ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1819/2021 от 21.10.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

5-1819/2021

УИД 23RS0003-01-2020-007604-91

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город-курорт Анапа Краснодарский край 21 октября 2021 года

Судья Анапского городского суда Краснодарского края Михин Б.А.

при ведении протокола помощником судьи Кейян К.Л.

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – должностного лица ФИО1, её представителя адвоката Зыковой Е.Н., предъявившей удостоверение № 5934 и ордер № 650978, представителя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1, <данные изъяты>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ

установил:

18 декабря 2020 года главным инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 в отношении должностного лица - начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, в соответствии с п.1.4 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2020 год и на основании распоряжений Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 09 января 2020 года №12-р, от 23 января 2020 года №28-р в период с 15 января 2020 года по 15 октября 2020 года проведено контрольное мероприятие и составлен акт "Проверки эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных в 2018-2019 годах и текущем периоде 2020 года администрации муниципального образования город-курорт Анапа на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение образовательных учреждений в целях реализации подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", в том числе в рамках региональных проектов Краснодарского края: "Содействие занятости женщин" и "Современная школа". Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов общественной инфраструктуры муниципального значения осуществляется администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в рамках подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года №943. Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию инвестиционного проекта определен приказом департамента строительства Краснодарского края от 20 апреля 2018 года №87 "Об утверждении Порядка предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края". В целях софинансирования строительства (реконструкции) объектов общественной инфраструктуры муниципального значения в 2018 году между департаментом строительства Краснодарского края и администрацией муниципального образования город-курорт Анапа заключено соглашение от 23 ноября 2018 года №38 и дополнительное соглашение от 10 октября 2019 года №03703000-1-2019-011/1, от 27 декабря 2019 года №03703000-1-2019-011/2). Согласно п.1.1 предметом соглашения, в редакции дополнительного соглашения от 10 октября 2019 года №03703000-1-2019-011/1, является предоставление из бюджета Краснодарского края в 2018-2019 годах бюджету города-курорта Анапа иного межбюджетного трансферта, имеющего целевого назначение на финансовое обеспечение мероприятия по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными департаменту строительства Краснодарского края как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в рамках регионального проекта Краснодарского края "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Краснодарского края" подпрограммы "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения" государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", на реализацию инвестиционного проекта "Дошкольная образовательная организация на 140 мест по адресу: <адрес>, ".

В соответствии со ст.139.1 Бюджетного кодекса РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с соглашением, в редакции дополнительного соглашения от 10 октября 2019 года №03703000-1-2019-011/1, объем софинансирования на строительство Дошкольной образовательной организация на 140 мест в <адрес> составляет 108 597,5 тыс. рублей, в том числе иные межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета в сумме 52 108,1 тыс. рублей, краевого бюджета - 51 059,4 тыс. рублей; объем софинансирования из средств местного бюджета- 5 430,0 тыс. рублей.

Муниципальным заказчиком являлось управление капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа. По результатам электронного аукциона (протокол от 30 октября 2018 года №0318300537418000454-3/№ЭА-443-10/18) с подрядной организацией ООО СМУ "Гражданстрой" (ИНН <***>) заключен муниципальный контракт от 19 ноября 2018 года №Ф.2018.530441 (далее - контракт №Ф.2018.530441, муниципальный контракт), стоимостью 98 501,6 тыс. рублей. Срок окончания работ по муниципальному контракту – 15 ноября 2019 года. График выполнения работ утвержден приложением №4 к контракту №Ф.2018.530441.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат форма №КС-3 от 13 декабря 2019 года №12 принята начальником управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1

Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации получено 16 декабря 2019 года, в тот же день получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №23-301000-90-2019 и подписан акт приемки законченного строительством объекта.

В ходе проверки комиссией, утвержденной приказом управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04 марта 2020 года №6, в составе представителей заказчика, технического заказчика, в присутствии специалистов Контрольно-счетной палаты проведены контрольные обмеры строительно-монтажных работ и установлено, что управлением капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа приняты и оплачены подрядной организации невыполненные объемы работ по устройству тротуаров с покрытием тротуарной плиткой - 19 кв.м. (формы №КС-2, №КС-3 от 12 декабря 2019 года №150), подрядчиком завышен объем доски при устройстве скамеек навесов на 0,7 кв.м. (формы №КС-2, №КС-3 от 13 декабря 2019 года №164).

