Дело №5-180/2021
(УИД 75МS0052-01-2021-001292-88)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 октября 2021 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении и.о. главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Семенова Владимира Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
07.07.2021 года прокуратурой Оловяннинского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о.главы администрации ГП «Оловяннинское» Семенова В.П., в связи с неисполнением представления заместителя прокурора от 03.06.2021г. об устранении нарушений жилищного законодательства в части не установления разумных сроков отселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде п.Оловянная по ул.Строительная д.4 ул.Комсомольская д.17, ул.Станционная д.13, ул.Дзержинского д.28, ул.Каратаева д.1, 2, 3, 4, ул.Перова д.19, 25, 27, 29, 38, 40, 42, 44, ул.Пионерская д.8, ул.Октябрьская д.12, ул.Клубная д.5, 6, ул.Перова д.2, 21, 23, ул.Железнодорожная д.3, 22, ул.Гражданская д.1б, ул.Строительная д.6, ул.Пионерская д.9, 23, 25, 16, 5, ул.Комсомольская д.15, ул.Невская д.17 ул.Спортивная д.2.
Кроме того, 08.06.2021г. прокуратурой района на постановление главы администрации городского поселения «Оловяннинское» от 01.03.2019 №25 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц», от 08.04.2020г. №64 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц» прокуратурой района принесены протесты как на противоречащие закону нормативно-правовые акты с требованием внести изменения в указанные постановления в части установления сроков отселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными.
Согласно ответу администрации на представление от 28.06.2021 №635 в удовлетворении требований прокуратуры в части установления разумных сроков отселения граждан, проживающих в аварийном жилье, отказано. Доводы, изложенные в протестах прокуратуры, главой городского поселения также признаны неподлежащими удовлетворению. Свой ответ администрация мотивирует тем, что установленный в вышеназванных постановлениях срок определен не конкретной датой, а указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, в связи с чем, срок является установленным.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов из аварийного жилого дома, законом не установлены.
Кроме того, в требовательной части представления указано на необходимость уведомления прокуратуры района о дате, времени и месте рассмотрения представления. Однако, соответствующее уведомление в прокуратуру района не поступало, представление рассмотрено 28.06.2021г. без представителя прокуратуры района.
Законные требования заместителя прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, и содержащиеся в представлении об устранении нарушений закона до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, должностным лицом органа местного самоуправления – и.о. главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Семеновым В.П. допущено умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании и.о. прокурора района Тюричкин И.Н. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержал.
И.о. главы администрации ГП «Оловяннинское» Семенов В.П. с вменяемым ему правонарушением не согласился, суду пояснил, что дело об административном правонарушении возбуждено необоснованно, в связи с чем, подлежит прекращению. Согласно Постановлению главы администрации городского поселения «Оловяннинское» от 08.04.2020г. №64 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц», срок отселения жильцов установлен не конкретной датой, а указанием на событие, которое неизбежно должно наступить. Кроме того, в п.2.3 содержится отсылочная норма права к адресной программе, в которой определен срок выполнения. Сроки отселения аналогичны срокам выполнения адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, т.е. совпадают с ними. Ни одно из положений законодательства, на которые ссылается прокуратура в своем постановлении, не содержит указания об установлении разумного срока. Кроме того, и.о. прокурора района не оспорено в судебном порядке указанное Постановление администрации на предмет его несоответствия законодательству в части разумности установленного в нем срока. Представление заместителя прокурора было рассмотрено, по результатам его рассмотрения в прокуратуру направлен ответ с отказом в его удовлетворении.
Суд, заслушав представителя прокуратуры, должностное лицо, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что 01.03.2019 года и 08.04.2020 года администрацией городского поселения «Оловяннинское» вынесены Постановление №25 и Постановление №64 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дальнейшем использовании помещений и сроках отселения физических и юридических лиц», согласно которому признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, расположенные на территории городского поселения «Оловяннинское» согласно приложению, включены в реестр многоквартирного жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012 в городском поселении «Оловяннинское».
