ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17/20 от 24.03.2020 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело №5-17/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пыть-Ях 24 марта 2020 года

Судья Пыть-Яхского городского суда ХМАО-Югры ФИО1, с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, действующей на основании устава, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ СОШ ) расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г.Пыть-Ях, ИНН/КПП , ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшегося, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведенной проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры в отношении МБОУ СОШ расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г.Пыть-Ях, установлено, что , юридическое лицо в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, осуществлялет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, а именно при отсутствии архитектурной доступности (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, с нарушением согласилась, при этом показала, что в настоящее время юридическим лицом принимаются все меры, направленные на устранение выявленных нарушений, при этом единственный ученик с ограниченными возможностями здоровья, обучается дома.

В ходе судебного заседания исследованы следующие материалы дела:

Протокол об административном правонарушении , по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, копия лицензии на осуществление образовательной деятельности , выданной Учреждению Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, копия приказа о проведении плановой проверки юридического лица , акт проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры , копия свидетельства о государственной аккредитации , копия сведений об обеспечении образовательной деятельности оборудованием и учебными кабинетами, помещениями и иными объектами , учредительные документы юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ, копия пояснений директора юридического лица, а также фотоматериалы.

Изучив представленные материалы, а также выслушав участников судебного заседания, судья считает, что вина юридического лица полностью доказана, исследованные доказательства согласуются между собой и взаимодополняют друг друга.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона
№ 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионное требование к
наличию материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 25 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации , подпунктом 3 пункта 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации , материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего, начального общего образования, среднего общего образования должны обеспечивать архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).

В нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании
образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), подпункта 3 пункта 25 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации , подпункта 3 пункта 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации , у Учреждения отсутствует возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность (архитектурная доступность) по адресу места осуществления

образовательной деятельности: 628380, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Пыть-Ях.

Выявленные нарушения являются грубыми, в соответствии с требованиями законодательства.

Факт совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения, подтверждается совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, пояснениями представителя юридического лица, а также иными представленными материалами.

Все доказательства получены в установленном законом порядке и оснований не доверять им, у судьи не имеется.

Таким образом, все исследованные доказательства являются относимыми, допустимым, достоверными согласуются между собой, подтверждая вину юридического лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Юридическое лицо не предприняло всех возможных и необходимых мер для выполнения предъявляемых лицензионных требований. Уважительных причин не исполнения лицензионных требований, представителем юридического лица, в судебном заседании не названо, поскольку МБОУ СОШ , имело реальную возможность исполнять лицензионные требования к образовательной деятельности.

Суд квалифицирует действия МБОУ СОШ по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Учитывая значимость объекта и общественную опасность совершенного правонарушения, оснований для освобождения юридического лица от ответственности, в том числе в виду малозначительности, не имеется.

При назначении наказания судья учитывает, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не имеется.

В соответствии с требованиями ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного правонарушения, тот факт, что ранее юридическое лицо к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, приняты меры к устранению выявленных нарушений, приняты меры к обучению лица с ограниченными возможностями на дому вне учреждения, судья считает возможным назначить наказание в виде штрафа, с применением требований ч.3.2. и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ,

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа, с применением ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Наименование получателя: л/сч )

ИНН

КПП

р/с

БИК

ОКТМО

ОКПО

ОКОГУ

Банк Операционный

На основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф подлежит уплате в 60-тидневный срок со дня вступления постановления в законную силу в добровольном порядке с предоставлением квитанции в Пыть-Яхский городской суд. При отсутствии документа, подтверждающего уплату штрафа, может быть принято решение о привлечении лица, не уплатившего штраф к административной ответственности за неуплату штрафа по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в
суд ХМАО-Югры, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья