ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-179/18 от 26.11.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-179/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2018 года г. Корсаков

Сахалинской области

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мурынчик Е.В., при секретаре Кравченко Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

Общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность», расположенного по адресу: <адрес>,ИНН/КПП 6504018840/650401001

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что определением ХБР начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бородаенко Н.В. от 26 сентября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административного расследования в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность».

1 октября 2018 года в адрес юридического лица по электронной почте направлено, а также, нарочно вручено специалисту общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» копия определения об истребовании сведений от 01.10.2018 года, вынесенное начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бородаенко Н.В., в котором у юридического лица истребовались документы со сроком представления в течение трех дней со дня получения определения.

В ответ на указанное определение обществом с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» по электронной почте 04.10.2018 года в адрес должностного лица УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бородаенко Н.В. по электронной почте были направлены документы не в полном объеме.

Кроме того, 3 октября 2018 года по электронной почте от общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» за подписью генерального директора Б. был направлен письменный отказ в предоставлении истребуемых документов со ссылкой на их конфиденциальность, также указано, что общество не является субъектом проверки и не может дать согласие на предоставление истребованных документов.

В связи с неисполнением обществом с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в отношении юридического лица был составлен протокол о привлечении к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Защитники общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» В., Г., действующие на основании доверенностей от 13.11.2018 года, возражали против привлечения юридического лица к административной ответственности, просили о прекращении административного материала в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Дополнительно суду пояснили, что до настоящего времени надлежаще заверенная копия определения об истребовании сведений в адрес общества не поступала, в связи с чем, обязанность по исполнению определения от 01.10.2018 года у общества не возникла. Сотруднику общества инспектору Ж. была вручена незаверенная ксерокопия указанного определения, а по электронной почте поступило определение неподписанное электронной подписью должностного лица.

В судебном заседании присутствовал главный государственный инспектор УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Д., действующий на основании доверенности от 03.08.2018 года, который настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности. Суду пояснил, что 01.10.2018 года им по электронной почте было получено определение об истребовании сведений от 01.10.2018 года, вынесенное начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бородаенко Н.В. Указанное определение им было распечатано в двух экземплярах и лично вручено сотруднику общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» инспектору отдела кадров Ж.. При этом, поступившее с УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, расположенного в <адрес>, определение не было подписано электронной подписью должностного лица, а вручаемая обществу копия не была заверена печатью УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.

Суд, в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело без участия законного представителя юридического лица, извещенного о времени и месте рассмотрения административного материала.

Выслушав защитников юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» В., Е., главного государственного инспектора УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Д., допросив свидетелей Ж., Д., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, возбудивший производство об административном правонарушении.

В силу положений ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объективную сторону данного правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 Положения « О полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №409, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой области и на метрополитене (далее - государственные транспортные инспекторы).

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия: запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию; составляет протоколы об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела, определением ТБ-ВТ-26/09/2018/3 ХБР должностного лица - начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бородаенко Н.В. от 26 сентября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность».

В рамках административного расследования 1 октября 2018 года было вынесено определение об истребовании сведений в соответствии с которым у общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» истребованы документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении. Юридическому лицу разъяснено о необходимости предоставления запрашиваемых документов в трехдневный срок со дня получения определения.

Из материалов дела следует, что указанное определение было направлено в адрес общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» электронной почтой.

Кроме того, копия указанного определения от 1 октября 2018 года, вручена лично инспектору ОК общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» Ж. 1 октября 2018 года.

При рассмотрении настоящего административного дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Особенности делопроизводства в Ространснадзоре определены Инструкцией по делопроизводству Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденной Приказом Ространснадзора от 19 декабря 2011 г. № АК-1222фс.

Выполнение требований настоящей Инструкции обязательно для работников Службы(п.1.12 Инструкции).

В соответствии с п.2.2.1 Инструкции, документы, создаваемые Службой, имеют следующий состав реквизитов, в том числе: подпись должностного лица; оттиск печати.

Согласно п.2.2.21 Инструкции, Служба имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы установленного образца. Печать является способом подтверждения подлинности подписи должностного лица на документе. Печать ставится на документах в случаях, предусмотренных законодательными или иными нормативными правовыми актами. Печать с изображением Государственного герба Российской Федерации ставится на документах, удостоверяющих права должностных лиц, фиксирующих факт расходования денежных средств и материальных ценностей, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации. Простые круглые печати (без изображения государственной символики) ставятся на копиях документов для удостоверения их соответствия подлинникам.

Для свидетельствования верности копии (выписки из документа) подлиннику документа на последнем листе копии (выписки из документа) на свободном месте под текстом оформляется реквизит "Отметка о заверении копии", включающий: указание о месте нахождения подлинника документа, слово "Верно", наименование должности лица, заверившего копию; личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения; печать (при представлении копии или выписки из документа в другую организацию) (п.2.2.22 Инструкции).

Порядок работы с электронными документами регламентирован разделом 5 указанной Инструкции.

Согласно п. 5.3 Инструкции для подтверждения подлинности электронных документов в Службе используются электронные подписи. Используемые средства электронной подписи должны быть сертифицированы в установленном порядке.

При обработке, рассмотрении, согласовании и подписании электронных документов в системе электронного документооборота во внутреннем документообороте Службы (докладные, служебные записки, справки, сводки и др.) могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых электронная подпись не используется, при условии, что программные средства, применяемые в Службе, позволяют однозначно идентифицировать лицо, подписавшее или завизировавшее документ.

Пунктом 5.6 Инструкции установлено, что прием и отправка электронных документов осуществляются Канцелярией.

В соответствии с п. 5.12 Инструкции после отправки электронного документа, заверенного электронной подписью уполномоченного должностного лица, досылки адресату его копии на бумажном носителе, как правило, не требуется, за исключением ответов на обращения граждан, поступивших по информационно-телекоммуникационным каналам, на которые в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060), заявителю дается письменный ответ, направляемый по почтовому адресу, указанному в обращении.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что электронный документ, передаваемый в другую организацию, не заверенный электронной подписью уполномоченного должностного лица, не считается документом, имеющим юридическую силу, как и копия документа на бумажном носителе, незаверенная в соответствии с требованиями инструкции. В связи с этим при передаче такого документа адресату по электронной почте либо в порядке личного вручения копии, досылка оригинала является обязательной.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что определение об истребовании сведений от 1 октября 2018 года, направленное обществу с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» по электронной почте, не было подписано электронной подписью вынесшего его должностного лица. Кроме того, 1 октября 2018 года инспектору ОК общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» Ж. была также вручена не заверенная надлежащим образом копия указанного определения, что подтверждается показаниями свидетелей З. и Д..

При этом, доказательств, направления надлежаще заверенной копии определения об истребовании сведений от 1 октября 2018 года, личного вручения юридическому лицу, материалы дела не содержат.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что определение должностного лица от 1 октября 2018 года об истребовании сведений, полученное юридическим лицом по электронной почте, врученное Ж. не имело юридической силы в связи, с чем обязанность по его исполнению у общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» отсутствовала. Таким образом, вменяемое событие административного правонарушения на дату 3 октября 2018 года - отсутствует.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, производство в отношении общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» подлежит прекращению по п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Изложенные доводы защитников в ходе рассмотрения административного материала, существенного значения по делу не имеют.

Руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик