ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-181/2023 от 01.08.2023 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5-181/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 1 августа 2023 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием защитника Дубровиной Д.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Денисовский», расположенного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

14.06.2023 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Овчаровым С.Н. в отношении акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Денисовский» (далее – АО ГОК «Денисовский») был составлен протокол об административном правонарушении № 05-045/2023 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Защитник АО ГОК «Денисовский» Дубровина Д.Г. в судебном заседании настаивала на том, что в действиях общества отсутствует состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, просила прекратить производство по делу по данному основанию. Также считает, что в рассматриваемой ситуации истекли сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, прихожу к следующему.

В период с 28.02.2023 по 31.03.2023 на основании решения от 13.02.2023 и пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» специалистами Росприронадзора по Республике Саха (Якутия) проведена плановая выездная проверка АО ГОК «Денисовский» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), по итогам которой составлен акт выездной проверки.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» АО ГОК «Денисовский» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и утилизации отходов без лицензии.

18.04.2023 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Овчаровым С.Н. в отношении АО ГОК «Денисовский» составлен протокол об административном правонарушении № 05-045/2023 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Определением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17.05.2023 протокол № 05-045/2023 от 18.04.2023 был возвращен должностному лицу в связи с наличием недостатков, устранение которых невозможно в ходе рассмотрения дела (в том числе, отсутствует указание на время и место совершения административного правонарушения).

С целью устранения выявленных недостатков государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Овчаровым С.Н. 14.06.2023 составлен новый протокол № 05-045/2023 в отношении АО ГОК «Денисовский», который передан на рассмотрение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия).

Из содержания протокола следует, что на основании требования о предоставлении документов от 03.03.2023 АО «ГОК «Денисовский» предоставило информацию о том, что образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности на объекте НВОС участок «Восточный Денисовский» отработанные масла (моторные, трансмиссионные, идустриальные, гидравлические) в количестве – 61 борчек (12 200 литров), в период времени с 20.01.2021 по 10.11.2021 были переданы для дальнейшего использования (в качестве печного топлива в РПБК гаражный комплекс «Колмар». Также предоставлена информация о том, транспортировании отработанных масел с объекта НВОС шахта «Денисовская» собственным автотранспортным средством в РПБК гаражный комплекс «Колмар», расположенный в г. Нерюнгри.

АО «ГОК «Денисовский на отходы отработанных масел был предоставлен сертификат соответствия на продукцию «топливо на основе отработанных масел» от 18.03.2021 № 0051209, выданный ООО «Сертификат и качество» рег. № RA.RU.11НВ65. При проверке данного документа на соответствие, должностным лицом установлено, что область аккредитации ООО «Сертификат и качество» не входит сертификация продукции «топливо на основе отработанных масел», в связи с чем, данный сертификат о продукции (сырье), по мнению должностного лица, недействителен.

Отнесение отработанных масел к III классу опасности подтверждается предоставленными АО ГОК «Денисовский» паспортами отходов I-IV классов опасности.

В связи с этим, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, пришло к выводу о том, что АО «ГОК «Денисовский» осуществляет деятельности по сбору, транспортированию и утилизации отходов, однако, не имеет лицензии на осуществление таких видов деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение на юридических лиц штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Между тем, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации основания для привлечения АО «ГОК «Денисовский» к административной ответственности, предусмотренной приведенной нормой КоАП РФ, отсутствуют.

Так, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, составляет девяноста календарных дней.

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения (часть 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, является длящимся и сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в данном случае исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Между тем, в протоколе об административном правонарушении указано, что деятельности по сбору, транспортировке и утилизации отходов без соответствующей лицензии осуществлялась АО «ГОК «Денисовский» в период с 20.01.2021 по 10.11.2021. Сведения о том, что такая деятельность осуществлялась юридическим лицом после 10.11.2021, в том числе на дату проведения проверки в марте 2023, в протоколе об административном правонарушении, а также в предоставленных материалах дела отсутствуют.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации срок для привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 10.11.2021, то есть по состоянию на сегодняшний день срок для привлечения АО «ГОК «Денисовский» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, за совершение деяния, описанного в протоколе об административном правонарушении, истек. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для прекращения производства оп делу об административном правонарушении.

В то же время, доводы АО ГОК «Денисовский» об отсутствии в рассматриваемой ситуации объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, не могут быть признаны обоснованными.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно статье 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Часть 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, такие отходы как отходы минеральных масел моторных (4 06 110 01 31 3), отходы минеральных масел индустриальных (4 06 130 01 31 3), отходы минеральных масел трансмиссионных (4 06 150 01 31 3) отнесены к отходам III класса опасности.

Более того, АО «ГОК «Денисовский» разработаны паспорта отходов на указанные виды отходов III класса опасности.

При этом, в силу требований части 1 статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел индустриальных, отходы минеральных масел трансмиссионных являются отходами III класса опасности и деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, таких отходов может осуществляться только при наличии лицензии. При этом, действующее законодательство не ставит получение такой лицензии в зависимость от того, каким именно способом осуществляется утилизация и обезвреживание соответствующих отходов, например, путем использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов и др. То есть сжигание отходов в виде моторных, индустриальных или трансмиссионных масел для целей выработки тепла также является способом утилизации отходов III класса опасности, а, следовательно, подлежит лицензированию.

Ссылка АО «ГОК «Денисовский» на ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» не может изменить общих правил, установленных для обращения с отходами.

Так, пункт 4 ГОСТ 30772-2001 действительно предусматривает, что отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые, в том числе:

3.13. «используемые отходы»: Отходы, которые используют в народном хозяйстве в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива как на самом производстве, где образуются используемые отходы, так и за его пределами; Примечание. В состав используемых отходов входят обраты или возвратные отходы, которые используют повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции. Возвратные отходы не относят к вторичным материальным ресурсам.

3.14. «неиспользуемые отходы»: Отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы в народном хозяйстве либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно.

3.15. «безвозвратные отходы (потери)»: Отходы производства, которые невозможно, нецелесообразно (неэффективно) или недопустимо использовать повторно.

3.16. «побочный продукт»: Дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Примечание: побочный продукт не является отходом.

Между тем, исходя из смысла и содержания приведенных терминов, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел индустриальных, отходы минеральных масел трансмиссионных не могут являться «побочным продуктом», так как не являются дополнительной продукцией, образующейся при производстве АО «ГОК «Инаглинский» основной продукции в виде угля.

Более того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 4249-р утвержден Перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

Согласно пункту 2 указанного Перечня к побочным продуктам производства не могут быть отнесены вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции.

В приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., помимо прочего, поименованы «ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения (Y8)».

Таким образом, минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения, то есть отработка таких масел, не может признаваться побочным продуктом производства.

Вопреки позиции АО «ГОК «Денисовский», возможность использования вышеуказанных отходов масел свидетельствует о том, что для целей пункта 4 ГОСТ 30772-2001 такие отходы следует признавать «используемыми отходами», то есть такими отходами, которые используют в народном хозяйстве в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива как на самом производстве, где образуются используемые отходы, так и за его пределами.

При этом, отнесение отходов к используемым не меняет их правой природы, закрепленной в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Использование отходов для выработки тепловой энергии фактически является их утилизацией, а, следовательно, такая деятельность должна быть лицензирована.

В то же время, судом в рамках рассмотрения настоящего дела не оценивается виновность или невиновность АО «ГОК «Денисовский» в совершении вменяемого ему деяния, так как сроки давности для привлечения организации к административной ответственности в настоящее время истекли.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 24.5 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Денисовский» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.Г. Ткачев