Всего согласно корректировке стоимости выполненных объемов работ по объекту заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 94, части 1 статьи 101 Закона №44-ФЗ и условий контракта №Ф.2018.530441 приняты и оплачены подрядчику из средств краевого бюджета платежными поручениями от 24 декабря 2019 года №449 на общую сумму 1 065,6 тыс. рублей и от 26 декабря 2019 года №479 на общую сумму 312,5 тыс. рублей завышенные объемы строительно-монтажных работ и материалов на общую сумму 39,6 тыс. рублей.

Согласно пунктам 3.5. Порядка №87, пунктам 2.1.3, 2.1.4 соглашения №38, в редакции дополнительного соглашения от 10 октября 2019 года №03703000-1-2019-011/1 администрация муниципального образования город-курорт Анапа обязуется обеспечить целевое и эффективное использование иных межбюджетных трансфертов.

В силу положений пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением), либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Расходование средств целевого межбюджетного трансферта в размере 39,6 тыс. рублей на оплату фактически невыполненных работ по контракту №Ф.2018.530441 не соответствует цели, установленной при их выделении, то есть в данном случае расходование средств осуществлено с отклонением от регламентируемого соглашением №38 режима их использования. Таким образом, управлением капитального строительства администрации муниципального образования города-курорта Анапа допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 39,6 тыс. рублей, выразившееся в частичном направлении средств на цели, не соответствующие целям, предусмотренным соглашением №38.

В соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ и пунктами 3.2. и 3.6 соглашения №38 субсидия в сумме 39,6 тыс. рублей, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в краевой бюджет.

В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 03 июня 2019 года "О назначении ФИО1", на основании трудового договора от обязанности начальника управления капитального строительства администрации город-курорт Анапа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ-рл "Об увольнении ФИО1") осуществляла ФИО1

Согласно пункта 3.2 должностной инструкции от 04 июня 2019 года (ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией 04 июня 2019 года под роспись) начальник управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 осуществляла общее руководство деятельностью управления, в том числе организовывала работу по реализации возложенных на него основных задач и функций по: разработке, реализации, координации и контроле муниципальных целевых программ в части капитального строительства и реконструкции инженерной, социальной инфраструктуры и иных объектов городской инфраструктуры; осуществлению в пределах полномочий функций главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых на подготовку исходно-разрешительной документации, выполнение проектно-изыскательских работ, строительство и реконструкцию объектов инженерной, социальной инфраструктуры и иных объектов городской инфраструктуры; осуществлению в пределах полномочий функций муниципального заказчика при выполнении проектно-изыскательских работ, строительстве и реконструкции объектов инженерной, социальной инфраструктуры и иных объектов городской инфраструктуры; участию в приемке работ в составе приемочных комиссий, участию в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов инженерной, социальной инфраструктуры и иных объектов городской инфраструктуры, заказчиком которых является управление.

В действиях начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств, предоставленных в целях строительства дошкольной образовательной организации на 140 мест по адресу: <адрес>, , которые были направлены на оплату невыполненных работ по контракту. Таким образом, 24 декабря 2019 года, 26 декабря 2019 года в рабочее время с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: <адрес> должностное лицо - начальник управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 направила средства субсидии в сумме 39,6 тыс. рублей на цели, не соответствующие целям, предусмотренным соглашением №38.

Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО2 протокол об административном правонарушении поддержал по изложенным в нём основаниям, просил привлечь должностное лицо к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – должностное лицо -ФИО1, не признала, суду пояснила, что не является субъектом административного правонарушения, дала объяснения, согласно поданным письменным возражениям на протокол, просит суд прекратить производство по делу.

