ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1813/2021 от 17.09.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-1813/2021

59RS0005-01-2021-005274-77

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении


17 сентября 2021 года г. Пермь

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Попова Е.Л.,

при секретаре Кузаевой Э.М.,

с участием заместителя Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пронина А.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>,

привлекаемого к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А:

02 августа 2021 года заместителем Пермского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Согласно данного постановления, Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках исполнения надзорных функций, определенных приказом Генерального прокурора РФ от 15.04.2021г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» (далее по тексту приказ ), указанием генеральной прокуратуры РФ от 05.05.2017г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов» (далее по тексту указание ), а также указанием прокуратуры Пермского края от 17.07.2017г. «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов», 06.07.2021г. министру сельского хозяйства и продовольствия Пермского края направлен запрос о предоставлении в срок до 15.07.2021г. информации об:

- утвержденных границах рыбоводных участков;

- о лицах, обращавшихся в Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края с предложениями о границах рыбоводных участков в целях инициирования процедуры утверждения их границ, результатах рассмотрения таких предложений;

- о реализации программ (планируемых программах на 2021 год) по поддержке производителей аквакультуры и смежных отраслей, израсходованных (планируемых в 2021 году) на эти цели бюджетных средств;

- перечень крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, организаций, деятельность которых связана с животноводством, в том числе разведением и выращиванием крупного рогатого скота, свиней, баранов, птиц и так далее.

Данный запрос доставлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края нарочно 06.07.2021г. Однако, ответ направлен в Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру только 26.07.2021г. посредством электронной почты.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края представителя не направило, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав в письменном отзыве о том, что просят освободить Министерство от ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния, поскольку оно не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Заместитель Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пронин А.Ю. настаивал на привлечении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края к административной ответственности, указав, на законность вынесенного прокуратурой постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Полагал невозможным в данной ситуации применение положений ст.2.9 КоАП РФ.

Судья, изучив материалы дела, выслушав прокурора, считает, что виновность юридического лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ установлена и нашла свое подтверждение.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

На основании статьи 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Организационно-распорядительными документами вышестоящих прокуратур, как то приказом , указанием , установлено, что прокуроры обязаны с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности, обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов органами государственной власти субъектов РФ.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным , ИНН , юридический адрес: <адрес>.

Представленными судье доказательствами, установлено, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках исполнения надзорных функций, определенных приказом , указанием , а также указанием прокуратуры Пермского края от 17.07.2017г. «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов» 06.07.2021г. министру сельского хозяйства и продовольствия Пермского края направлен запрос о предоставлении в срок до 15.07.2021г. информации об:

- утвержденных границах рыбоводных участков;

- о лицах, обращавшихся в Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края с предложениями о границах рыбоводных участков в целях инициирования процедуры утверждения их границ, результатах рассмотрения таких предложений;

- о реализации программ (планируемых программах на 2021 год) по поддержке производителей аквакультуры и смежных отраслей, израсходованных (планируемых в 2021 году) на эти цели бюджетных средств;

- перечень крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, организаций, деятельность которых связана с животноводством, в том числе разведением и выращиванием крупного рогатого скота, свиней, баранов, птиц и так далее.

Данный запрос доставлен в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края нарочно 06.07.2021г. Однако, ответ направлен в Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру только 26.07.2021г. посредством электронной почты.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 августа 2021 года, составленном в соответствии со ст. ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ и в котором изложены обстоятельства вменяемого министерству правонарушения;

- запросом, адресованным Министру сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 06.07.2021г., с отметкой о его получении 06.07.2021г.;

- ответом на запрос за подписью И.о. Министра датированным 21.07.2021г. с приложением подтверждающих документов;

- отчетом о направлении ответа на электронную почту прокуратуры 26.07.2021г.;

- карточкой регистрации документа;

- выпиской из ЕГРЮЛ.

Полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края по утверждению границ рыбоводных участков установлены ст.4 Федерального Закона от 02.07.2013г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.12 Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа РФ и участков исключительной экономической зоны РФ, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.10.2014г. № 1183.

На основании п.3.21 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006г. -п, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, организует финансирование по целевым статьям государственной поддержки федеральных, государственных, ведомственных целевых программ и мероприятий по развитию отраслей агропромышленного комплекса, социальному развитию села в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также кредитных и материальных ресурсов.

То есть, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, обладает соответствующей информацией, которая запрашивалась.

Объективную сторону административного правонарушения образуют действия по невыполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Сведений об обращении Министерства с ходатайствами о продлении срока исполнения запроса в материалах дела не имеется. В настоящем случае направление запроса напрямую вытекало из закрепленных в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий прокурора.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края приняты все зависящие от него меры по исполнению требования прокурора.

При указанных фактических и правовых обстоятельствах, признавая Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, судья исходит из того, что у министерства имелась возможность для своевременного направления в прокуратуру края ответа на запрос, исполнения требований, изложенных в нем, и квалифицирует действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края по ст. 17.7 КоАП РФ, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Доводы о возможности применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения от наказания в связи с малозначительностью совершенного деяния, подлежат отклонению в силу следующего.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Нарушение юридическим лицом указанных норм права, свидетельствует о проявлении неуважения к законам Российской Федерации, является существенным нарушением требований законодательства Российской Федерации, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок по обеспечению производства по делу об административном правонарушении.

Законом предписаны обязательные действия лиц по исполнению требований государственных органов, осуществляющих производство по делам об административном правонарушении. Однако данные требования закона юридическим лицом - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края выполнены не были, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, характер данного правонарушения, направленный на умаление института государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона, имущественное положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края судьей не установлено.

С учетом изложенного, судья считает необходимым, справедливым и достаточным для достижения целей наказания назначить наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Разъяснить, что в силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма административного штрафа перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности на расчетный счет по следующим реквизитам: ИНН <***>, КПП 590201001, ОКТМО 57701000, УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края, л/с ), Отделение Пермь Банка России/ УФК по Пермскому краю г. Пермь, единый казначейский счет , БИК 015773997, казначейский счет , КБК 415 1 17 05010 01 6000 180.

Неуплата административного штрафа в установленный срок, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.



Судья: подпись

Копия верна. Судья Е.Л. Попова