№ 5-17/2012 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Бея Бейского района Республика Хакасия 18 апреля 2012 года
Судья Бейского районного суда Республики Хакасия Терепенко Т.И.,
при секретаре Гавриловой С.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Третьякова В.П. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, <гражданство>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия (далее Россельхознадзор) ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении глава администрации муниципального образования Табатский сельсовет Третьякова В.П. на предмет исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления с земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории МО Табатский сельсовет, а именно свалки, расположенной <адрес> в <адрес>, по результатам которой выявлено, что главой МО Табатский сельсовет Третьяковым В.П. в установленные сроки – ДД.ММ.ГГГГ не выполнено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, глава администрации Табатского сельсовета Третьяков В.П. в судебном заседании суду пояснил, что выполнить предписание в части ликвидации несанкционированной свалки не представляется возможным. На территории Бейского района отсутствует полигон для утилизации твердых бытовых отходов, для вывоза твердых бытовых отходов на полигон города <наименование> требуются значительные денежные средства, хотя предполагается такой договор заключить. Уничтожать твердые бытовые отходы путем сжигания запрещено законом. Земельный участок, на котором расположена свалка, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения,ранее принадлежал совхозу «<наименование>» следовательно, находится он в собственности администрации Бейского района. В собственность или в пользование поселению не передавался. Для санкционированной свалки указанный земельный участок необходимо перевести в категорию производственных земель, этот вопрос находится в компетенции собственника земель администрации Бейский район. Он как Глава Табатского сельсовета не уполномочен разрешать указанные вопросы. ДД.ММ.ГГГГ ему вновь было вынесено предписание по ликвидации данной свалки, срок его исполнения определен ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Россельхознадзора на основании доверенности Васильев Н.А. в судебное заседание не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и в силу ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Из чего следует, что при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности установлению подлежит наличие события административного правонарушения, а в действиях лица состава административного правонарушения.
При этом само по себе привлечение лица к административной ответственности должно соответствовать требованиям Конституции РФ, Федеральных законов, регулирующих правоотношения в данной области и КоАП РФ.
Таким образом административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение законного предписания в установленный срок. Следовательно, для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности подлежит проверке законность неисполненного им в срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Основанием для составления протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении главы администрации Табатского сельсовета Третьякова В.П. по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ послужило невыполнение последним предписания Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии главой МО Табатский сельсовет Третьяковым В.П. в срок до ДД.ММ.ГГГГ меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного <адрес> в 0,03 км. по направлению на северо-восток от жилых домов, расположенных на восточной стороне <адрес> общей площадью 0,3 га, вынесенного по результатам совместной проверки прокуратуры Бейского района и Россельхознадзора, проведенной ДД.ММ.ГГГГ на предмет проверки соблюдения земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения на территории МО Табатский сельсовет, главой которого является Третьяков В.П., по результатам которой постановлением Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Табатский сельсовет Третьяков В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <руб>. (л.д. 3,-4, 5, 7, 8, 9, 10-11), что также следует из приказа Россельхознадзора №-в от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки в отношении главы администрации МО Табатский сельсовет Третьякова В.П. на предмет исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
При этом в материалах дела отсутствует подробное описание данного участка, кадастровый план, согласно кадастровому плану, приложенному к делу, описываемый им земельный участок имеет другие границы (<адрес>), собственник не указан, участок находится на землях сельхозназначения, доказательства того, что на данное должностное лицо возложены обязанности по контролю за соблюдением норм и правил обращения с твердыми бытовыми отходами на землях сельскохозяйственного назначения , о том, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в пользовании либо собственности сельского поселения, позволяющие сделать вывод о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава вменяемого в вину правонарушения в деле отсутствуют
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Из ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
А в соответствии со ст.13 этого же Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 4 ст. 41 Устава Табатского сельсовета, глава поселения осуществляет от имени поселения в соответствии решениями Совета депутатов полномочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью поселения.
В судебном заседании установлено, что Третьяков В.П. вступил в должность главы администрации Табатского сельсовета, что подтверждается Распоряжением администрации Табатского сельсовета «О приеме на работу Третьякова В.П.»
Согласно Положению «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и в соответствии с п. 6.4 данного положения имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
К вопросам федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2004 года № 201 отнесена функция по осуществлению государственного земельного контроля (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) в установленном законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Таким образом, по имеющимся в деле материалам нельзя сделать вывод о наличии в действиях лица привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, в т.ч.
- о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
В соответствии с ч. 2. той же статьи при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Между тем статья 19.5 включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.
Невыполнение указанного требования Россельхознадзора посягает, прежде всего, на установленный порядок реализации полномочий данного органа исполнительной власти.
С учетом изложенного, нарушение Третьяковым В.П. срока исполнения предписания административного органа от ДД.ММ.ГГГГ не представляет само по себе нарушение норм законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, срок давности привлечения главы администрации Табатского сельсовета Третьякова В.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в рассматриваемом случае составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с положениями пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, срок давности привлечения главы администрации Табатского сельсовета Третьякова В.П. к административной ответственности за административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в рассматриваемом случае следует исчислять со дня истечения срока, установленного для устранения нарушения требований об охране окружающей среды, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.11. КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении № года о привлечении главы администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Третьякова В.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы через Бейский районный суд.
Судья: Т.И. Терепенко