ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17/19 от 12.03.2019 Оренбургского гарнизонного военного суда (Оренбургская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

12 марта 2019 года

город Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского гарнизонного военного суда Шильдин Александр Юрьевич,

с участием военного прокурора Тоцкого гарнизона подполковника юстиции ФИО1, помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО2, лица, привлекаемого к административной ответственности, Темника А.А. и его защитника Брусянцева В.А., рассмотрев по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), в отношении военнослужащего ... Темника А.А., ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 17 КоАП Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

05 февраля 2019 года при проведении прокурорской проверки исполнения должностными лицами законодательства о Государственной границе военным прокурором Тоцкого гарнизона подполковником юстиции ФИО1 в соответствии со ст. 22 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 было направлено уведомление в адрес врио начальника отдела (погк) Пограничного управления ФСБ России по ...... Темника А.А. о проведении указанной проверки, в ходе которой потребовал от данного должностного лица представить книгу пограничной деятельности отдела.

Однако ... Темник А.А. военному прокурору Тоцкого гарнизона в предоставлении указанной книги отказал, то есть умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных Федеральным законом, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП Российской Федерации.

В судебном заседании Темник А.А. вину в совершении административного правонарушения не признал, подтвердил факты проведения прокурорской проверки, уведомления об ее проведении 5 февраля 2019 года, а также самостоятельность принятого им решения о невозможности предоставления книги пограничной деятельности военному прокурору, проводившему проверку, так как в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят, при этом они указаны в данной книге, и военный прокурор не имеет права ознакомления с этими сведениями, то есть с указанной книгой. По его мнению, желание военного прокурора ознакомиться с данной книгой обусловлено не его полномочиями, а интересом и любопытством, и даже в случае служебной необходимости не может быть признано законным.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Брусянцев В.А. подтвердил доводы Темника, указал, что книга пограничной деятельности отдела является основным документом, отражающим служебные мероприятия и действия отдела по осуществлению пограничной деятельности, предназначена для внутриведомственного применения и содержит сведения о тактике, методах и средствах осуществления пограничной деятельности, в связи с чем информация, содержащаяся в ней, не является предметом прокурорского надзора.

При этом проверка исполнения законов производится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Вместе с тем требование военного прокурора о предъявлении книги пограничной деятельности отдела не содержало сведений о конкретных нарушениях, послуживших основанием для проведения проверки, а, следовательно, не содержало законного мотива.

Кроме того, целью прокурорской проверки было исполнение должностными лицами отдела законодательства о государственной границе, а порядок ведения книги пограничной деятельности отдела установлен Приказом ФСБ России от 10 января 2013 года № 010, который не является нормативным актом, не регулирует какие-либо общественные отношения, является внутренним служебным документом, изданным в целях совершенствования пограничной деятельности, и в состав законодательства о Государственной границе не входит.

Военный прокурор Тоцкого гарнизона подполковник юстиции ФИО1 в судебном заседании указал на наличие в действиях должностного лица состава указанного административного правонарушения, пояснив, что истребование книги пограничной деятельности отдела прямо предусмотрено ст. 6 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а действия врио начальника отдела (погк) Пограничного управления ФСБ России по ... Темника препятствуют выявлению военным прокурором нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны Государственной границы Российской Федерации. Указал, что книга пограничной деятельности является единственным источником информации о происшествиях, является предметом прокурорского надзора. При этом в ходе изучения данной книги при проведении проверки прокурор в тактику осуществления пограничной деятельности не вмешивается, относительно ее методов рекомендаций не дает, а интересуется ее результатами и соответствием проведенных мероприятий требованиям закона.

Кроме того военный прокурор указал, что поводом для проведения прокурорской проверки могут явиться не только сведения о конкретных нарушениях и происшествиях, но и результаты анализа статистики, правоприменительной практики, что и послужило поводом проверки в отделе (погк) Пограничного управления ФСБ России по ... анализ деятельности которого указал на наличие признаков нарушения законов.

Выслушав военного прокурора, мнение лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно исследованному в суде постановлению от 7 февраля 2019 года военным прокурором Тоцкого гарнизона возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – врио начальника отдела (погк) Пограничного управления ФСБ России по ... Темника А.А., который 5 февраля 2019 года, при проведении в данном отделе проверки военным прокурором Тоцкого гарнизона не выполнил его законное требование о предоставлении для изучения книги пограничной деятельности данного отдела, сославшись на статью 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Из объяснения Темника от 5 февраля 2019 года следует, что ему в этот день в ходе прокурорской проверки от военного прокурора Тоцкого гарнизона поступило требование о предоставлении для изучения книги пограничной деятельности отдела, о чем им было доложено начальнику Пограничного управления ФСБ России по ..., который утвердил решение Темника не представлять данную книгу военному прокурору в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Эти сведения подтвердил в судебном заседании допрошенный свидетель Г.И.И., присутствовавший при проведении проверки военным прокурором Тоцкого гарнизона.

Согласно справке от 4 февраля 2019 года подполковник юстиции ФИО1 распоряжением военного прокурора Центрального военного округа допущен к работе с совершенно секретными документами. Согласно отметке руководителя режимно-секретного подразделения Темника А.А. на данной справке 5 февраля 2019 года ФИО1 отказано в доступе к ознакомлению с книгой пограничной деятельности отдела на основании ст. 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1995 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры России от 07 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Федеральной службы безопасности Российской Федерации возлагается на военные прокуратуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 и ч. 2 ст. 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» военный прокурор по предъявлении служебного удостоверения обладает полномочиями беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам, вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений.

Согласно ст. 21 того же Федерального закона, предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами военного управления, их должностными лицами. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Следовательно, военный прокурор в пределах своих полномочий вправе проверять исполнение должностными лицами пограничных органов ФСБ России законов и деятельность подразделения пограничного контроля, сведения о которой находятся в служебной документации, за исключением сведений, выведенных на основании ст. 24 Федерального закона «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» из предмета прокурорского надзора.

Давая оценку позиции должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, сославшегося на ст. 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», полагая, что книга пограничной деятельности содержит сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности, поэтому не входит в предмет прокурорского надзора, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 приложения № 5 к Инструкции – порядку ведения книги пограничной деятельности отдела (комендатуры), утвержденной приказом ФСБ России от 10 января 2013 года № 010, книга пограничной деятельности является основным отчетно-информационным документом, отражающим служебные мероприятия и действия по осуществлению охраны Государственной границы. Двадцать один раздел данной книги регламентирует внесение в нее учета различных показателей пограничной деятельности, а так же ее результатов.

Во исполнение требований статьи 19 закона «О федеральной службе безопасности», а также в целях обеспечения личной защиты и безопасности граждан, оказывающих содействие органам государственной безопасности на конфиденциальной основе, соответствующие сведения выведены за пределы прокурорского надзора. Кроме того, в предмет прокурорского надзора также не входят сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Эти сведения конкретизированы в п. 4 ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" и включают данные:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Порядок ведения книги пограничной деятельности отдела установлен Приказом ФСБ России от 10 января 2013 года № 010. В незаполненном виде данная книга секретной не является, и образец таковой исследован в судебном заседании. Указанная книга предусматривает 21 раздел, которые по заполнении отражают учет различных показателей пограничной деятельности, а так же ее результаты.

Из изложенного следует прийти к выводу о том, что данные, подлежащие внесению в книгу пограничной деятельности, не отнесены к сведениями об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности, приведенных в статье 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Кроме того данные, указываемые в книге, носят отчетно-информационный характер, то есть являются сведениями об итогах и результатах пограничной деятельности, а не об организации системы защиты Государственной границы, о чем ведется речь в приведенной правовой норме, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов безопасности.

Темником ошибочно дано расширительное толкование ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", регулирующей вопросы прокурорского надзора, что приводит к подмене смысла как осуществления пограничной деятельности, так и осуществления за ней прокурорского надзора.

По смыслу вышеприведенных норм прокурор в ходе надзора реализует возложенные на него государством обязанности, и, вопреки мнению защитника, несет в полной мере ответственность за неразглашение сведений, полученных в ходе проверки.

Проверка прокурором законности пограничной деятельности не может считаться вмешательством в вопросы организации, тактики, методов и средств, даже в случае наличия сведений о них, поскольку прокурор не обладает полномочиями указывать, какие именно методы следует использовать, не вправе определять расстановку сил и средств, он вправе, не вмешиваясь в процесс планирования, выбора методов и используемых средств (за исключением тех случаев, когда выбраны способы, явно не соответствующие или прямо запрещенные законом), проверить прежде всего выполнение задач, оценить с точки зрения законности и обоснованности действия и мероприятия, приведенные в книге пограничной деятельности.

Более того, исследованными в суде различными методическими рекомендациями по проведению военными прокурорами проверок законодательства о Государственной границе предусмотрено ознакомление с книгой пограничной деятельности отделов (комендатур).

