ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-181/18 от 29.11.2018 Угличского районного суда (Ярославская область)

Материал № 5-181/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 ноября 2018г. г. Углич Судья Угличского районного суда Ярославской области Трусова Н.В.,

при секретаре Спиридоновой О.С.,

рассмотрев административный материал в отношении юридического лица- Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Угличского муниципального района о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Согласно протокола № 46/18 от 10.09.2018г. ведущим специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования Департамента образования Ярославской области ФИО2, на основании приказа департамента образования Ярославской области от 10 июля 2018 года № 419/05-26 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в период с 16 августа 2018 года по 10 сентября 2018 года была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеской спортивной школы УМР.

В ходе проведения проверки было выявлено нарушение требований ч. 1 ст. 46 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данное нарушение является также грубым нарушением лицензионных требований и допущено юридическим лицом -муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования Детско-юношеской спортивной школой УМР и выражается в осуществлении в образовательном учреждении образовательной деятельности в должности «тренер-преподаватель» ФИО1, квалификация которого не соответствует требованиям, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2008 года № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Согласно указанному справочнику к должности «тренер-преподаватель» предъявляются следующие квалификационные требования:

- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Частью 1 ст. 46 ФЗ от 29.12 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональноеили высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013г.№ 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», должность «тренер-преподаватель» отнесена к должности педагогических работников.

Согласно примечанию к части 3 статьи 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. № 966, грубым нарушением лицензионных требований является нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 указанного Положения.

Согласно п. 6 «д» указанного выше Положения лицензионным требованием к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

ФИО1 имеет среднее профессиональное образование по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», диплом регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, выданный государственным профессиональным образовательным автономным учреждением ЯО Угличским аграрно-политехническим колледжем.

Таким образом, ФИО1, работающий в должности «тренер-преподаватель», имеет среднее профессиональное образование в области сельского хозяйства, но не имеет дополнительного профессионального образования в области физкультуры и спорта.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении юридическим лицом муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Угличского муниципального района правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Законный представитель Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа УМР ФИО3 в судебное заседание не явился, направил своего защитника Стефановича А.В., который, не оспаривая виновность юридического лица во вменяемом ему правонарушении, просил производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния. В обоснование своей позиции указал, что перед приемом ФИО1 на должность тренера-преподавателя, состоялось заседание аттестационной комиссии, которая рекомендовала администрации образовательного учреждения принять его на указанную должность при условии получения им соответствующей квалификации в течение учебного года. При этом было принято во внимание, что ФИО1 является выпускником Детско-юношеской спортивной школы, имеет спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» по прыжкам на батуте. С февраля 2018г. ФИО1 приступил к обучению в Институте развития образования. В настоящее время ФИО1 получил диплом, подтверждающий прохождение им профессиональной подготовки по программе «Физическая культура и спорт», имеет право замещать должность тренера-преподавателя. С учетом указанного обстоятельства, полагает, что совершенное образовательным учреждением правонарушение является малозначительным, не повлекло нарушения чьих-либо прав, какого-либо ущерба.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 1 ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно ч.1 ст. 46 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональноеили высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством РФ.

В соответствии Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678, должность тренера-преподавателя относится к должности педагогических работников.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, к должности тренер-преподаватель установлены следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Согласно части 11 статьи 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.

Из материалов дела усматривается, что МАОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа УМР осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 640/16 от 28.12.2016г., выданной Департаментом образования Ярославской области. В числе образовательных программ, предусмотренных данной лицензией, указано дополнительное образование детей и взрослых.

На основании приказа департамента образования Ярославской области № 419/05-26 от 10.07.2018г. в период времени с 16.08.2018г. по 10.09.2018г. Департаментом образования ЯО в отношении МАОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа УМР, расположенного по адресу: <...> проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что образовательном учреждении в должности тренера-преподавателя работает ФИО1, который приказом № 40 11.09.2017г и.о. директора МАОУ ДО ДЮСШ ФИО4 назначен на указанную должность.

При назначении ФИО1 на должность тренера-преподавателя у юридического лица имелась информация о том, что ФИО1 имеет среднее профессиональное образование по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и не имеет дополнительного профессионального образования в области физкультуры и спорта.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, не оспариваются и защитником образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что у юридического лица имела возможность для соблюдения правил приема на работу на должность тренера-преподавателя лица, который обладает соответствующими требованиями, однако ФИО1, несмотря на отсутствие у него дополнительного профессионального образования в области физкультуры и спорта, был принят на указанную выше должность, что свидетельствует о наличии в действиях МАОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа УМР вины.

Материалы дела свидетельствуют о грубом нарушении лицензионных требований, выразившемся в привлечении к образовательной деятельности работника, не отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках в нарушение требований ст.46 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях МАОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа УМР состава административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд учитывает, что при приеме на работу ФИО1, которому предшествовало заседание аттестационной комиссии от 08.09.2017г., было рекомендовано администрации МАОУ ДО ДЮСШ УМР принять ФИО1 на должность тренера-преподавателя при условии получения им соответствующей квалификации в течение учебного года.

Из представленной суду справки ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, следует, что ФИО1 с 20.02.2018г. по 26.10.2018г. прошел обучение в указанном образовательном учреждении по программе профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт». 26.10.2018г. ФИО1 получил диплом ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования о профессиональной подготовке по программе «Физическая культура и спорт», в связи с чем имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Учитывая данные обстоятельства, отсутствие наступления негативных последствий, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение по ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).

При этом, суд учитывает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу по ч.3 ст.19.20 КоАП в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Угличского муниципального района прекратить, освободив его от административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения, объявив ему устное замечание. (ст. 2.9 КоАП РФ)

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего решения.

Судья Н.В.Трусова