ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17/17ГОД от 16.02.2017 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 5-17/2017 год

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Слободской Кировской области 16 февраля 2017 года

Судья Слободского районного суда Кировской области Рычкова В.Г.,

при секретаре Карпечеве В.С.,

с участием

помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Соловьевой Е.С.,

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» - ФИО5,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», ОГРН , ИНН , юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора Попова Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» (далее - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит»).

Согласно данному постановлению, юридическому лицу - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» - инкриминируется неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, при следующих обстоятельствах:

<данные изъяты> межрайонной прокуратурой в деятельности ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» выявлены нарушения требований ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выразившееся в неисполнении требований прокурора о произведении перерасчета платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>, указанных в представлении об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, а также в требовании о повторном рассмотрении указанного представления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Соловьева Е.С. поддерживает доводы постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Считает, что в бездействии ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», выразившемся в неисполнении требований представлений прокурора об устранении требований жилищного законодательства, имеется состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» - ФИО5 считает, что в бездействии Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представление прокурора рассмотрено, дан ответ. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» по горячему водоснабжению жильцов <адрес> является ресурсоснабжающей организацией (<данные изъяты>), а по отношению подачи горячего водоснабжения в <адрес> - исполнителем коммунальных услуг (заключен договор непосредственно). Горячее водоснабжение осуществлялось в соответствии с утвержденным графиком, за периоды отсутствия подачи горячей воды, плата не начислялась. Перерасчет платы на основании п.4 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, производится при отсутствии в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета, а в <адрес> в каждой квартире установлены приборы учета. Соответственно, оснований для снижения платы за горячее водоснабжение и привлечения должностных лиц предприятия к дисциплинарной ответственности нет. Считает, что требование прокурора, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, независимо от наличия или отсутствия приборов учёта, является незаконным. Кроме того, прокурор выходит за рамки своих полномочий, подменяет функции контролирующего органа: Государственной жилищной инспекции.

Выслушав мнение представителя юридического лица, прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст.6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

П.2 ст.1 и п.1 ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В ч.1 ст.24 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.

Согласно материалам дела, <данные изъяты> межрайонным прокурором в адрес директора ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства (<данные изъяты>). В представлении указано, что ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» осуществляет деятельность в сфере горячего водоснабжения и теплоснабжения жилых домов <адрес>. Проверкой установлено, что Общество предоставляет коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения и теплоснабжения жителям <адрес>, в том числе в многоквартирный <адрес>. В нарушение положений подпункта «а» пункта 31, подпунктов «в, г, д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила), пункта 4 приложения № 1 к Правилам, требований пунктов 2.2, 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» в период с мая по сентябрь 2016 года еженедельно в выходные дни прекращало подачу горячей воды в дома жителей <адрес>, в том числе в <адрес> и по <адрес>, в связи с проведением ремонтных работ в котельной предприятия. Кроме того горячее водоснабжение в домах отсутствовало в период с ДД.ММ.ГГГГ. План-график проведения ежегодных ремонтных и профилактических работ в котельной, сопряженного с отключением горячей воды, в <данные изъяты> не представлен. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» нарушило допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, в том числе при проведении ежегодного профилактического ремонта (14 дней), установленную Правилами. Следовательно, размер платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года на основании п.4 приложения № 1 к Правилам должен быть снижен на 0,15 процента размера платы за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленного суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение. В нарушение названных требований ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не произвело снижение платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>, в том числе <адрес> и по <адрес>.

В названном выше представлении прокурором указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления, принятие конкретных мер по устранению указанных в нём нарушений и недопущению их впредь. Прокурор требовал произвести снижение платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>, в том числе домов <адрес> и по <адрес>, получающих горячую воду от котельной ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», согласно п.4 приложения № 1 к Правилам. Также прокурор требовал решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в результате ненадлежащего исполнения обязанностей которых были допущены нарушения действующего законодательства; о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить межрайонную прокуратуру заблаговременно для решения вопроса об участии представителя прокуратуры; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменной форме сообщить прокурору в течение месяца со дня получения представления.

В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» в <данные изъяты> межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе содержатся пояснения, что Общество является исполнителем коммунальных услуг в отношении <адрес>, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению <адрес> является МУП УК «<данные изъяты>». В соответствии с п.98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не производило начисление платы за горячее водоснабжение в период отсутствия горячего водоснабжения. В силу п.99 Правил перерасчет платы потребителю производится при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса. Требования п.4 приложения № 1 к Правилам применяются только к тем потребителям, плата которым начисляется исходя из норматива потребления. В жилом <адрес> в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учета, вследствие чего положения п.4 приложения № 1 к Правилам о перерасчете платы не подлежит применению (<данные изъяты>).

К ответу приложены счета-извещения жильцам <адрес> за май-сентябрь 2016 года (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем <данные изъяты> межрайонного прокурора Поповым Н.А. направлено ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» требование о повторном рассмотрении представления, в котором прокурор указывает на то, что, как следует из ответа, поступившего в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, представление фактически не рассмотрено. Несмотря на то, что нарушения, допущенные сотрудниками ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», повлекли за собой грубое нарушение жилищного законодательства, Обществом не сообщено, что стало причиной допущенных нарушений и какие меры приняты для устранения и недопущения впредь подобных нарушений. Перерасчет платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>, в том числе домов <адрес> и по <адрес>, получающих горячую воду от котельной ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» и оплачивающих её по индивидуальным приборам учета, не произведён. Копия приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного должностного лица к ответу на представление не приложена.

В данном представлении (<данные изъяты>) прокурор требовал повторно рассмотреть представление от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя прокуратуры; о результатах рассмотрения представления сообщить письменно до ДД.ММ.ГГГГ; предупредил о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае непредставления в указанный срок требуемых документов.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» по требованию о принятии конкретных мер по устранению нарушений жилищного законодательства сообщило прокурору, что Общество осуществляет подачу горячего водоснабжения бесперебойно. По требованию прокурора о перерасчете: снижении платы за горячее водоснабжение с мая по сентябрь 2016 года согласно п.4 приложения № 1 к Правилам в ответе Общества содержится ссылка на отсутствие оснований для перерасчета платы в силу п.п.98, 99 Правил и приложения № 1 к Правилам. По требованию прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия, допустивших нарушение, Обществом дан ответ об отсутствии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности работников предприятия, поскольку все должностные лица действовали согласно утвержденному графику поставки горячего водоснабжения в летний период времени, все начисления и перерасчеты платы за горячее водоснабжение в летний период производились согласно нормам действующего законодательства. Кроме того, Обществом дополнительно сообщено, что отопление и горячее водоснабжение не является основной деятельностью предприятия, работа котельной предприятия непосредственно зависит от работы производства, график поставки горячего водоснабжения в летний период времени был согласован, так как поставка тепловой энергии производится по договору с МУП УК «<данные изъяты>», заключённому в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» рассматривает техническую возможность подачи горячего водоснабжения в летний период бесперебойно (<данные изъяты>).

Согласно представленным материалам, горячее водоснабжение в мае, июне, июле, августе и сентябре 2016 года осуществлялось согласно графику, система отопления запущена ДД.ММ.ГГГГ. График подачи ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» горячей воды на летний период времени 2016 года, с перерывами горячего водоснабжения в выходные дни и в течение двух недель в июле 2016 года для производства ремонтных работ, согласован и утвержден <данные изъяты>. Приказом директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтеру дано указание о начислении платы за подачу горячего водоснабжения только за период, согласно утвержденному графику, в дни отсутствия горячего водоснабжения, согласно графику, плату не начислять (<данные изъяты>).

ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» зарегистрировано в ЕГРЮЛ и поставлено на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

В соответствии с Уставом Общество является производственным предприятием, одним из видов деятельности также является оказание бытовых, сервисных услуг населению, организациям (<данные изъяты>).

Названными выше материалами установлено, что требования прокурора, изложенные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, - о снижении платы за горячее водоснабжение за май-сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>; о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия, допустивших нарушения жилищного законодательства, - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не исполнены в связи с тем, что Общество считает, что им не допущено нарушений жилищного законодательства.

Таким образом, сам по себе факт подачи ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» горячей воды в многоквартирные дома в летний период времени 2016 года с перерывами, не соответствующими нормативам, участниками процесса не оспаривается. Факт неисполнения Обществом требования прокурора о перерасчете платы за горячее водоснабжение в нарушение Правил, и соответственно, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, - материалами дела установлен.

Однако ответственность по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае умышленного неисполнения законных требований прокурора. Соответственно, законность и обоснованность требований прокурора подлежит оценке.

Как установлено ответами ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», теплоснабжение и снабжение горячей водой многоквартирных домов (в том числе <адрес>) Обществом осуществляется на основании договора с МУП Управляющая компания «<данные изъяты>», данный договор прокурору был представлен Обществом. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» сообщала, что она является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного <адрес>.

Вместе с тем в материалах дела, представленных в суд, копии договоров на поставку теплоснабжения и горячего водоснабжения, как с МУП УК «<данные изъяты>», так и с собственниками (нанимателями, владельцами) жилых и нежилых помещений <адрес> отсутствуют. Однако условия договоров имеют существенное значение для определения, является ли ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» в силу понятий, закрепленных в п.2 Правил, исполнителем услуг по поставке горячего водоснабжения или ресурсоснабжающей организацией по договору с Управляющей компанией (ТСЖ, кооперативами, владельцами домовладений). Условия данного договора имеют значение и для установления иных обстоятельств, на основании которых можно сделать вывод о правомерности или неправомерности действий Общества по начислению платы за горячее водоснабжение, каким образом согласован режим и количество подаваемого коммунального ресурса, ответственность за некачественное исполнение услуг и прочих обстоятельств.

В судебном заседании представителем ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» представлена копия договора теплоснабжения для нужд жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Обществом и МУП «<данные изъяты>». Данным договором установлено, что Общество является энергоснабжающей организацией. Подача Обществом тепловой энергии по данному договору, согласно приложению , осуществляется, в том числе в многоквартирный <адрес>.

Согласно п.1.1 данного договора энергоснабжающая организация обязуется подавать потребителям (от имени которых действует Управляющая компания) через присоединенную сеть тепловую энергию. Управляющая компания обязуется оплачивать фактически принятую тепловую энергию потребителями, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п.1.2 договора, количество поданной (принимаемой) тепловой энергии на отопление и на горячее водоснабжение соответствует согласованным между Управляющей компанией и Энергоснабжающей организацией расчетам количества тепловой энергии, предусмотренным в Приложении к договору.

Согласно п.1.5.1 названного договора установлен режим отпуска передачи тепловой энергии: для горячего водоснабжения - бесперебойное круглосуточное теплоснабжение в течение календарного года. Перерывы в теплоснабжении допускаются в межотопительный период для проведения планового текущего и капитального ремонта. Сроки проведения ремонтных работ не должны превышать нормативный срок, устанавливаемый органом местного самоуправления. Оплата тепловой энергии на этот период не взимается.

Аналогичная обязанность энергоснабжающей организации по бесперебойному горячему водоснабжению, с установленной допустимой продолжительностью перерывов, не превышающих нормативный срок, устанавливаемый органом местного самоуправления, содержится и в п. 3.1.1 договора.

В представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ содержится требование о перерасчете платы за горячее водоснабжение жильцам многоквартирных домов <адрес>, в том числе домов по <адрес> и по <адрес>.

Принимая во внимание наличие названного выше договора теплоснабжения, его условия, права, обязанности и ответственность сторон, прихожу к выводу, что спор о наличии или отсутствии оснований для снижения платы собственникам (нанимателям, владельцам) многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> за период с мая по сентябрь 2016 года, в связи с перерывами подачи горячей воды сверх нормативов, должен был разрешаться между сторонами договора, в данном случае: исполнителем коммунальной услуги - МУП УК «<данные изъяты>» и ресурсоснабжающей организацией - ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит». Соответственно, в части требования к ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» о снижении платы жильцам <адрес> по <адрес>, представление прокурора нельзя признать законным и обоснованным.

