ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17/19 от 31.07.2019 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 5-17/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

31 июля 2019 года г. Хилок. Забайкальского края

Судья Хилокского районного суда Забайкальского края Алтынникова Е.М.,

с участием представителя территориального отдела Роспотребнадзора в г. Хилок Третьяковой Т.Г., действующей на основании доверенности,

представителя лица, привлеченного к административной ответственности – директора АО «Буртуй» Апполонова П.В., ссмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Буртуй» (ОГРН 1027500828629, ИНН/КПП 7523001604/752301001, дата государственной регистрации 16.09.2016 года, юридический адрес: 673225, Забайкальский край, Хилокский район п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2, место фактического осуществления деятельности: 673225, Забайкальский край, Хилокский район п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2,

У С Т А Н О В И Л:

16 июля 2019 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в г. Хилок Мангутовой И.Д. составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что Акционерным обществом «Буртуй» (долее Общество) не соблюдаются требования санитарного законодательства, а именно в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха участков, расположенных в границах СЗЗ, ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ДПК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», в ходе проверки установлено:

1. Обществом производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния объекта, на территории производственной площадки, на рабочих местах с целью оценки влияния контроля, протоколы лабораторных исследований и испытаний за 2018 год – 6 месяцев 2019 года в ходе проверки не представлены;

2.Общество не имеет установленных предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (долее ПДВ), проект ПДВ для источников открытого угольного склада в ходе проверки не представлен, что подтверждается информацией из Реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию;

3.На промышленной площадке Общества осуществляется разгрузка, складирование, дробление. Хранение и погрузка угля в железнодорожные вагоны. Обществом не представлены сведения о наличии спецтехники и оборудования, используемых при проведении погрузочно-разгрузочных работ, дробления угля на открытом угольном складе, а также не представлена информация о средствах пылеподавления, используемых при проведении погрузочно-разгрузочных работ, дробления угля;

4. Обществом не представлены планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества атмосферного воздуха в зоне влияния открытого угольного склада санитарным правилам в 2018-2019 годы, не представлена документированная информация, подтверждающая проведение в 2018-2019 годах мероприятий, направленных на снижение концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в зоне влияния открытого угольного склада АО «Буртуй».

Кроме того, в ходе проверки проведен отбор проб и лабораторное исследование воздуха атмосферного на территории открытого угольного склада АО «Буртуй» по адресу: п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2, а также на границе с жилой застройкой, на соответствие ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздух городских и сельских поселений» (взвешенные вещества, угольную пыль).

В соответствии с протоколами испытаний №№ 12593/12.2-112594/12.2 от 05 июля 2019 года и заключениями к протоколам испытаний № 4065/ЗП-15937 от 05.07.2019, № 4060/ЗП – 15905 от 05.07.2019. выданных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не соответствует вышеназванным государственным нормам, а именно:

1.Открытый угольный склад Общества по адресу: п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2 (место погрузки угля) составило:

- взвешенные вещества 1,49 +- 0,37 мг/м3 при нормируемом ПДК не более 0,5 мг/м3 ,что превышает ПДК в 2,98 раза;

- пыль угольная (пыль каменного угля 1,32 +- 0,33 мг/м3 при нормируемом ПДК не более 0,3 мг/м3 , что превышает ПДК в 4.4 раза.

2.Территоия жилой застройки по адресу: п. Жипхеген, ул. Гаражная (возле жилых домов) составило:

- взвешенные вещества 0,68 +- 0,17 мг/м3 при нормируемом ПДК не более 0,5 мг/м3 , что превышает ПДК в 1,36 раза;

- пыль угольная (пыль каменного угля 0,50 +- 0,13 мг/м3 при нормируемом ПДК не более 0,3 мг/м3 , что превышает ПДК в 1.7 раза.

Производственная площадка открытого угольного склада АО «Буртуй», расположенного по адресу: п. Жипхеген, ул. Гаражная,2, оказывает негативное воздействие на среду обитания и здоровье человека, и является объектом, у которого уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК, что является нарушением ч.1,2 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздух городских и сельских поселений».

В связи с установленными в ходе проверки нарушениями, в отношении Акционерного общества «Буртуй» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

Представитель АК «Буртуй» директор Апполонов П.В., действующий на основании прав по должности, с протоколом не согласился, поддержал доводы, изложенные в возражениях и дополнениях к возражениям на протокол об административном правонарушении.

Представитель территориального отдела Роспотребнадзора в г. Хилок Третьякова Т.Г., действующей на основании доверенности, подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе, с возражениями на протокол не согласилась, пояснив, что проверка было проведена в строгом соответствии с законом, надлежащим лицом, нарушений при проведении проверки не допущено.

Допрошенная в судебном заседании специалист кадастровый инженер Игнатьева М.С., показала, что согласно публичной кадастровой карте. Находящейся на сайте в общем доступе, отражены все объекты, состоящие на кадастровом учете. На представленных ею картах изображен склад угля, от которого до ближайшей территории жилой застройки расстояния составляют: 1. С восточной стороны до ближайшего жилого дома 100-120 метров; 2. С юго-восточной стороны разрыв между угольным складом и ближайшего жилого дома составляет 100-130 метров; 3. С западной стороны от дробилки до ближайшей жилой застройки составляет 100-150 метров; При этом, протяженность земельных участков на которых расположены жилые дома достигают 50 метров. Данные кадастровой карты находятся в постоянном режиме обновления и ежегодно проверяются. Погрешность расстояния составляет 10-20 метров.

Выслушав представителя АО «Буртуй» Апполонова П.В., представителя территориального отдела Роспотребнадзора в г. Хилок Третьякову Т.Г., специалиста Игнатьеву М.С., действующей на основании доверенности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 7.1.14 «Склады, причалы и места погрузки и хранения грузов, производства фумигации и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», открытые склады и места погрузки угля относятся ко II классу опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона в размере 500 метров.

Согласно протоколу инструментальных измерений расстояния № 1935 от 28 июня 2019 года, и заключению № 4065/ЗП-15190 от 02.07.2019 года к протоколу, были установлены следующие расстояния:

-от территории открытого склада угля по адресу: Забайкальский край, Хилокский район, п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2 АО «Буртуй» до территории жилых домов. Расположенных по ул. Гаражная: а с северной стороны составило 100 метров; с восточной стороны – 37 метров; с юго-восточной стороны – 17,5 метров; от дробильной до территории жилого дома по ул. Гаражная с западной стороны составило 278 метров. (л.д.25-26).

С учетом пояснений специалиста и данных публичной кадастровой карты, где

расстояния от склада угля до ближайшей территории жилой застройки составляют: с восточной стороны до ближайшего жилого дома 100-120 метров; с юго-восточной стороны разрыв между угольным складом и ближайшего жилого дома составляет 100-130 метров; с западной стороны от дробилки до ближайшей жилой застройки составляет 100-150 метров.

Указанное является нарушением требований п. 7.1.14 «Склады, причалы и места погрузки и хранения грузов, производства фумигации и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», поскольку расстояния от уголовного склада и от дробилки до жилой застройки составляют менее 500 метров.

Доводы представителя Общества Аполлонова П.В. о том, что в протоколе не указаны номера жилых домов от которых проводился замер расстояния, являются не состоятельными, поскольку указание номеров домов не является юридически значимым обстоятельством для установления вины общества в несоблюдении вышеуказанных санитарных требований. Проверкой было установлено ближайшее расстояние от угольного склада и дробилки до жилой застройки, которое не соответствует санитарным нормам.

Доводы Представителя Общества Аполлонова П.В. о том, что в акте проверки содержится противоречивая информация о дате, времени проведения проверки, распоряжение о проведении проверки получено Обществом 12.07.2019 года, акт проверки составлен с нарушением п.61 Приказа № 764 не после её завершения, а спустя 18 дней, являются несостоятельными в связи со следующим.

На основании Распоряжения ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Мангутовой И.Д. от 14 июня 2019 года № 667-20, в связи с поступившими в Управление Роспотребнадзора Забайкальского края обращениями жителей села Жипхеген от 05.06.2-19 года и от 07.06.2019 года, назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки поступившей информации, задачами которой являлась проверка соблюдения Обществом санитарного законодательства. К проверки были привлечены специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», с проведением мероприятий: рассмотрение документации, обследование используемых при осуществлении деятельности объектов в период с 17.06.2019 года по 12.07.2019 года (20 рабочих дней), проведение отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, в соответствии с Предписанием главного (заместителя) государственного санитарного врача о проведении обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок в период с 17.06.2019 года по 12.07.2019 года. С данным распоряжением ознакомлен директор Общества Гусевский Г.А. 18.06.2019 года, получивший копию распоряжения. (л.д.20-22).

Таким образом, проверка проведена в соответствии с требованием закона. В период с 17.06.2019 года по 12.07.2019 года, о которой обществу было известно 18.06.2019 года.

Кроме того, доводы представителя Общества о том, что при установлении расстояния между угольным складом и ближайшими жилыми домами должно определять ся в соответствии с п. 7.1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - Добыча руд и нерудных ископаемых, являются несостоятельными, поскольку проверка и забор проб проводился по адресу: п. Жипхеген. Ул. Гаражная, 2, где проводилась отгрузка каменного угла, что подтвердил в судебном заседании сам Апполонов П.В.

Более того, доводы о том, что проведение производственного контроля за расстоянием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния объекта касается правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 года № 222 2Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков. Расположенных в границах санитарно-защитных зон», в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, по мнению суда не состоятельны, так как не основаны на законе, поскольку противоречат требованиям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положения которой приведены выше, а также ст. 32 названного Закона, согласно которой, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Что касается доводов представителя Общества о том, что протокол инструментальных измерений № 1935 от 28.06.2019 года и Заключения № 4065/ЗП – 15190 от 02.07.2019 года оформлены за пределами проверки, в отсутствие представителя, противоречат материалам дела, из которых следует, что о проведении проверки, в том числе с проведением инструментальных исследований, отбора проб, директор Общества Гусевкий Г.А. был ознакомлен 18.06.2019 года, о чем имеется его собственноручная подпись в распоряжении о назначении внеплановой выездной проверки (л.д. 20-22), а также им было получено предписание главного (заместителя) государственного санитарного врача о проведении обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок от 18.06.2019 года № 44. Период проведения проверки был определен в распоряжении о назначении такой проверки с 17.06.2019 года по 12.07.2019 года. Не явка представителя в день проведения проверки и проведения исследований и отбора проб к месту проведения данных мероприятий, извещенного надлежащим образом, не лишало права специалистов территориального отдела Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» осуществлять свою законную деятельность.

Версия представителя Общества о том, что невозможно установить: что принято в качестве склада, так как по адресу Общества находится целый ряд построек, противоречит пояснениям представителя Территориального отдела о том, что для производства инструментальны исследований и забора проб были выставлены вагоны под погрузку, все исследования проводились во время погрузки вагонов, что не оспаривалось в судебном заседании представителем Общества Апполоновым П.В.

Доводы лица, привлеченного к административной ответственности о том, что в материалах проверки отсутствуют протоколы отбора образцов, при проверки было отобрано две пробы в разные дни, а код установлен один, являются противоречивыми и несостоятельными, поскольку согласно представленных материалов проверки, в материалах имеются протоколы испытаний № 12593/12.2 от 05.07.2019 года атмосферного воздуха на месте погрузки угля по адресу: п. Жипхеген, ул. Гаражная, 2 при осуществлении погрузки вагонов углем. Отбор проводился 01.07.2019 года, код образца 12593. Согласно Протоколу испытаний № 12594/12.2 о 05.07.2019 года атмосферного воздуха возле жилых домов, расположенных по ул. Гаражная в п. Жипхеген во время погрузки вагонов углем. Отбор проб проведен 01.07.2019 года, код образца 12594. (л.д.28,30). После отбора проб составлены акты отбора проб атмосферного воздуха от 01.07.2019 года.

Таким образом, несоблюдение вышеприведенных требований санитарного законодательства и факт совершения АО «Буртуй» административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении, где изложено существо нарушения (л.д.4-7), протоколом о временном запрете деятельности (л.д.8-11), Актом проверки от 12.07.2019 года № 667-20, где во время проведения проверки были установлены нарушения санитарного законодательства (л.д.12-17), распоряжением о проведении проверки (л.д.20-22), Решением № 0276 о согласовании с прокуратурой района проведение внеплановой выездной проверки (л.д.23), предписанием главного (заместителя) государственного санитарного врача о проведении обследований, исследований, испытаний и иных видов оценки от 18.06.2019 года № 44 (л.д. 24), заключением № 4065/ЗП015190 от 02.07.2019 года к протоколу инструментальных измерений расстояния № 1935/3.7 от 28.06.2018 года (л.д.25), Протоколом инструментальных измерений расстояния № 1935 от 28.06.2019 года (л.д.26) Заключением № 4065/ЗП – 15905 от 05.072019 года к протоколу испытаний № 12593/12.2 от 05.07.2019 года (л.д.27), протоколом испытаний № 12593/12.2 от 05.07.2019 года (л.д.28), заключением № 4065/ЗП-15937 от 05.07.2019 года к протоколу испытаний № 12594/12.2 от 05.07.2019 года (л.д.29), Протоколом испытаний № 12594/12.2 от 05.07.2019 года (л.д.30), Предписанием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 12.07.2019 года № 38, где установлены нарушения санитарного законодательства, указанные в протоколе об административном правонарушении и срок их исполнения, Актами отбора проб атмосферного воздуха от 01.07.2019 года в месте погрузки и возле жилых домов.

Вышеприведенные письменные доказательства отвечают требованиями закона, оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.7 КоАП РФ, поскольку они составлены уполномоченным должностным лицом, содержат сведения, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении, являются допустимыми, достоверными доказательствами по делу.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного обществом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества. Сведений об имущественной либо финансовой несостоятельности общества материалы не содержат. Кроме того, материалы дела не содержать сведений о несоблюдении санитарных правил и допущение нарушений вызванных исключительными обстоятельствами. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность также не установлено.

Учитывая, что установленное проверкой несоблюдение санитарного законодательства, связанное с нарушением условий размещения промышленных объектов, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия на атмосферный воздух, представляет угрозу здоровью, проживающего населения в п. Жипхеген, полагаю необходимым назначить наказание юридическому лицу в виде административного приостановления деятельности.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать акционерное общество «Буртуй» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 (шестьдесят) суток.

Засчитать срок временного запрета деятельности в срок административного приостановления деятельности. Срок административного приостановления деятельности исчислять с 16 июля 2019 года.

Копию постановления направить к главному государственному санитарному врачу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в г. Хилок, для немедленного исполнения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края со дня получения копии постановления.

Судья: подпись.

Верно.

Судья Е.М.Алтынникова