П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
13 февраля 2014г. г. Суджа
Судья Суджанского районного суда Курской области Тимошенко В.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП России в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1; ДД.ММ.ГГГГ года рождения; уроженца <адрес>, с разрешённым временным проживанием на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, фактически проживающего в <адрес>, <данные изъяты>, ранее к административной ответственности в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ не привлекавшего, <данные изъяты>,
установил:
ФИО1, являясь гражданином <данные изъяты>, нарушил режим пребывания в РФ, уклонившись от выезда из РФ по истечении срока временного проживания, при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ. в 11 часов 10 минут в <адрес> сотрудником ОУФМС России по Курской области в Суджанском районе был выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1, который проживает на территории РФ по <адрес> по истечении срока действия разрешения на временное проживание (срок действия разрешения на временное проживание с ДД.ММ.ГГГГ.), чем ФИО1 нарушил ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". По данному факту в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. начальником ОУФМС России по Курской области в Суджанском районе составлен протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела, ФИО1, свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, признал полностью. Пояснил, что является гражданином <данные изъяты>, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. он въехал на территорию РФ через КПП <данные изъяты>, о чём в паспорте имеется отметка. После этого, УФМС России по Курской области ДД.ММ.ГГГГ. ему было оформлено разрешение на временное проживание в РФ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. ОУФМС в Суджанском районе он зарегистрирован как по месту жительства в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу он фактически не проживает, а проживает в <адрес>, в доме, который купил несколько лет назад, в один из своих приездов в РФ, примерно в ДД.ММ.ГГГГ Дом купил без оформления каких-либо документов, просто путем приема-передачи денежных средств. Его <данные изъяты>, М.С.Д. и <данные изъяты>, И.А.С., имеют разрешение на временное проживание в РФ до ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированы как по месту жительства в <адрес>, но по месту регистрации не проживают, проживают фактически с ним по <адрес>. Также с ними ещё проживает их <данные изъяты>, М.Э.С.. В <данные изъяты> у них собственного жилья нет, <адрес> их единственное жильё, за него они оплачивают все коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ. он пришел в ОУФМС по Суджанскому району, чтобы решить вопрос о продлении срока своего временного проживания в РФ или получения вида на жительство, где сотрудники ОУФМС обнаружили, что у него закончился срок временного проживания в РФ. В содеянном правонарушении он раскаивается, совершил его по своей забывчивости.
Выслушав ФИО1, признавшего при рассмотрении дела полностью свою вину в совершении предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ правонарушения, учитывая объяснения в суде свидетеля М.С.А., подтвердившего факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ, изучив материалы дела, полагаю, что ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ и его вина подтверждается собранными доказательствами, соответствующими в совокупности требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности (ст. 26.11 КоАП РФ), в том числе:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. по ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ. выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1, который находился на территории РФ с нарушением режима пребывания, уклонившись от выезда из РФ по истечении срока временного проживания- ДД.ММ.ГГГГ. и объяснением в нём правонарушителя, пояснившего, что не выехал из РФ по истечении срока разрешения на временное проживание;
- объяснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому он получил разрешение на временное проживание в РФ ДД.ММ.ГГГГ. и зарегистрировался по месту проживания в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ., то есть до окончания срока действия РВП. По окончании срока действия РВП не выехал из РФ, так как забыл, что у него заканчивается срок действия РВП,
- паспортом ФИО1, согласно которому он является гражданином <данные изъяты>, по отметкам визы ДД.ММ.ГГГГ. через КПП России «<данные изъяты>» въехал на территорию РФ, ДД.ММ.ГГГГ. ему разрешено временное проживание на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ., ОУФМС России по Курской области в Суджанском районе ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован как по месту жительства в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.,
- распечаткой ЦБД УИГ, согласно которой ФИО1 въехал в РФ ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. оформлено уведомление о прибытии в РФ,
- определением начальника ОУФМС России по Курской области в Суджанском районе от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1, нарушивший режим пребывания в РФ, выразившийся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока действия разрешения на временное проживание (срок действия РВП - с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.).
Свидетель М.С.А., <данные изъяты> ОУФМС России по Курской области в Суджанском районе, при рассмотрении дела пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. в отдел обратился гражданин <данные изъяты> ФИО1 по вопросу продления срока законного пребывания в РФ. При проверке обстоятельств дела, в том числе, по данным базы ЦБД УИГ, он установил, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было выдано разрешение на временное проживание в РФ сроком на три года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении этого срока ФИО1 из РФ не выехал. По данному факту им в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ. Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, подтверждает.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в РФ иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Временно проживающим в РФ иностранным гражданином признаётся лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, въехавший на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несёт ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определённого срока пребывания, влечет назначение административного наказания.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> был выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1, у которого истёк срок действия разрешения на временное проживание в РФ (срок действия РВП с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) и который уклонился от выезда из РФ по истечении срока действия разрешения на временное проживание в РФ.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать законы (установленные законом обязанности).
