ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-181/2014 от 24.09.2014 Зарайского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 «24» сентября 2014 года г. Зарайск

 Федеральный судья Зарайского городского суда Московской области Муштаков В.С., рассмотрев административное дело №5-181/2014 на основании ст.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица Закрытого акционерного общества «МЕТКОМ Групп», расположенного по адресу: (ФИО1), с участием представителя общества ФИО2, действующей на основании доверенности №9 от 12.03.2014г., выданной Генеральным директором ЗАО «МЕТКОМ Групп» Ч.С.В., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

 12.08.2014 г. в Зарайский городской суд М.О. поступил протокол №---- от 23.07.2014г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, составленный Государственным инспектором по охране природы по Центральному федеральному округу В.А.В., с материалами дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «МЕТКОМ Групп».

 Как следует из протокола №----от 23.07.2014г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ, с 02 июня 2014 года по 01 июля 2014 года была проведена плановая выездная проверка в отношении Закрытого акционерного общества «МЕТКОМ Групп» по адресу: (ФИО1), на основании Приказа Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 05 мая 2014 года № 1052-пр.

 Основным видом деятельности ЗАО «МЕТКОМ Групп» (далее - Общество) является прием и переработка отходов аккумуляторов в собственных зданиях (помещениях, строениях, сооружениях и т.д.) на арендованном оборудовании (договор N 1/01 аренды машин, оборудования и других технических средств от 01.01.2009) по адресу: (ФИО1).

 В соответствии с актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта «производство по утилизации аккумуляторного лома после реконструкции», постановлением от 05.09.2006 № 934/9 «Об утверждении акта приемочной комиссии...» и приказом Общества от 06.09.2006 № 94 производство по утилизации аккумуляторного лома введено в эксплуатацию 07 сентября 2006 года.

 В соответствии с приказом от 23.08.2002 № 193-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» по материалам рабочего проекта «Производство по утилизации аккумуляторного лома в г. --- Московской области» имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы от 23.08.2002 № ЭЭ-90/02-24 (далее - Заключение).

 Общество имеет лицензию серия --- №---- от 18.11.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, Общество осуществляет лицензируемую деятельность согласно имеющейся лицензии исключительно в части обезвреживания отходов III-IV классов опасности, а именно: обезвреживание таких отходов как «Отработанные рукавные фильтры с газоходной пылью» 3 класса опасности, «Фильтрующее полотно» 3 класса опасности, «Осадок очистных сооружений ливнестоков» 4 класса опасности.

 Согласно Заключению, а также проектной документации производства по утилизации аккумуляторного лома Общество не имеет возможности (не предусмотрено) обезвреживать на собственном производстве такие отходы, как «Отработанные рукавные фильтры с газоходной пылью» 3 класса опасности, «Фильтрующее полотно» 3 класса опасности, «Осадок очистных сооружений ливнестоков» 4 класса опасности. Данные отходы согласно проектной документации подлежат направлению на полигоны или в иные организации, имеющие соответствующее обеспечение для их утилизации.

 Таким образом, согласно ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Общество нарушило законодательство об экологической экспертизе, а именно, осуществляло хозяйственную деятельность, не соответствующую документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 Положительное заключение государственной экологической экспертизы согласно части 5 статье 18 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, теряет юридическую силу.

 В соответствии со ст. 3 и п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы (в данном случае - проектная документация «Производство по утилизации аккумуляторного лома в г.---- Московской области»), в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в обязательном порядке подлежит государственной экологической экспертизе.

 В соответствии с частью 1 «перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. №1193, осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.

 То есть, осуществление Обществом деятельности по эксплуатации производства по утилизации аккумуляторного лома в г. ----- Московской области в отсутствие у Общества действующей проектной документации на объект обезвреживания - «производство по утилизации аккумуляторного лома в г. ----Московской области», имеющей действующее заключение государственной экологической экспертизы, наличие которой является обязательным, представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.

 Следовательно, в настоящее время Общество осуществляет эксплуатацию собственного объекта обезвреживания (производства по утилизации аккумуляторного лома в г. ---- Московской области) в отсутствии действующей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, наличие которой является обязательным, то есть объект обезвреживания отходов не соответствует установленным требованиям.

 Тем самым, Общество грубо нарушает лицензионные требования согласно пункту а) части 3 и части 4 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

 Таким образом, Закрытое акционерное общество «МЕТКОМ Групп», 01 июля 2014 года, по адресу; (ФИО1) совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в части обезвреживания отходов III-IV классов опасности, с грубыми нарушениями лицензионных требований, а именно, в осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов на объекте отходов (на Производстве по утилизации аккумуляторного лома в г. ---- Московской области), не соответствующем установленным требованиям.

 По мнению Государственного инспектора Росприроднадзора по Центральному федеральному округу нарушены: ст. 3, ст. 11, ст. 18, ст. 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; п.п. а ч.3, ч. 4 постановления Правительства от 28 марта 2012 г. №255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

 04.09.2014 года представителем ЗАО «МЕТКОМ Групп» по доверенности ФИО3 заявлено письменное ходатайство о прекращении производства по делу, из которого следует, что Закрытое акционерное общество не совершало административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об Административных правонарушений РФ, как указано в Протоколе № 15-33/1381-129 об административном правонарушении от 23 июля 2014г.

 Согласно ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ привлечение к административной ответственности производится осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 Примечание: Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

 В протоколе инспектор указывает, что в соответствии с ч.1 «Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде для целей осуществления государственного экологического надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 №1193 осуществление хозяйственной или иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.

 Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов, указанных в протоколе на основании разрешительного документа - Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, серия --- №----- от 18 ноября 2011г. (л.д. 28-30). В приложении к лицензии указан перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность:

 • Отработанные рукавные фильтры с газоходной пылью - обезвреживание;

 • Фильтрующее полотно - обезвреживание;

 • Осадок очистных сооружений ливнестоков.

 Общество в соответствии с действующим законодательством имеет Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Заместителем начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округи 27 января 2012г. (Приложение 1). Согласно строкам 13, 14, 19 обезвреживание указанных выше отходов разрешено производить на собственном предприятии.

 По запросу Общества Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в письме от 14.12.11 исх. № 17-25/20772 (Приложение №2) указал: «Исходя из вида деятельности Вашего предприятия сбор отходов I-IV класса опасности ЗАО «МЕТКОМ Групп» вправе осуществлять на всей территории РФ. Использование и обезвреживание - только по указанному в лицензии адресу».

 Таким образом, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, о чем Общество указало в возражениях (л.д.7-10) и протоколе. В связи с этим представитель ЗАО «МЕТКОМ Групп» по доверенности ФИО3 просит: прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании протокола № ---- об административном правонарушении от 23 июля 2014г. (л.д.102-103).

 В судебном заседании представитель ЗАО «МЕТКОМ ГРУПП» по доверенности ФИО2 поддержала ходатайство о прекращении производства по делу, просила его удовлетворить, дополнительно пояснив, что привлечение ЗАО «МЕТКОМ Групп» к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ необоснованно также в силу того, что Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, связанную с извлечением прибыли. Данное обстоятельство подтверждается справкой ЗАО «МЕТКОМ Групп», согласно которой утилизация (обезвреживание) использованных рукавных фильтров позволяет Обществу получать дополнительно 0,3 тонны готовой продукции в виде свинца, а ответственность по ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

 Представитель Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Суд, огласив материалы настоящего дела, заслушав объяснение представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

 Частью 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 Согласно лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, серия --- №---- от 18 ноября 2011г. В приложении к лицензии указан перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность:

 • Отработанные рукавные фильтры с газоходной пылью - обезвреживание;

 • Фильтрующее полотно - обезвреживание;

 • Осадок очистных сооружений ливнестоков.

 Место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности (ФИО1).

 Настоящая лицензия предоставлена на срок: бессрочно.

 Настоящая лицензия предоставлена на основании решения лицензирующего органа-приказа (распоряжения) от 18 ноября 2011 года №3337-л (л.д. 28-30, 112-114).

 Как следует из письма от 14.12.11 исх. № 17-25/20772 заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Генеральному директору ЗАО «МЕТКОМ Групп» С.В.Ч., исходя из вида деятельности Вашего предприятия сбор отходов I-IV класса опасности ЗАО «МЕТКОМ Групп» вправе осуществлять на всей территории Российской Федерации, использование и обезвреживание - только по указанному в лицензии серия --- №--- от 18.11.2011 адресу (л.д.111).

 Согласно Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному заместителем начальника Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу от 27 января 2012 года №52/184МО, выданному ЗАО «МЕТКОМ Групп»:

 Утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления - --- наименований отходов в количестве - ------ т.

 Утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления – --- наименований отходов в количестве – ------- т.

 В том числе:

 - Отработанные рукавные фильтры с газоходной пылью 3 класса опасности, №п/п 13, Приложение л.2;

 - Фильтрующее полотно 3 класса опасности, №п/п 14, Приложение л.2;

 - Осадок очистных сооружений промливнестоков 4 класса опасности, №п/п 19, Приложение л.2 (л.д.104-110).

 Таким образом, ЗАО «МЕТКОМ Групп» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

 Согласно справке ЗАО «МЕТКОМ Групп» от 24.09.2014 г. утилизация (обезвреживание) отработанных рукавных фильтров и фильтр-картона на предприятии ЗАО «МЕТКОМ Групп» позволяет получать дополнительно около 0,3 тонны в год готовой продукции в виде свинца марки С2С (л.д.118-120). Таким образом, деятельность ЗАО «МЕТКОМ Групп» по обезвреживанию отработанных рукавных фильтров связана с извлечением прибыли.

 На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ.

 В силу правовых норм ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

 1) наличие события административного правонарушения;

 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 В соответствии п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.

 На основании Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст. 24.1-29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л  :

 Производство по делу №5-181/2014 об административном правонарушении в отношении юридического лица Закрытого акционерного общества «МЕТКОМ Групп», расположенного по адресу: (ФИО1), прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 Копию постановления направить должностному лицу, возбудившему производство по делу об административном правонарушении.

 Постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Федеральный судья В.С. Муштаков