Дело № 5-17/2015 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 марта 2015 г. п. Междуреченский Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Поплавских Светлана Николаевна, с участием: представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Кондинский учебный центр» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Кондинский учебный центр», У С Т А Н О В И Л: В ходе плановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Кондинский учебный центр» (далее – МБОУ ДО «Кондинский учебный центр»), расположенном по адресу: <адрес>, Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выявлены нарушения требований и условий специального разрешения (лицензии), а именно в учреждении: - отсутствует в наличии на праве собственности или ином законном основании, объекты для проведения практических занятий, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программ «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Продавец продовольственных товаров», что является нарушением п. "а" ст. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее – Положение); - в нарушение пп. "д" п. 6 Положения в штате МБОУ ДО «Кондинский учебный центр», состоят педагогические работники, заключившие с МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» трудовые договоры, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике. Отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учреждении у мастеров производственного обучения Б., М., Ч. (документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования не предоставлен). Отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности у преподавателя М. (документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, не предоставлен); - в нарушение пп. "ж" п. 6 Положения у МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по адресам: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – экспертом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица МБОУ ДО «Кондинский учебный центр». В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1 с протоколом об административном правонарушении согласился, вину в предъявленном административном правонарушении признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» с МБОУ «Шугурская СОШ», МКОУ «Болчаровская СОШ» заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве, на основании которых школы предоставляют оборудованные кабинеты для проведения теоретических и лабораторно-практических занятий, необходимые для осуществления образованной деятельности по программе «Оператор ЭВМ и ВМ», «Продавец продовольственных товаров». Утверждал, что до окончания проверки им получено санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, для осуществления образовательной деятельности по адресам: <адрес> Кроме того, пояснил, что на момент проверки имелись отдельные санитарно - эпидемиологические заключения, на каждое здание, где осуществляется образовательная деятельность. ДД.ММ.ГГГГМ., Ч., Б. директором МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» направлено уведомление о предоставлении подтверждающего документа о получении образования в области соответствующей профилю преподаваемого предмета в срок до ДД.ММ.ГГГГБ. и Ч. представили справки подтверждающие, что они обучаются в БУ «Советский политехнический колледж» на первом курсе по заочной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., М. представила справку, что обучается на втором курсе по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий в НОУ ВО Московском технологическом институте «ВТУ». С М.ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут. Стаж работы М. преподавателем по подготовке продавцов продовольственных товаров составляет более 2 лет, стаж работы Ч. в должности мастера производственного обучения составляет более 9 лет, Б. – более 4 лет. Просил назначить наказание с учетом указанных обстоятельств. Выслушав представителя ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» грубым нарушением лицензионных требований и условий являются нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «а, д, ж» п. 6 настоящего Положения. В силу пп. «а» п. 6 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам. В соответствии с пп. «д» п. 6 Положения устанавливаются лицензионные требования к наличию педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. Подпункт «ж» п. 6 Положения устанавливает лицензионные требования к наличию у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 ст. 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензий от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19-25). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры С. назначено проведение проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» (л.д. 14-18). По результатам указанной проверки выявлено, что МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), о чем составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-13).Установлено, что у МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» отсутствуют на праве собственности или ином законном основании объекты для проведения практических занятий, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательных программ «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «продавец продовольственных товаров». На момент проверки квалификация и образование педагогических работников Б., М., Ч., М., заключивших с МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» трудовые договоры, не соответствовали требованиям, установленным в ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учреждении у мастеров производственного обучения Б., М., Ч. (документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования не предоставлен). Отсутствует высшее профессиональное образование или среднее - профессиональное образование по направлению подготовки «Образование педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в учреждении у преподавателя М. (документ, подтверждающий наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования, не предоставлен). Кроме того, в МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, для осуществления образовательной деятельности по адресам: <адрес>., установленные пп. «ж» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. № 966. Факт совершения правонарушения представителем МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» не оспаривается. Доказательства, представленные в суд, добыты без нарушения требований КоАП РФ. Таким образом, вина МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» подтверждается совокупностью представленных доказательств, его действия суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, собственного имущества не имеет, хозяйственной деятельностью не занимается. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность учреждения, суд относит признание вины, совершение административного правонарушения впервые, частичное устранение выявленных нарушений до окончания проверки. В суд представлены соответствующие документы о том, что Б., Ч., М. обучаются по программе среднего профессионального образования, трудовой договор с М. расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» с МБОУ «Шугурская СОШ», МКОУ «Болчаровская СОШ» заключены дополнительные соглашения о сотрудничестве, на основании которых школы предоставляют оборудованные кабинеты для проведения теоретических и лабораторно-практических занятий, необходимые для осуществления образованной деятельности по программе «Оператор ЭВМ и ВМ», «Продавец продовольственных товаров». ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» выдано санитарно – эпидемиологическое заключение о том, что здания, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, для осуществления образовательной деятельности, по адресам: <адрес>. соответствуют санитарно – эпидемиологическим нормам. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. С учетом изложенного, суд считает, что МБОУ ДО «Кондинский учебный центр» подлежит наказанию в виде административного штрафа. Санкция части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность. В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.). Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание со снижением административного штрафа до ... руб. На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст.19.20, ст. 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л: Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Кондинский учебный центр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ... (двадцать тысяч) рублей. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Уплату штрафа следует произвести по следующим реквизитам: Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Обрнадзор Югры л/счет <***>) ИНН <***> КПП 860101001 Расчетный счет № <***> Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск БИК 047162000 ОКТМО муниципального образования (по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа) Назначение платежа: полное наименование характера платежа. Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский райсуд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Председательствующий С.Н. Поплавских |