После формирования адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года в городском поселении «Оловяннинское», а также при наличии лимитов бюджетных ассигнований на финансирование данных мероприятий по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в порядке очередности, исходя из даты признания дома аварийным и подлежащим сносу, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных данной программой.
Сроки отселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, определить исходя из сроков реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года.
В течение 30 дней с момента утверждения адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года, направить собственникам помещений многоквартирных домов требования, предусмотренные п.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно распоряжению администрации городского поселения «Оловяннинское» от 20.11.2020г. №58лс «О возложении исполнения обязанностей главы городского поселения «Оловяннинское», Семенов В.П. приступил к исполнению обязанностей главы городского поселения временно с 20.11.2020 года.
03.06.2021г. прокуратурой Оловяннинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией городского поселения «Оловяннинское». В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения «Оловяннинское» 36 домов признаны аварийными и непригодными для проживания. Постановлением администрации ГП «Оловяннинское» от 01.03.2019 №25 признаны аварийными и подлежащими сносу дома, расположенные в п.Оловянная по ул.Строительная д.4, ул.Комсомольская д.17, ул.Станционная д.13, ул.Дзержинского д.28, ул.Каратаева д.1,2,3,4, ул.Перова д.19,25,27,29,38,40,42,44, ул.Пионерская д.8, ул.Октябрьская д.12. Постановлением администрации ГП «Оловяннинское» от 08.04.2020 №64 признаны аварийными и подлежащими сносу дома, расположенные в п.Оловянная ул.Клубная д.5,6, ул.Перова д.2,21,23, ул.Железнодорожная д.3,22, ул.Гражданская д.1б, ул.Строительная д.6, ул.Пионерская д.9,23,25,16,5, ул.Комсомольская д.15, ул.Невская д.17, ул.Спортивная д.2.
Пунктом 2.3 Постановлений установлено, что сроки отселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, определить исходя из сроков реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г.
Фактически администрацией не установлены разумные сроки отселения граждан проживающих в аварийных домах, что свидетельствует о неисполнении должностными лицами администрации обязанностей, предусмотренных законом.
В связи с чем, заместителем прокурора 03.06.2021г. внесено представление, в котором он требует рассмотреть представление с уведомлением прокуратуры района о дате, времени и месте его рассмотрения. Принять меры, направленные на установление разумного срока отселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Предлагает рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, по вине которых возникли указанные нарушения законодательства. В установленный законом месячный срок со дня внесения представления сообщить в прокуратуру района о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.
Согласно ответу и.о.главы городского поселения «Оловяннинское» Семенова В.Н. от 28.06.2021г. на представление, администрация ГП «Оловяннинское» не согласилась с доводами, изложенными в представлении.
Полагает, что сроки установлены не конкретной датой, а указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.
08.06.2021г. и.о. прокурора Оловяннинского района Тюричкиным И.Н. внесены протесты на названные постановления, которые администрацией ГП «Оловяннинское» оставлены без удовлетворения.
08.07.2021г. и.о. прокурора района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном с.17.7 КоАП РФ в отношении и.о. главы городского поселения «Оловяннинское» Семенова В.П.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, в действиях (бездействии) и.о. главы администрации ГП «Оловяннинское» Семенова В.П. не принявшего меры к устранению нарушений в сфере жилищного законодательства, указанных в представлении и.о. прокурора Оловяннинского района от 03.06.2021г., усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, судьей учитывается, что обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать и.о. главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Семенова Владимира Петровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по реквизитам:
УФК по Забайкальскому краю (Прокуратура Забайкальского края л/с 04911866140);
ИНН/ КПП налогового органа: 7536090055/ 753601001;
Код ОКТМО: 76701000;
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита;
Номер счета получателя платежа: 40101810750042010001;
БИК: 047601001;
КБК 41511690010016000140;
УИН 0
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Сафонова Е.В.
Копию постановления получил(а), об ответственности за неуплату административного штрафа (по ст.20.25 КоАП РФ) в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу ПРЕДУПРЕЖДЕН(А).
Дата____________ подпись_______________