Из материалов дела следует, что ФИО1, пребывая на территории РФ по истечении срока временного проживания, не предвидел, что тем самым он нарушает, как иностранный гражданин, режим пребывания (проживания) в РФ, хотя должен был и мог это предвидеть.
Учитывая изложенное, а также то, что ФИО1 сам не отрицал вины в совершении предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ правонарушения, полагаю, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП России, доказана.
В соответствии с ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определении наказания учитываю раскаяние ФИО1 в совершении правонарушения, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ, отношу наличие у ФИО1 <данные изъяты>.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008г.) отмечено, что исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Из изложенного следует, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является РФ.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребёнка (принята 20.11.1989г.), в п.1 провозгласила, что государство должно уважать права ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая семейные связи.
В ст. 9 указанной Конвенции содержится о том, что на государство возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В Постановлении от 14.02.2013г. N 4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
Свидетель М.С.Д. в суде пояснила, что является <данные изъяты> ФИО1 Они, а также их <данные изъяты> И.А.С., М.Э.С. проживают в <адрес>, в доме, который купили несколько лет назад, по месту регистрации не проживают. В <данные изъяты> у них собственного жилья нет, <адрес> их единственное жильё, за него они оплачивают все коммунальные услуги. <данные изъяты>, И.А.С. родился на территории РФ, в <адрес>, обучается в <данные изъяты> средней школе, у них с ним срок временного проживания в РФ установлен до ДД.ММ.ГГГГ. и они никуда не намерены выезжать, да и им некуда ехать.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что собственником <адрес> является Р.В.В.
Будучи допрошенной в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля Р.В.В. пояснила, что действительно являлась собственником <адрес>, где-то в ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение данного дома без оформления соответствующих документов гражданам <данные изъяты> и настоящее время в этом доме проживает семья ФИО1, которые, как ей известно, приобрели дом и оплачивают за него все текущие платежи. Она неоднократно говорила ФИО1 о необходимости оформления договора купли-продажи дома в установленном законом порядке, тот обещал переоформить дом, но до настоящего времени не переоформил.
Квитанциями об оплате за пользование водоснабжением за ДД.ММ.ГГГГ., наряду с показаниями ФИО1, свидетелей, подтверждается, что ФИО1 несёт бремя содержания дома.
Из материалов дела видно, что ФИО1 находится и проживает на территории РФ с М.С.Д., <данные изъяты> И.А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженцем <адрес> РФ, которым разрешено временное проживание в РФ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как следует из пояснений ФИО1, свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ., справки <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ., совместно с ФИО1 также проживает в <адрес> его <данные изъяты> М.Э.С.., ДД.ММ.ГГГГ.р.
Исполнение обязательного дополнительного наказания предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» влечёт невозможность получения ФИО1 в течение пяти лет разрешения на временное проживание в РФ, что при установленных при рассмотрении дела обстоятельствах не исключает серьёзного вмешательства в право на семейную жизнь ФИО1, а также уважение прав семейной жизни его <данные изъяты>, находящихся на территории РФ в установленном законном порядке.
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ будет противоречить требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выдворение ФИО1 не может быть оправдано крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели назначения наказания, а равно быть единственно возможным способом достижения целей административного наказания и обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 17.01.2013г. №1-П, от 14.02.2013г. №4-П правовую позицию о возможности, с учётом конкретных обстоятельств дела, назначения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, незначительность нарушения ФИО1 срока временного проживания на территории РФ, совершение правонарушения ФИО1 по неосторожности, принимая во внимание, что как следует из показаний ФИО1 и свидетеля М.С.А. в суде, ФИО1 сам обратился в орган ОУФМС по вопросу законности своего пребывания на территории РФ, нахожу возможным не назначать ФИО1 обязательное дополнительное наказание по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде административного выдворения.
На основании изложенного, учитывая характер совершённого ФИО1 административного правонарушения, посягающего на установленный режим пребывания иностранных граждан в РФ, обстоятельства его совершения, личность виновного, обстоятельства смягчающие административную ответственность, признаю необходимым назначить ФИО1 наказание за совершённое правонарушение в виде в виде наложения административного штрафа в пределах санкции ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и не назначать ФИО1 обязательное дополнительное наказание по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде административного выдворения за пределы РФ, полагая применение такого вида наказания при установленных судом обстоятельствах как достаточного для реализации задач административной ответственности и как соразмерного в качестве возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 18.8 ч.1.1, 29.9 ч.1, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Гражданина <данные изъяты> ФИО1, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП России и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей в доход государства.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Сумма штрафа должна быть внесена или перечислена лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию по реквизитам: Получатель: УФК по Курской области (УФМС России по Курской области), ИНН <***>, КПП 463201001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ ЦБ по Курской области, БИК 043807001, код ОКАТО 38240501000, Код БК 19211690050056000140.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Курский областной суд, через Суджанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.М. Тимошенко