ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17/20 от 07.01.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 5-17/2020

55RS0007-01-2019-007250-28

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Омск 14 февраля 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Омска (<...>) Тарабанов С.В. с участием директора ООО «<данные изъяты>» Щ., представителя Сибирского Управления Ростехнадзора Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, в отношении ООО «<данные изъяты>» (<данные изъяты>),

УСТАНОВИЛ:

При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты>», государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора выявлены нарушения Федерального закона №116-ФЗ от 21.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, Положение об аттестации в области промышленной безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365, а именно: 1. директор Щ. не аттестована в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на знание общих требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами РФ; 2. башенному крану КБМ-401П зав., уч., смонтированному по адресу: объект капитального строительства Многоэтажные жилые дома по <адрес>, не проведена экспертиза промышленной безопасности по истечении нормативного срока службы; 3. рельсовый путь башенного крана КБМ-401П зав., уч., не подвергается постоянной проверке, комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту, отсутствует акт комплексного обследования рельсового пути; 4. на рельсовом пути башенного крана КБМ-401П зав., уч. установлены тупиковые упоры ударного типа, что не соответствует виду тупиковых упоров, указанных в паспорте крана (должны стоять безударные); 5. башенному крану КБМ-401П зав., уч., смонтированному по адресу: объект капитального строительства Многоэтажные жилые дома по <адрес>, не проведена экспертиза промышленной безопасности по истечении нормативного срока службы; 6. рельсовый путь башенного крана КБМ-401П зав., уч. не подвергается постоянной проверки, комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту, отсутствует акт комплексного обследования рельсового пути; 7. рельсовый путь башенного крана КБМ-401П зав., уч. имеет следующие дефекты: с северной стороны у строящегося здания зазоры в стыках рельсового пути более 6 мм, с северной стороны во второй нитке от строящегося здания зазоры в стыках рельсового пути более 6 мм; 8. на рельсовом пути башенного крана КБМ-401П зав., уч. установлены тупиковые упоры ударного типа, что не соответствует виду тупиковых упоров, указанных в паспорте крана (должны стоять безударные); 9. не соблюдены графики технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов башенных кранов КБМ-401П зав., уч., КБМ-401П зав., уч.; 10. ООО «<данные изъяты>» не обеспечило работу комиссии с участием уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по пуску в работу башенных кранов КБМ-401П зав., уч., КБМ-401П зав., уч., отсутствуют акты пуска в работу указанных башенных кранов.

В судебном заседании директор ООО «<данные изъяты>» Щ. пояснила, что на момент проверки нарушения были, но в настоящее время они устранены. В октябре 2015 года были заключены договоры субподряда, по которым ООО «<данные изъяты>» установило краны для выполнения работ. Машинисты башенных кранов находятся в оперативном подчинении подрядчика. Перед работой договоры были освидетельствованы Ростехнадзором. После того, как генеральный подрядчик объявил себя банкротом и продал квартиры с 1 по 14 этажи, работа кранов была остановлена. Затраты по монтажу и демонтажу башенных кранов значительные. Строительная площадка огорожена. В августе 2019 года проводились переговоры с ЖСК «<данные изъяты>», но ситуация не изменилась, в связи с чем было выставлено объявление о продаже кранов. С момента остановки строительства электричество отключено, стрелы у крана опущены. 21 января 2020 года башенные краны были демонтированы.

Представитель Сибирского Управления Ростехнадзора Х суду пояснил, что башенные краны демонтированы, угрозы не представляют.

Изучив представленные материалы, суд полагает, что в действиях ООО «<данные изъяты>» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

Согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, (утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533), организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления; не превышать характеристики и не нарушать требования, изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (грузоподъемность или грузовой момент, группу классификации режима и другие паспортные режимы эксплуатации) (п.п. «а», «б» п.23).

Решение о пуске в работу ПС установлены в п.141 указанных норм и правил. Эксплуатирующая организация не менее чем за 10 дней до начала работы комиссии письменно уведомляет организации, представители которых включены в состав комиссии, о дате работы комиссии по пуску ПС в работу (п. 142). Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в работу.

Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее - при необходимости) (п. 209).

Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ: проверку наличия службы эксплуатации ОПО, отвечающей за состояние рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации; поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути; подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов (п. 216).

Результаты комплексного обследования оформляются актом (п.217). Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС (п.218).

Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что на ПС выявлены технические неисправности: трещины или остаточные деформации металлоконструкций (последние выше допустимых пределов); ослабление креплений в соединениях металлоконструкций; неработоспособность заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования, указателей, ограничителей (ограничители рабочих параметров и ограничители рабочих движений), регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит (приведены в паспорте или руководстве по эксплуатации ПС); недопустимый износ крюков, ходовых колес, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов; системы управления; противоугонных захватов, рельсового пути, тупиковых упоров (п.п. «д», п.255).

Обязательные требования к ПС, применяемым на ОПО, формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, если Техническим регламентом ТС 010/2011 не установлена иная форма оценки соответствия ПС, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому ПС, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого ПС, установленных производителем ПС (п.п. «б» п.260).

Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" утверждено "Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".

В соответствии с п.п. «а» п.2 указанного Положения, аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте.

Как установлено в судебном заседании, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты>», государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора выявлены нарушения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в нарушении требований Федерального закона №116-ФЗ от 21.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, Положение об аттестации в области промышленной безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365.

Вина ООО «<данные изъяты>» подтверждается протоколом об административном правонарушении № А61-22-165/19/юл от 24.12.2019, актом проверки , предписанием г. с фототаблицей, выпиской из ЕГРЮЛ, договором субподряда №5-СП/15, и не оспаривается представителем ООО «<данные изъяты>».

Согласно приказу директора ООО «<данные изъяты>» о 13.11.2015 г., работа кранов была остановлена, организована охрана башенных кранов на строительном объекте, механику П. поручено осуществлять ежедневный обход и осмотр подъемных сооружений, подкранных путей и контргрузов.

Как пояснил представитель ООО «<данные изъяты>», работы были приостановлены в 2015 г. в связи с банкротством подрядчика, при этом стрелы крана были опущены, электричество отключено, в связи с тем, что монтаж и демонтаж требует существенных затрат, краны убраны не были.

Согласно представленным пояснениям с фотоматериалами, в настоящее время башенные краны КБМ-401П зав., уч., КБМ-401П зав., уч. на объекте капитального строительства Многоэтажные жилые дома по <адрес>, демонтированы.

Предписание №22-14-52/2019 г. от 20.12.2019 г. фактически исполнено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств.

При этом, признание правонарушения малозначительным не ставится в зависимость от того является ли это административное правонарушение с формальным или материальным составом.

Основным критерием в данном случае является характер правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учётом приведённых выше обстоятельств, каких-либо существенных нарушений не выявлено, вреда не наступило, данное нарушение угрозы государству или личности не несло, назначение наказания может негативно повлиять на работу Общества и его сотрудников, предписание исполнено ранее установленного срока, в связи с чем следует признать справедливым допущенное ООО «<данные изъяты>» нарушение малозначительным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), прекратить, признав данное правонарушение малозначительным, освободив ООО «<данные изъяты>» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г. Омска.

Судья: С.В. Тарабанов. Тарабанов