В ответе ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» указано и подтверждено представителем ФИО5 в судебном заседании, о том, что Общество осуществляет поставку тепла и горячей воды в <адрес>. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не отрицает факт предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения жильцам <адрес>, что подтверждается и представленными Обществом счетами-квитанциями.

Данных о том, кто из жильцов дома является собственниками, нанимателями (иными лицами), жилых помещений в многоквартирном доме, о наличии нежилых помещений в доме, о выборе управления домом, и иных сведений, влияющих на определение лица (лиц), имеющих право на заключение договора о предоставлении коммунальных услуг, в материалах дела не содержится.

В соответствии с п.2 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, хотя договор оказания коммунальных услуг жильцам многоквартирного <адрес> отсутствует, следует считать установленным, что ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» является исполнителем коммунальных услуг в отношении данного дома.

Согласно п./п. «в, г, д, е» п.3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

В силу п./п. «б» п.4 Правил горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам, в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

В соответствии с п.6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п.п.8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В силу п.11 Правил условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются: а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору; б) в договоре безвозмездного пользования - для ссудополучателя по такому договору; в) в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения с юридическим лицом, которое может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Согласно п.12 Правил, собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.

В соответствии с п.13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п.14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п.17 Правил ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в случае наличия заключенных с ними договоров.

Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения определены в п.п.19-30 Правил.

Права и обязанности исполнителя, в том числе обязанности предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, - определены в п.п.31, 32 Правил.

Права потребителя, в том числе право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, - установлены в п.33 Правил.

Обязанности потребителя, в том числе использовать в целях учета потребленных коммунальных услуг коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку, - закреплены в п.34 Правил.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, при наличии или отсутствии индивидуальных или коллективных, общедомовых приборов учета, выбор способа оплаты коммунальных услуг, порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки оплаты - определены п.38-77 Правил.

При этом в силу п..64 Правил потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Порядок учета объема коммунальных услуг, предоставленных потребителю, который осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета, закреплен в п.80-85 Правил. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, установлен п.86-97 Правил.

В соответствии с п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Согласно п.99 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.

В соответствии с п.100 Правил объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, закреплен в п.104-113 Правил.

В силу п. 157 Правил при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в том числе, в случае, если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам.

В силу п.4 Приложения № 1 к Правилам допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам с учетом положений раздела IX Правил.

Изложенные выше положения Правил позволяют сделать вывод, что ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», как исполнителем предоставления коммунальных услуг, в летний период времени 2016 года действительно допущены перерывы подачи горячей воды потребителям, превышающие допустимую продолжительность, установленную п.4 Приложения № 1 к Правилам.

Вместе с тем график подачи горячей воды потребителям в летний период, связанный с тем, что ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» является производственным предприятием, работа котельной предприятия связана с производством, согласован и утвержден <данные изъяты>, что также свидетельствует о наличии договора поставки коммунальной услуги. Нарушения ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» графика в материалах дела не содержится.

Следовательно, доказательств, свидетельствующих об умышленном невыполнении Обществом требований Правил о бесперебойной или с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную п.4 приложения № 1 к Правилам, в материалах дела не содержится.

Материалами дела: счетами-извещениями установлено, что во всех квартирах в <адрес>, за исключением <адрес> (показаний ИПУ в счёте нет, объем потребления указан по нормативу), установлены индивидуальные приборы учёта (<данные изъяты>). Расчет платы в мае-сентябре 2016 года за горячее водоснабжение сделан, с учетом графика подачи горячей воды, за время перерывов подачи горячей воды плата не начислена, снижен размер платы и за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

Следовательно, расчет платы за горячее водоснабжение сделан в соответствии с требованиями п.98-100 Правил.

В соответствии с п.157 Правил исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность согласно закону «О защите прав потребителей» в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Гражданско-правовая ответственность ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» перед потребителями или перед исполнителем (Управляющей компанией), установлена, в том числе п.157 Правил, соответствующими договорами.

ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» фактически рассмотрело представление прокурора. Не выполнено требование прокурора о снижении платы за горячее водоснабжение в летний период времени 2016 года на 0,15 %, поскольку обоснованность данного требования Обществом оспаривается. При этом в ответе о рассмотрении представления прокурора Общество приводит доводы в обоснование невыполнения требования прокурора.

Исходя из изложенных выше требований Правил, обстоятельств расчета платы за горячее водоснабжение при перерывах подачи горячей воды в летний период времени, в том числе, если Общество является исполнителем коммунальных услуг, в данном конкретном случае имеет место спор о праве, который мог быть разрешен путём обращения потребителей, а при наличии условий, предусмотренных ч.4 ст.27 Закона о прокуратуре Российской Федерации, - прокурора, в суд в исковом порядке. Соответственно, представление прокурора нельзя считать вытекающим из его полномочий как подменяющее разрешение вопроса в рамках гражданского судопроизводства.

Кроме того, требование прокурора о перерасчете платы за горячее водоснабжение в период с мая по сентябрь 2016 года жильцам многоквартирных домов <адрес>, без учета оснований: является ли ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» исполнителем коммунальных услуг в отношении данных многоквартирных домов, и, соответственно, несет ли ответственность за допущенные сверх нормативов перерывы подачи горячей воды, - нельзя признать в полной мере обоснованным.

Невыполнение требований прокурора (о повторном рассмотрении представления) в части рассмотрения представления с извещением прокурора и с его участием в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не вменяется. Поскольку законность данного требования прокурора участниками процесса не оспаривается, нарушение данного требования юридическому лицу не инкриминируется, данный вопрос в настоящем постановлении не обсуждается.

Разрешая вопрос о законности требования прокурора в части привлечения должностных лиц предприятия, в результате ненадлежащего исполнения обязанностей которых были допущены нарушения жилищного законодательства, к дисциплинарной ответственности, следует учесть положения и трудового законодательства. Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении заместителя <данные изъяты> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ императивное требование о привлечении должностных лиц предприятия к дисциплинарной ответственности (пункт 2 представления), требование о предоставлении копии соответствующего приказа (требование о повторном рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ) противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации.

Представление прокурора и в части названного требования ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» рассмотрено, дан обоснованный ответ.

Исходя из смысла положений ч.1 ст.1.5 и ст.2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неисполнение содержащихся в представлении прокурора требований в части производства перерасчета платы за горячее водоснабжение и привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, представителем юридического лица ФИО5 не оспаривается.

Однако юридическое лицо может нести ответственность за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела установлено, что ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» приняты меры по выполнению требования прокурора: представления рассмотрены, ответы даны в письменном виде, своевременно. Невыполнение требования о перерасчете платы обосновано: законность этого требования прокурора оспаривалась.

При таких обстоятельствах, спор о наличии или отсутствии оснований для снижения платы за горячее водоснабжение жильцам конкретных многоквартирных домов и жилых помещений подлежал разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного следует сделать вывод об отсутствии доказательств умысла ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» на невыполнение требований прокурора в части снижения платы за горячее водоснабжение, и, соответственно, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия.

Таким образом, прихожу к выводу об отсутствии в бездействии ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» состава правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Признание ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит», как ресурсоснабжающей организации, постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ виновным в совершении правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - в нарушении режима обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения (<адрес>) – не свидетельствует о виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации. ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» не отрицает факт горячего водоснабжения в летний период 2016 года с перерывами, превышающими нормативы, установленные в п.4 приложения № 1 Правил.

Руководствуясь ст.ст.17.7, 23.1, 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Спичечная фабрика «Белка-Фаворит» - прекратить за отсутствием в бездействии юридического лица состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись В.Г. Рычкова.