Дело № 5-182/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ноября 2021 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой Ольги Викторовны,
с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФГКУ Комбинат «Чулым» ФИО1 действующего на основании доверенности от 08.11.2021г.,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении
Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Чулым» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва), расположенный по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Главным государственным инспектором Козульского района Красноярского края по пожарному надзору ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва в Козульский районный суд Красноярского края.
Так, в ходе внеплановой выездной проверки на территории, в зданиях и сооружениях ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва, расположенного по адресу: <адрес> в период с 06.09.2021г. по 17.09.2021г. с целью контроля за исполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №128/1/1 от 26.08.2020г., выданного УНД т ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю выявлены нарушения п.2 ч.1 ст.6, ч.3 ст.4, ч.4 ст.4 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. А.10 прил. А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п.9 табл. А2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; таб.2 п.9 НАБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п.8.3 СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»; п.9.3 СНиП II-106-79 «Склады нефти и нефтепродуктов»; р.9.1 СНиП II-П.3-70 «Склады нефти и нефтепродуктов. Нормы проектирования», а именно: ёмкостные сооружения для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом 5000 куб.м. (резервуары нефтепродуктов РВС-5000) не оборудованы автоматической системой пожаротушения.
ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ранее привлекался к административной овтсетвенности с назначением наказания в виде предупреждения на соновании постановления №91 от 15.09.2020г., вступившего в законную силу 03.10.2020г., но надлежащие меры по устранению указанных нарушений не принимаются. В связи с чем, по мнению должностного лица, в действии (бездействии) юридического лица – ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва содержатся признаки повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАПРФ.
В судебном заседании представитель юридического лица исполняющая обязанности ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ не признал, указав, что ёмкостные сооружения введены в эксплуатацию в 1966 году и на тот момент в них не было предусмотрено автоматической системы пожаротушения, реконструкции не подвергались. В резервуарном парке установлена система контроля концентрации газов, паров. При которой, при достижении определенной концентрации пары дают сигнал, который поступает на пульт, что есть возгорание. На основании поручения Президента РФ проведено проектирование реконструкции нефтерезервуарного парка, которое согласовано с Правительством РФ, реконструкция рассчитана на 10 лет.
В пояснениях, предоставленных суду, указала, что с протоколом не согласны. Согласно Уставу ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва обеспечивает исполнение своих обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, в Уставе комбината была изменена статья 2.5. согласно которой, до 2006 года комбинат мог оказывать платные услуги в рамках основной деятельности.
Собственником имущества ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва является правительство Российской Федерации, финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств Федерального бюджета.
ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва был введен в эксплуатацию в 1966 году и действует более 50 лет, в соответствии с п.4. ст. 4 Федерального закона №123-Ф3, до 2003 года к ним применялось действие СНиП 2.11.03-93, на тот момент резервуары соответствовали всем принятым нормам. На комбинате в отношении объектов защиты не проводилось капитального ремонта, реконструкций или технического перевооружения.
Требования к оснащению емкостных сооружений для наземного хранения легковоспламеняющихся жидкостей объемом 5000 м3 (РВС-5000) автоматизированной системой пожаротушения на момент постройки и до 2003 года не предъявлялись. Резервуары РВС-5000 оборудованы неавтоматической системой пожарной сигнализации, кроме того проводятся компенсирующие мероприятия, такие как, установлены датчики довзрывной концентрации; для переоборудования всех резервуаров требуемой системой, необходимы средства в размере более 500 000 000 рублей, своих средств для осуществления подобных целей комбинат не имеет. Таким образом, для устранения указанного нарушения необходим комплексный подход к переоборудованию всего резервуарного парка комбината. Для достижения этой цели и устранения нарушений, в пределах доведённых денежных средств из федерального бюджета между ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва и Обществом с ограниченной ответственностью «ОргНефтеСтрой» 21.06.2017 был заключен контракт №1-ЗА/2017 на разработку проектной документации, на реконструкцию нефтерезервуарного парка.