Анализируя вышеизложенное, прихожу к выводу, что поскольку к компетенции военного прокурора относится, в том числе, надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов ФСБ России законов, надзор за соблюдением военнослужащими пограничных нарядов правил несения пограничной службы, за соблюдением законных прав граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации», надзор за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при этом сведения о результатах данной служебной деятельности отражаются, в том числе, в книге пограничной деятельности отдела, военному прокурору не может быть отказано в ознакомлении с данным служебным документом по основаниям, предусмотренным ст. 24 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Как видно из исследованного в суде решения о проведении проверки, военным прокурором Тоцкого гарнизона в отношении отдела Пограничного управления ФСБ России по ... принято решение о проведении проверки, целью которой явилось исполнение должностными лицами данного отдела законодательства о Государственной границе России, а основанием – информация о нарушениях закона.

Планом о проведении проверки исполнения должностными лицами отдела Пограничного управления ФСБ России по ... законодательства о государственной границе предусмотрено изучение книги пограничной деятельности.

Вопреки мнению должностного лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника, о том, что оснований для проведения вышеназванной прокурорской проверки не имелось, так как сведений о конкретных нарушениях не имелось, из исследованных в суде материалов проверки явствует обратное.

Так, согласно п. 6 приказа Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" проверки исполнения законов следует проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П сформулировал правовой подход относительно приведенной нормы закона, согласно которому применительно к осуществлению органами прокуратуры проверок в рамках надзора за исполнением законов допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания), соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок и в инициативном порядке, основания и поводы для которых, тем не менее, не могут определяться произвольно, - они должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности проверяемых субъектов признаков нарушений законов.

Как пояснил в судебном заседании военный прокурор Тоцкого гарнизона основанием для проведения проверки в отделе (погк) Пограничного управления ФСБ России по ... явился анализ деятельности отдела, который указал на наличие признаков нарушения законов.

Эти его доводы подтверждаются имеющейся в материалах прокурорской проверки докладной запиской, в которой, исходя из анализа исполнения должностными лицами поднадзорных пограничных органов и приведенных ранее выявленных нарушений в обсуждаемом отделе, в том числе возбужденного 6 декабря 2018 года уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 341 и 286 УК Российской Федерации в отношении военнослужащего данного отдела, помощником военного прокурора предложено проведение проверочных мероприятий в отделе Пограничного управления ФСБ России по .... Данная докладная записка и явилась поводом для проведения проверки, а основанием – наличие сведений о признаках правонарушений.

Таким образом, поводы и основания для проведения прокурорской проверки в указанном отделе Пограничного управления у военного прокурора Тоцкого гарнизона, безусловно, имелись, были связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности отдела признаков нарушений законов, а доводы Темника и Брусянцева об обратном следует признать несостоятельными.

Утверждения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что данная книга не является нормативным правовым актом и в связи с этим не относится к законодательству о Государственной границе, представляются ошибочными, основанными на неверном толковании правовых норм. Так, в полномочия прокурора, как указано выше, входит проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе и законодательства о Государственной границе. Таким образом, прокурор вправе осуществлять проверку именно соблюдения законодательства, то есть соответствие результатов служебной деятельности должностных лиц требованиям этого законодательства. Исходя из исследованного в суде образца книги, в нее вносятся учет и результаты служебной деятельности сотрудников отдела, в связи с чем данная книга неразрывно связана с пограничной деятельностью, являя собой по заполнении ее результаты.

Таким образом, поскольку установлено, что Темник, являясь должностным лицом – врио начальника отдела (погк) Пограничного управления ФСБ России по ... имея реальную возможность представления книги пограничной деятельности, умышленно не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, выразившиеся в требовании об ее предоставлении, он совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП Российской Федерации.

При назначении Темнику административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, которое посягает на нормальный порядок работы правоохранительного органа – прокуратуры, а также личность Темника, который по военной службе характеризуется с положительной стороны и его имущественное положение, а именно то, что он как военнослужащий имеет постоянный доход.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность Темника, не установлено.

Приведенные сведения о личности Темника позволяют прийти к выводу о возможности назначения ему минимального наказания, предусмотренного санкцией ст. 17.7 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17.7, 29.9-29.11 КоАП Российской Федерации, судья военного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Темника А.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой наложить на него административный штраф в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Получатель штрафа: УФК по Свердловской области (военная прокуратура ЦВО), ИНН получателя 6685018110, КПП получателя 668501001, банк получателя Уральское ГУ Банка России по г. Екатеринбургу, номер счета 40101810500000010010, БИК 046577001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 65701000, назначение платежа: по постановлению Оренбургского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 года по делу № 5-17/2019 об административном правонарушении, возбужденном прокурором.

Разъяснить Темнику А.А., что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 и частью 1.1, частью 2 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба как судье, вынесшему постановление, так и непосредственно в Приволжский окружной военный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Заместитель председателя суда А.Ю. Шильдин