Представитель ФИО1 – адвокат Зыкова Е.Н. пояснила, что в период с 16 декабря 2019 года по 23 декабря 2019 года ФИО1 находилась в отпуске, и указанные формы №КС-2 от 12 декабря 2019 года №150, №КС-3 от 12 декабря 2019 года №11 и формы №КС-2 от 13 декабря 2019 года №164 и №КС-3от 13 декабря 2019 года №12, на которые ссылается главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, она не подписывала, а были подписаны иным лицом -исполняющим обязанности начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа АОВ

На момент составления протокола об административном правонарушении были известны инспектору, однако оставлены им без внимания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Данное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.

Совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ ответственность наступает за нецелевое использование бюджетных средств (если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния согласно ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" Уголовного кодекса РФ), выразившееся: а) в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств; б) или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом объектом правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ являются бюджетные отношения.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Например, денежные средства, выделяемые в виде субсидии, имеют целевое назначение, они должны использоваться исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении. Направление средств субсидии на оплату фактически невыполненных работ не соответствует целям и условиям заключенного администрацией соглашения и является нецелевым использованием бюджетных средств.

В каждом случае нецелевого использования бюджетных средств применяется административная или уголовная ответственность, а также выдается обязательное для исполнения в указанный срок предписание органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Субъектами правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ могут быть юридические лица - получатели бюджетных средств и их должностные лица.

Пунктом 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо Казначейства России от 27.04.2018 N 07-04-05/09-8157).

При этом к административной ответственности по статье 15.14 КоАП могут быть привлечены юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом.

В судебном заседании установлено и не отрицается участниками процесса, что в период с 16.12.2020 по 23.12.2020 ФИО1 находилась в отпуске.

При этом в ходе проверки комиссией, утвержденной приказом управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04 марта 2020 года №6, в составе представителей заказчика, технического заказчика, в присутствии специалистов Контрольно-счетной палаты проведены контрольные обмеры строительно-монтажных работ и установлено, что управлением капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа приняты и оплачены подрядной организации невыполненные объемы работ по устройству тротуаров с покрытием тротуарной плиткой - 19кв.м. (формы № КС-2 от 12 декабря 2019 года №150 и КС-3 от 12 декабря 2019 года №11), подрядчиком завышен объем доски при устройстве скамеек навесов на 0,7кв.м. (формы №КС-2 от 13 декабря 2019 года №164 и КС-3 №12 от 13декабря 2019 года). Всего согласно корректировке стоимости выполненных объемов работ по объекту заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.94, ч.1 ст.101 Закона №44-ФЗ и условий контракта №0.2018.530441 приняты и оплачены подрядчику завышенные объемы строительно-монтажных работ и материалов на общую сумму 39,6 тыс. рублей. Указанные работы оплачены из средств краевого бюджета: платежным поручением от 24 декабря 2019 года №449 на общую сумму 1 065,6 тыс. рублей, платежным поручением от 26 декабря 2019 года №479 на общую сумму 312,5 тыс. рублей.

Доводы ФИО1, что указанные формы №КС-2 от 12 декабря 2019 года №150, №КС-3 от 12 декабря 2019 года №11 и формы №КС-2 от 13 декабря 2019 года №164 и №КС-3от 13 декабря 2019 года №12, на которые ссылается главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, она не подписывала, ничем не опровергнуты в судебном заседании.

Кроме того, как установлено в судебном заседании вышеуказанные документы приняты и подписаны 20 декабря 2019 года исполняющим обязанности начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа АОВ после чего переданы в бухгалтерию на оплату с сопроводительными письмами. Бухгалтерия на основании поступивших и оформленных в установленном порядке документов самостоятельно осуществила оплату платежными поручениями от 24 декабря 2019 года на общую сумму 1 065,6 тыс. рублей и от 26 декабря 2019 года №479 на общую сумму 312,5 тыс. рублей, подписав их электронной цифровой подписью руководителя бухгалтерии.

При составлении протокола об административном правонарушении данные обстоятельства не были приняты во внимание.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15. 14 КоАП РФ.

Как следует из статьи 24. 5 КоАП РФ Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:2) отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 2911 КоАП РФ, суд

постановил:

производство по административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: