К делу №5-179/2019г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ст.Полтавская 10 апреля 2019 года
Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Завгородняя О.Г.,
с участием генерального директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении должностного лица- директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района» по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ,
установил:
07.03.2019 года в Красноармейский районный суд Краснодарского края поступил административный материал в отношении должностного лица- директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района» по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.
Выслушав директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района»ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно статье 4.1 названного Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 9 указанного выше ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Из протокола об административном правонарушении от 01 марта 2019 года следует, что 07 февраля 2019 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлено, что директором ООО МП «ЖКХ» ФИО2 Марковымпо адресу: 353800, Краснодарский край, Красноармейский район, примерно в 1500м по направлению на северо-запад от ориентира ст.Полтавская, Краснодарский край, Красноармейский район, 700м на северо-запад от ориентира ст.Полтавская, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
Во исполнение п.5 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 01.11.2018 г. № АГ- П9-24пр о проведении выборочных надзорных мероприятий в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в период с 05.02.2019 по 07.02.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района.
Согласно ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района выдана лицензия от 25.06.2018 №023 00648, на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению (хранению) отходов IV класса опасности.
В результате проведенного обследования территории полигона ТКО ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района в непосредственной близости к сортировочному комплексу отходов, установлен факт сбора следующих видов отходов: «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)» (код ФККО 4 68 112 01 51 3 (3 класс опасности); «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%)»(код ФККО 4 68 112 02 51 4 (4 класс опасности).
На момент составления протокола ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района предоставлены пояснения к акту проверки, согласно которым, директор ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района ФИО1 поясняет следующее: ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района осуществляет сбор, обработку и размещение ТКО с территорий сельских и городских поселений, а также с территорий организаций, заключивших договор на сбор, обработку и размещение отходов 4-5 класса опасности с транспортными компаниями, транспортными компаниями сбор ТКО осуществляется из контейнеров, установленных в местах, отведенных для накопления ТКО. В результате сортировки ТКО образуются отходы, недопустимые для размещения на полигоне, в том числе тара из черных металлов, загрязненных лакокрасочными материалами. Указанные отходы ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района передаются специализированному предприятию для дальнейшей утилизации на безвозмездной основе.
ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района предоставлен договор от 11.01.2017 №330/О с ООО «Лотос 2010» на оказание услуг по обращению с отходами 1-4 класса опасности, согласно которому ООО «Лотос 2010» оказывает услуги ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района по сбору, транспортированию отходов 1-4 класса опасности для дальнейшей передачи их в ООО «Рубин», имеющего лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности с целью их дальнейшего размещения, обезвреживания.
ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района предоставлены акты (от №00014971, от 29.06.2018 №0005954) согласно которым ООО «Лотос 2010» были оказаны услуги по сбору, транспортированию и передаче на обезвреживание отходов:
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;
тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более);
лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
Согласно справке от 21.2.2019 №154 ООО «Лотос 2010» в 2018 году приняло отходы 3,4 класса опасности от ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района, образовавшиеся в результате сортировки ТКО на полигоне:
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные в количестве -9,764т.;
тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более), в количестве - 1,589т.;
Указанные отходы были переданы для обработки, утилизации, обезвреживания ООО «Рубин».
Однако, отходы - «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)» не включены в лицензию от 25.06.2018 №023 00648, на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению (хранению) отходов IV класса опасности.
Таким образом, ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района осуществляет деятельность по сбору и обработке отходов III класса опасности (тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание %5 и более), в отсутствии лицензии, в нарушение п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С указанными выводами суд согласиться не может ввиду следующего.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, директором юридического лица и его представителем отрицается.
Так, в судебном заседании директор п ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района ФИО1 пояснил, что предприятие осуществляет сбор, обработку и размещение твердых коммунальных отходов с территорий сельских и городских поселений, а также с территорий организаций, заключивших договор на сбор, обработку и размещение отходов 4-5 класса опасности с транспортными компаниями.
Транспортными компаниями сбор ТКО осуществляется из контейнеров, установленных в местах, отведенных для накопления ТКО. В результате сортировки ТКО образуются отходы, недопустимые для размещения на полигоне, в том числе тара из черных металлов, загрязненных лакокрасочными материалами. Указанные отходы ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района передаются специализированному предприятию для дальнейшей утилизации на безвозмездной основе.
В подтверждение доводов предоставлен договор от 11.01.2017 №330/О с ООО «Лотос 2010» на оказание услуг по обращению с отходами 1-4 класса опасности, согласно которому ООО «Лотос 2010» оказывает услуги ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района по сбору, транспортированию отходов 1-4 класса опасности для дальнейшей передачи их в ООО «Рубин», имеющего лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности с целью их дальнейшего размещения, обезвреживания.
Предоставлены акты (от №00014971, от 29.06.2018 №0005954) согласно которым ООО «Лотос 2010» были оказаны услуги по сбору, транспортированию и передаче на обезвреживание отходов: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
Согласно справке от 21.2.2019 №154 ООО «Лотос 2010» в 2018 году приняло отходы 3,4 класса опасности от ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района, образовавшиеся в результате сортировки ТКО на полигоне: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные в количестве -9,764т.; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более), в количестве - 1,589т.
Указанные отходы были переданы для обработки, утилизации, обезвреживания ООО «Рубин».
Данные пояснения также приложены к материалам дела об административном правонарушении.
В судебном заседании доводы директора юридического лица о том, что МП «ЖКХ» Красноармейского района не собирает и не обрабатывает отходы IIIкласса опасности, не опровергнуты.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что отходы именно IIIкласса опасности были обнаружены на территории ТКО ООО МП «ЖКХ», суду не представлено. Прилагаемая к акту проверки фототаблица содержит черно-белые фотографии, по которым невозможно определить к какому классу отходов относится изображенный на нем предмет. Заключения специалистов также отсутствуют. При этом, из акта проверки следует, что к нему прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, экспертиз и т.д., которые фактически в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Таким образом, доводы о том, что МП «ЖКХ» Красноармейского района осуществляет сбор и обработку отходов IIIкласса опасности, являются голословными, материалами дела об административном правонарушении не подтверждены.
Более того, судом установлено, что юридическое лицо осуществляет сортировку ТКО, которая является производной деятельностью общества, и не связана со сбором и обработкой отходов IIIкласса опасности по смыслу, придаваемому Федеральным законом N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", и лицензированию не подлежит.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношениидолжностного лица- директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского района ФИО1 подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1 ст.29.9, п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ, суд
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора ООО МП «ЖКХ» Красноармейского районаФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд, путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд.
Судья Завгородняя О.Г.