Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Чертыгашева, 80, каб. № 218
19RS0001-02-2021-000542-12
Дело № 5-1802/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Абакан 14 сентября 2021 г.
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,
при секретаре Шуваевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора <данные изъяты>ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора г. Абакана Кокоулиной А.С. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об Административном правонарушении в отношении директора <данные изъяты>ФИО1 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Помощник прокурора г. Абакана Баканин Д.С в судебном заседании поддержал постановление заместителя прокурора г.Абакана Кокоулиной А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по привлечению к административной ответственности должностного лица ФИО1 по ст. 7.13 КоАП РФ, считает, что вина должностного лица доказана материалами дела. дополнительно пояснил, что событие административного правонарушения состоит в том, что должностным лицом не исполнены требования федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в проведении хозяйственных (земляных) работ на земельном участке с кадастровым номером 19:01:040301:408 – на территории Парка культуры и отдыха <адрес> при неимении данных о наличии или отсутствии на участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Перед началом работ муниципальное бюджетное учреждение <адрес> «<данные изъяты>» обязано было провести историко-культурную экспертизу до начала таковых работ, поскольку данная территория перспективна для расположения объектов археологического наследия.
Защитник должностного лица ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании вину не признала, пояснила, что действующее законодательство в области охраны объектов культурного наследия не содержит запрета проведения хозяйственных работ в отсутствие информации о наличии или отсутствии объектов обладающих признаками объекта культурного наследия. Положения ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ не предусматривают обязанность заказчика по установлению на предоставленном для благоустройства земельном участке фактов наличия объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. В связи с чем, позиция прокуратуры о том, что Абаканское парковое хозяйство до проведения работ на земельном участке обязано было убедиться об отсутствии на данном земельном участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, путем проведения названной экспертизы, основана на неверном толковании положений Федерального закона № 73-ФЗ. Работы проводились поверхностно, без вскрытия земляного покрова. Просила постановление по делу отменить, производство прекратить за отсутствием в действиях ФИО1, состава административного правонарушения.
Должностное лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о месте, времени и дате судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
<данные изъяты> создано на основании постановления Главы г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ№. Основным предметом деятельности данного учреждения является оказание услуг по организации обустройства мест массового отдыха населения и по эксплуатации и содержанию парков, скверов и зеленых насаждений <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Парк культуры и отдыха г. Абакана находится в бессрочном пользовании <данные изъяты> (кадастровый номер земельного участка №).
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Госохранинспекцией выдано предписание о приостановке работ, указанных в ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, поскольку работы проводятся с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как у Госохранинспекции не имеется данных об отсутствии на участке хозяйственных работ объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором Абаканским парковым хозяйством производятся работы, входит в зону не обследованных в археологическом отношении земель. Кроме того, данная территория перспективна для расположения объектов археологического наследия. Госохранинспекцией в рамках предоставленных полномочий ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт осуществления Учреждением на территории Парка культуры и отдыха <адрес> (земельный участок №) земляных работ.
<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ получено предписание Госохранинспекции о необходимости приостановления земляных работ на земельном участке с кадастровым номером №, поскольку данная территория перспективна для расположения объектов археологического наследия, элементы которых могут быть скрыты под землей.
Вместе с тем <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером № возобновлены земляные работы без проведения государственной историко-культурной экспертизы и документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по вышеуказанному объекту.
При этом <данные изъяты> располагало сведениями о том, что орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных о наличии или отсутствии на указанном земельном участке объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений.
Событие административного правонарушения состоит в том, что директором Учреждения не исполнены требования Федерального закона № 73-ФЗ, поскольку земляные работы на земельном участке, перспективном для расположения объектов археологического наследия, выполнялись без проведенной государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ).Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ).
Пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов.
Пунктом 34.2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Статьей 28 Федерального закона № 73-ФЗ закреплено, что определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий.
В силу ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьями 28, 30, 32 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не имеет сведений об отсутствии указанных выше объектов на земельных участках предполагаемой застройки, то в составе исходно-разрешительной документации для проектируемого объекта необходимо представить заключение государственной историко-культурной экспертизы на земельный участок, подлежащий воздействию земляных, строительных и иных работ, а также решение органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ.
Соответственно историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Из показаний свидетеля ФИО3, допрошенной в судебном заседании, установлено, что на территории Парка культуры и отдыха <адрес> были зафиксированы хозяйственные работы, однако запросы <данные изъяты> о наличии либо отсутствии объектов культурного наследия в инспекцию не поступали. Данная территория перспективная для расположения объектов культурного наследия, элементов, которые могут быть скрыты под землей. Все этого может быть выявлено в порядке проведения историко-культурной экспертизы, которая не была проведена.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствуют о том, что <данные изъяты> допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что действия <данные изъяты> образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность <данные изъяты> по данному делу не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, исходя из положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ суд считает возможным назначить <данные изъяты> наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч.1 ст. 7.13 и ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора <данные изъяты>ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Назначить директору <данные изъяты>ФИО1 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин
Штраф подлежит уплате: получатель УФК по РХ (Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия) расчетный счет <***>, ИНН <***>, КПП 190101001, Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ г.Абакан, БИК 049514001, ОКТМО 95701000, Лицевой счет: <***>, КБК 847 1 16 01071 01 0000 140
Копию постановления получил, мне разъяснена ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ об ответственности в случае неуплаты штрафа в течение 60 дней после вступления постановления в силу.
«_____»____________ 2020 г. _______________ / ____________________