФЗ «Об охране окружающей среды». Вместе с тем, экологический контроль по своему назначению производится в связи с размещением отхода в окружающей природной среде, а не в пласте-коллекторе, который не является её компонентом; согласно п. 17 Критериев биотестирование производится на водной вытяжке отхода и на водных тест-объектах (инфузории, цериодафнии, водоросли), то есть для лабораторного прогнозирования действия токсинов на окружающую природную среду, в её водные объекты, каковым не является подземный пласт-коллектор.

Класс опасности для находящегося на дне сооружения Полигона (поз. 109, 135) осадка будет определен по завершению процесса его сбора, расслоения и накопления, затем будут получены необходимые свидетельства и паспорта на сформировавшийся отход с целью последующего размещения отхода в виде его захоронения.

Таким образом, нахожу состоятельными доводы представителей ОАО «Волжский Оргсинтез», что расчетный метод определения класса опасности призван определить влияние отходов на окружающую среду: в том, числе, воду, почву, в данном случае, на недра после размещения в глубинных пластах горного отвода, а экспериментальным методом устанавливается класс опасности, исходя из влияния отхода на живой организм (в случае с ЦЛАТИ - это водные организмы - инфузории и т.п.).

При таких обстоятельствах, нарушение требований ст. 11, 18 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., п.4 Порядка, утверждённого Приказом Минприроды России от 25.02.2010 года № 50 в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» не установлено и опровергается исследованными доказательствами.

ОАО «Волжский Оргсинтез» вменяется, что мониторинг за состоянием и загрязнением окружающей среды на скважинах по компонентному составу проводится не в полном объёме. Представленные сведения об осуществлении мониторинга на контрольных и наблюдательных скважинах в районе пруда-накопителя, свидетельствуют о контроле содержания в подземных горизонтах не всех показателях, которые содержатся в отходах химического происхождения. Не осуществляется контроль по следующим компонентам: нитрат-ион, бензапирен, сера, медь, марганец, сурьма, кадмий, никель, кобальт, литий, мышьяк, молибден, свинец, селен, серебро, стронций, титан, алюминий, ртуть, сероуглерод, ксантогенаты, морфолин, метанол, бутанол, N-метиланилин, нитробензол, изобутанол, каптакс.

Установлено, что весь механизм обращения с отходами на предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез» был представлен в территориальный орган Росприроднадзора в виде «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами», где и был согласован письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Производственно - экологический контроль осуществляется в объёме, предусмотренном технологическими регламентами цехов.

Полигон захоронения жидких отходов относится к 26 цеху. Техрегламент подготовки и захоронения был также предоставлен в территориальный орган Росприроднадзора, каких-либо замечаний не поступило.

Все контрольные компоненты жидких отходов перечислены в свидетельстве о классе опасности и утвержденном ответчиком паспорте согласно расчетному методу определения класса опасности в порядке, установленном Росприроднадзором. При этом, порядок определения класса опасности отходов расчетным способом основан на статистической модели, которая позволяет учесть накопленные экспериментальные данные по эколого - токсикологическим, гигиеническим и физико – химическим свойствам отдельных компонентов, входящих в состав отхода. В основу расчёта положена модель, основанная на использовании систематизированного набора параметров экологической безопасности, который формируется для каждого компонента отхода.

Расчет класса опасности, как и контроль, производится по наиболее опасным компонентам, список которых утвержден территориальным органом Росприроднадзора в паспорте отходов.

В связи с этим, Росприроднадзор, подвергая сомнению по классу опасности свое же свидетельство о классе опасности от ДД.ММ.ГГГГ и паспорт отхода (ФКО - 5000000000000), обязан был в целях достоверного определения класса опасности воспользоваться как расчетным, так и экспериментальным методом определения классов опасности. Так согласно п. 5 Критериев отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды расчетным методом осуществляется на основании показателя, характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на окружающую природную среду, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход для окружающей природной среды. При этом перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа.

Все компоненты жидких отходов (в том числе компоненты с 2 классом опасности) содержатся в выданном Обществу паспорте отхода. Расчеты класса опасности жидких отходов производились ранее экологической фирмой «Грин Фрог» в работе «Анализ и классификация жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» (Москва 1998 г.). Установлено, что жидкие отходы имели в этот период 3 класс опасности, этот же класс опасности был принят в 2001 г. при выдаче лицензии на захоронение жидких отходов.

Класс опасности также был подтвержден отчетом о научно-исследовательской работе определения класса опасности жидких отходов производства ОАО «Волжский Оргсинтез» проведенный в 2005 году ГНЦ РФ ФГУП «НИИ ВОДГЕО». Согласно п. 2.1. этого документа расчет класса опасности жидких отходов производств ОАО «Волжский Оргсинтез» осуществлялся на основании приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ по суммарному (среднему) индексу опасности. При этом из таблицы 2.8. отчета видно, что анилин и сероуглерод в некоторых средах дают 2 класс опасности. Однако общий индекс опасности отхода равен сумме индексов опасности отдельных компонентов отхода. Для расчета класса опасности жидких отходов производства выделено три основные группы веществ и рассчитаны их индексы опасности. При определении индексов опасности отдельных компонентов их концентрации принимались из расчета на сухое вещество отхода, а не на отход фактической влажности, т.к. отход при размещении в окружающей среде может подвергнуться естественным процессам обезвоживания, и концентрация при этом будет возрастать, что исключается при подземном захоронении жидких отходов (пункт 2.6. отчета).

В соответствии с материалами «Корректировка рабочего проекта промышленной эксплуатации полигона закачки жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез», прошедшими согласования в установленном порядке и получившими положительные заключения экспертиз: государственной экологической экспертизы Ростехнадзора от 10.03.2010г.(утвержденную приказом от 12.03.2010г.); экспертизы промышленной безопасности ООО «Городской центр Экспертиз» - рег.номер П.1 - 19ДД.ММ.ГГГГ от 25.08.2009г.; согласование Управления Роспотребнадзора по <адрес> от 17.12.2009г. , технологическим регламентом ТР (утв. 06.02.2012г.) и изменениями к нему, а также Программой мониторинга, согласованной с МПР РФ по <адрес> (письмо от 17.07.2001г.), Госгортехнадзором России (письмо от 27.07.2004г.), а также ГУПР по <адрес> (1361 от 24.03.2003г.) и повторно согласованной, в части графика проведения мониторинга геологической среды, с Управлением по недропользованию по <адрес> (письмо от 11.12.2012г.), ОАО «Волжский Оргсинтез» осуществляет регулярный мониторинг Полигона закачки жидких промышленных отходов. Указанный мониторинг включает в том числе: регулярные наблюдения за подземными водами, нагнетательными сооружениями (скважинами), а также за отдельными компонентами окружающей природной среды в границах соответствующих подземных водных объектов; регистрацию наблюдаемых показателей и обработку информации.

Проведение мониторинга на контрольных и наблюдательных скважинах осуществляется в полном объеме по перечню показателей, определенным материалами «Корректировка рабочего проекта промышленной эксплуатации полигона закачки жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» - (раздел 8, п.3.5.3.5., п.10.1.3.3) и Программой мониторинга геологической среды на полигоне захоронения промышленных жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» (п.5.4).

В указанный перечень входят: вещества, характеризующие минерализацию (плотность, pH, гидрокарбонаты, аммоний-ион, железо общ, сульфаты, хлориды, кальций, магний, натрий, калий, сухой остаток) и спе-цифичные загрязняющие вещества, характерные для ОАО «Волжский Оргсинтез» (анилин, сероуглерод), согласно сводным отчетам по результатам анализов жидких отходов за 2011-2012г.

Также в соответствии с п.7.1.2. Дополнения к лицензии на право пользования недрами (стр. 47 Приложения к Лицензии) владелец лицензии ежегодно предоставляет в Роснедра отчеты о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении лицензионных условий, что подтверждается представленными результатами анализа мониторинга геологической среды на полигоне закачки жидких отходов за 2010, 2011 и 2012 годы.

Компоненты, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, не входят в установленный перечень показателей для мониторинга на контрольных и наблюдательных скважинах, следовательно, предприятие не могло осуществлять за ним контроль.

На основании разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ , утверждено Управлением Росприроднадзора по <адрес> приказом от 26.03.2012г., пруды-накопители (поз.109, 135а) включены в состав источников выбросов загрязняющих веществ.

Однако в соответствии с материалами «Корректировка рабочего проекта промышленной эксплуатации полигона закачки жидких отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» - ( раздел 8, п.4.9) полигон захоронения жидких промышленных отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не является источником воздействия на окружающую среду поскольку уровень создаваемого загрязнения за пределами промплощадки не превышает ОД ПДК и разработка отдельной санитарно-защитной зоны по фактору химического воздействия на атмосферный воздух для полигона не требуется. Что подтверждается отсутствием превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по результатам проведения ежесменных замеров (3 раза в сутки) в установленных точках на границе санитарно-защитной зоны предприятия, согласно графику контроля и сводным отчетам за 2010 - первое полугодие 2013 года.

Кроме того, результаты, представленные в протоколах количественного химического анализа жидких отходов отобранных 02.07.2013г. в шламонакопителе поз.109 (1,2) ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» за номерами 321А, 322А, 323А, 324А, 325А, от 03.07.2013г., не могут быть приняты, поскольку определение концентраций перечисленных в них ингредиентов находится в не области аккредитации ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».

Как установлено решением Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении иска прокурора <адрес> о прекращении деятельности по закачке жидких отходов установлено, что условия лицензионного соглашения недропользователем добросовестно выполняются, действующий полигон захоронения жидких токсичных отходов ОАО «Волжский Оргсинтез» обеспечивает решение важной природоохранной задачи по удалению токсичных промышленных отходов производства в глубокозалегающий нижнебайосский водоносный горизонт, приуроченный к зоне весьма замедленного водообмена и не имеющий практического значения для другого целевого использования. В связи с этим, суд не установил наличия оснований для выводов о причинении ответчиком вреда окружающей среде, равно как и наличия реальной угрозы причинения такого вреда.

С учётом изложенного, нарушение требований ст. 11, ч.3 ст.12 19 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., ч.1 ст. 59 Водного Кодекса РФ в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» также не установлено и опровергается исследованными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утверждён Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с установленным порядком, таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цеху, участку, площадке) юридического лица (его филиала).

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 2-11), в ходе проверки в структурных подразделениях Общества (цеха , 20, 22) выявлено, что учет в области обращения с отходами ведётся с нарушениями обязательных требований, - не организована деятельность по учёту отходов, определённая п.п. 6 - 8 раздела 1 и п. 10 раздела 2 Порядка, утверждённого приказом Минприроды : в цехах отсутствуют обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам очередного квартала (по установленной форме), учетные листы за предыдущий месяц не брошюруются, с приложением к ним титульного листа, не заверены подписью лиц, ответственных за учет; отсутствуют приказы или распоряжения о назначении лиц, ответственных в цехах и подразделениях ОАО «Волжский Оргсинтез» за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 6 приказа Минприроды ); по отходу: отходы химического происхождения (жидкие отходы), учёт не осуществляется, в представленных журналах учёта отсутствуют сведения о количестве (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах.

В подтверждение выявленных нарушений в материалах административного производства представлены копия журнала учёта образования, утилизации, размещения и захоронения отходов производства и потребления цеха 22 (жидкие отходы) за 2012 год, заполненная рукописно (т.7 л.д. 177-178), операционный журнал .24-ЦПУ-35.5 аппаратчика 6 разряда (т.7 л.д. 179-182).

Вместе с тем, установлено, что в 2013 году, в соответствии с п.6,7 Порядка учёта в области обращения с отходами, утверждённому приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, данные учета в области обращения с отходами оформляются в электронном виде, согласно Приложениям 1, 2, 3, 4 к Порядку, с обобщением по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер (пункт 5 Порядка).

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего класс опасности отхода, определен его код и наименование - 5000000000000 - отходы химического происхождения, вид - жидкие отходы.

Статья 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ предписывает вести учет образовавшихся отходов, то есть по месту и в момент их образования. В каждом цехе, в том числе, остатки сырья, подготавливаются, транспортируются водой до места сбора в подготовительный пруд полигона (поз. 109), где фактически образуются жидкие химотходы (код ФККО - 5000000000000).

В соответствии с п. 4.1. постоянного технического регламента природоохранного полигона к категории жидких отходов на предприятии относятся маточники, кубовые остатки, реакционная вода, промывные воды, смывы с полов, содержащие высокие концентрации солей и органических загрязнителей. Остатки сырья (будущие жидкие отходы) от всех основных, и части вспомогательных производств, по трубопроводам собираются на природоохранный полигон, а именно, в пруд-накопитель жидких отходов .

Изложенное подтвердил свидетель ФИО7, ведущий инженер отдела экологической безопасности ОАО «Волжский Оргсинтез», пояснивший, что такой отход, как жидкие химические отходы не хранятся, а образуются на полигоне закачки (структурно входящем в цех завода), то есть, в его прудах - накопителях и 135, где начинается их подготовка в соответствии с рабочим проектом для захоронения в подземный пласт-коллектор. Так согласно технологическому регламенту и рабочему проекту технологические потоки подаются в пруд-накопитель поз. 109, в котором происходит удаление осадка и смешение стоков. Далее жидкие отходы поступают в резервуар насосной станции 107а, где путем смешивания или, при необходимости, добавления серной кислоты, или едкого натра доводятся до необходимых параметров pH. Усредненные и нейтрализованные отходы далее откачиваются в пруд-накопитель поз. 135а, из которого уже переходят в закрытые емкости для закачки в рабочие скважины. Хранения жидких отходов в подготовительных прудах природоохранного полигона не осуществляется. Жидкие отходы 3-го класса опасности (в том числе остатки 1 класса из ряда цехов), попадая в подготовительные пруды, не заканчивают в нем свой технологический цикл. В прудах отходы усредняются, обрабатываются, разделяются, где жидкая фракция направляются через скважины в пласты-коллекторы, а ил отстаивается и подлежит захоронению.

Механизм работы с отходами на предприятии ОАО «Волжский Оргсинтез», в том числе по цеху , где расположен полигон закачки, был представлен в территориальный орган Росприроднадзора в виде «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами», где и был согласован письмом от ДД.ММ.ГГГГ

В этой связи, не нашло своего подтверждения, что учет отхода химического происхождения (жидкие отходы), в соответствии с порядком Приказа Минприроды , не осуществляется.

Однако, представителями Общества не оспаривалось, что в нарушение п.7,8 Порядка учёта в области обращения с отходами, утверждённому приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ учетные листы за предыдущий месяц не брошюруются, с приложением к ним титульного листа, не заверены подписью лиц, ответственных за учет, так как хранятся в электронном виде.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, в Обществе назначены ответственные лица за соблюдение норм количественного и качественного состава, в том числе, жидких отходов (т.7 л.д. 170-172). Вместе с тем, данный приказ не соответствует положениям порядка, утверждённого Приказом Минприроды , в связи с чем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в вышеназванный приказ, и из числа специалистов, ранее предоставлявших ежемесячные и ежеквартальные сведения по отходам производства и потребления на предприятии, были назначены ответственные лица к ведению в СПП учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также обезвреженных и размещенных отходов (т.7 л.д. 173-174).

Таким образом, установлено, что Обществом нарушены требования при обращении с отходами в части соблюдения установленного порядка их учёта.

В качестве смягчающих ответственность Общества обстоятельств, учитывается принятие мер к устранению нарушений.

Обстоятельств, отягчающих ответственность Общества, не установлено.

Вместе с тем, хотя в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и отсутствии тяжести наступивших последствий, в том числе, причинение Обществом вреда окружающей среде, либо наличия реальной угрозы причинения такого вреда, нахожу, что действия ОАО «Волжский Оргсинтез» не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При таких обстоятельствах, полагаю возможным освободить ОАО «Волжский Оргсинтез» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, с прекращением производства по делу.

На основании ст. 2.9, ст.29.9 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Освободить Открытое акционерное общество «Волжский Оргсинтез» от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием, о чем объявить в зале суда.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез» - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Судья Шумакова Т.В.