ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1813/20 от 23.10.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1813/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Псков 23 октября 2020 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Куликова В.В., при секретаре Свидерской Н.И., рассмотрев дело в отношении перевозчика SIA «SV TRANS», юридический адрес: LV-4600, Latvija, Rezekne, Maskavas iela, 10-67 (Reg. Nr. 40002026254, PVN Nr. LV40002026254) / ООО «СВ ТРАНС», юридический адрес: ЛВ-4600, Латвия, <...> (регистрационный номер 40002026254, номер плательщика НДС: LV40002026254, дата регистрации – 06.01.1995г.), тел. <данные изъяты>, E-mail: <данные изъяты>, ранее к административной ответственности в сфере таможенного законодательства привлекаемого, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2020 в 15:26 часов на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни перевозчик SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС», при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, в нарушение ст.89 Таможенного Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товара, путем предоставления таможенному органу РФ недействительных документов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

Перевозчик «SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС», будучи надлежащим образом, извещенным о дате и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Почты России, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки представителя судью не известил, в связи с чем, при отсутствии ходатайства об отложении дело было рассмотрено в отсутствие привлекаемого к ответственности лица, что не противоречит требованиям КоАП РФ.

Представитель Псковской таможни К.О., поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела и просила суд в целях предупреждения совершения новых правонарушений, применить к SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» наказание в пределах санкции статьи в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, выразившихся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров, в том числе, при убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Согласно п. 26 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

Как усматривается из положений п. 27 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещением товаров через таможенную границу Союза признаётся ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза представляет собой совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами – п.3 ст. 2 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 45 ст. 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

В силу требований ч.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 14 ТК ЕАЭС определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно ч.1 ст.88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки.

В соответствии с ч.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.

Из материалов дела следует, что **.**.2020 года в 15 часов 26 минут на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «D.», (VIN: ********), регистрационный номер ******, с полуприцепом марки «S.», (VIN: ********), регистрационный номер ******, следующие под управлением водителя Х.В. (Н.V.), который при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС предоставил таможенному органу товаросопроводительные документы (далее - ТСД): CMR №*** от **.**.2020г., Инвойс №***** от **.**.2020г., счет-фактура №***** от **.**.2020г.

Согласно ТСД перемещался товар – «краски, пигменты, шпатлевки», страна производства - Германия, в количестве: 105 грузовых мест, общим весом брутто: 20056,220 кг (с учетом веса поддонов) и весом брутто: 20016,220 кг. (без учета веса поддонов).

Перевозчик товара: SIA «SV TRANS», юридический адрес: LV-4600, Latvija, Rezekne, Maskavas iela, 10-67 (Reg. Nr. 40002026254, PVN Nr. LV40002026254) / ООО «СВ ТРАНС», юридический адрес: ЛВ-4600, Латвия, <...> (регистрационный номер 40002026254, номер плательщика НДС: LV40002026254, дата регистрации – 06.01.1995г.), тел. +<данные изъяты>, E-mail: <данные изъяты>.

Отправитель товара: D.

Получатель товара: <данные изъяты>

Транспортное средство следовало из Латвии в Россию, г.Санкт-Петербург.

В результате проведенного в соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенного досмотра (АТД № ********) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера ****** фактически перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в ТСД, в количестве: 105 грузовых мест (в ТСД 105 грузовых мест), размещены на 2-х деревянных поддонах, общим весом брутто товара с учетом веса поддонов: 20896,00 кг (в ТСД 20056,220 кг.) что на 839,78 кг больше чем указано в ТСД и общим весом брутто товара без учета веса поддонов: 20852,00 кг (в ТСД 20016,220 кг.) что на 835,78 кг. больше чем указано в ТСД. Таким образом, превышение по весу брутто составило: 835,78 кг.

Какие-либо изменения в части несоответствия веса брутто товара в перечисленные документы внесены не были.

В подтверждение вины перевозчика SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» судье представлены:

- CMR №*** от **.**.2020г.,

- Инвойс №***** от **.**.2020г.,

- счет-фактура №***** от **.**.2020г.,

- акт таможенного досмотра №********,

- протокол изъятия вещей и документов от **.**.2020г.,

- протокол опроса Х.В. от **.**.2020г.,

- письмо б/н от **.**.2020 руководителя SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» Н.В.

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

Проанализировав все обстоятельства дела, судья находит установленным, что перевозчиком SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, относительно предоставления таможенному органу РФ достоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического Союза.

Обсуждая вопрос о наличии вины перевозчика в предоставлении указанных недостоверных сведений, судья исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки (ч.1 ст. 88 ТК ЕАЭС).

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (ст. 8 КДПГ, ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. и др.).

Согласно объяснению водителя SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» Х.В. (Н.V.), вес брутто товара он не контролировал, в связи с тем, что при погрузке товара присутствовал другой водитель, которого он подменил перед пересечением границы с Россией. Документы на товар получил с опломбированным транспортным средством.

Согласно ответу на уведомление, руководитель фирмы Н.В. признает вину частично, поясняет, что правонарушение совершено не преднамеренно, превышение веса составило 3,16 % от общего веса перевозимого груза. С учетом низкой степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также тяжелого имущественного и финансового положения, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в виду незначительности этого нарушения.

Давая оценку данным показаниям, судья учитывает следующее.

Согласно положениям статей 3, 8 и 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов, перевозчик несет ответственность за упущение водителей, услугами которых он пользуется при перевозке груза.

Оценивая действия перевозчика SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС», судья принимает во внимание то, что юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере международных грузоперевозок, в том числе и на таможенной территории Союза, и не могло не знать о требованиях действующего национального законодательства, однако перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений в области таможенного дела. В этой связи суд полагает, что действия перевозчика SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» по проверке соответствия веса брутто товара, которые оно было обязано и могло выполнить в данном конкретном случае, не выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.

Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, судья приходит к выводу о том, что вина SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, установлена.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения к административной ответственности судьей не выявлено.

Оснований для освобождения SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Решая вопрос о привлечении к административной ответственности, судья учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией ч.3 ст.16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного законодательства привлекалось неоднократно, и, с учётом мнения представителя Псковской таможни, полагает возможным назначить наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией статьи без конфискации предмета административного правонарушения.

Товар – предмет административного правонарушения не изымался, издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

признать SIA «SV TRANS»/ ООО «СВ ТРАНС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 51 000 (пятьдесят одна тысяча) рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701, БИК 044501002, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40101810800000002901 КБК 15311601161010000140 ОКТМО 45328000, код таможни 10209000, УИН 15310102090002520208 Код таможни: 10209000. Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 10209000-2520/2020 (5-1813/2020) для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).

Издержек по делу нет.

Вещественные доказательства: находящиеся в материалах дела, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.В. Куликова

Разъяснить привлеченному к административной ответственности лицу:

- в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

- в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

СПРАВКА.

Копия постановления направлена (вручена) «___»______________ 2020 года

лицу, в отношении которого оно вынесено

____________________________________________________