Согласно заданию на проектирование, являющимся неотъемлемой частью данного контракта, последующая реконструкция нефтерезервуарного парка будет производиться с учетом требований Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008. СНиП, указанных в предписании, что подтверждается выпиской из государственного контракта, а также задания на проектирование. Настоящий контракт был исполнен 01 июня 2019 года.
По разработанной проектной документации, после доведения денежных средств из федерального бюджета, комбинатом, ориентировочно в период 2022- 2023 г.г., будет заключен контракт по полной реконструкции нефтерезервуарного парка, которая будет предусматривать хранилища нефтепродуктов с автоматизированной системой пожаротушения.
Таким образом, считает, что комбинатом приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и привлечение к административной ответственности по протоколу № 80 от 24.09.2021г. - необоснованно. Просит суд производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ОНД и ПР по Козульскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридическое лицо - ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва - обязано соблюдать требования пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что постановлением главного государственного инспектора Козульского района Красноярского края по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении № от 15.09.2020г. ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В период с 06 по 17 сентября 2021 г. государственным инспектором Козульского района Красноярского края по пожарному надзору, на основании решения органа государственного контроля (надзора) №25 от 20 августа 2021г. проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара №128/1/1 от 26 августа 2020г.
В ходе проверки выявлено невыполнение ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва в установленный в предписании срок - до 1 сентября 2021 г. пункта 128/1/1 предписания о необходимости оборудования автоматической системы пожаротушения ёмкостного сооружения для наземного хранения легковоспламеняющихся горючих жидкостей объемом 5000 м3 (резервуары нефтепродуктов РВС-5000), что зафиксировано в акте проверки от 17 сентября 2021 г. №25.
24 сентября 2021 г. по факту невыполнения предписания должностным лицом ОНД и ПР по Козульскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю в отношении ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, учредителем ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва является Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, собственником имущества ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва является Правительство Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв). Комбинат находится в ведении Росрезерва и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва, в отношении закрепленного за ним имущества обладает правом оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 1.6 Устава запасы государственного материального резерва, независимо от их размещения, здания, сооружения и другое имущество, входящее в систему государственного материального резерва комбината, а также земельные участки, на которых они расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного материального резерва, являются федеральной собственностью.
В силу пункта 3.7 Устава комбинат не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без согласия Росрезерва.
Согласно технического паспорта резервуар объемом 5000 м3 построен и введен в эксплуатацию в 1966 году.
Как установлено в судебном заседании, для переоборудования всего резервуарного парка комбината, в пределах доведённых денежных средств из федерального бюджета между ФГКУ комбинат «Чулым» Росрезерва и Обществом с ограниченной ответственностью «ОргНефтеСтрой» 21.06.2017 был заключен контракт №1-ЗА/2017 на разработку проектной документации на реконструкцию нефтерезервуарного парка.
Согласно заданию на проектирование, являющимся неотъемлемой частью данного контракта, последующая реконструкция нефтерезервуарного парка будет производиться с учетом требований Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008. СНиП, указанных в предписании, что подтверждается выпиской из государственного контракта, а также задания на проектирование. Настоящий контракт был исполнен 01 июня 2019 года.
По разработанной проектной документации, после доведения денежных средств из федерального бюджета, комбинатом, ориентировочно в период 2022- 2023 г.г., будет заключен контракт по полной реконструкции нефтерезервуарного парка, которая будет предусматривать хранилища нефтепродуктов с автоматизированной системой пожаротушения.
Факт проведения реконструкции в ходе производства по делу не подтвержден.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пунктов 2, 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Согласно Уставу ФГУП комбинат «Чулым» Росрезерва обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. (пункт1.12).
Таким образом, финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Приведенные выше обстоятельства указывают на то, что ФГУП комбинат «Чулым» Росрезерва приняты исчерпывающие меры по соблюдению норм и правил по выявленным нарушениям, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность..
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что ФГУП комбинат «Чулым» Росрезерва необоснованно вменены повторные нарушения требований пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным характеристикам, а сведений об их принадлежности ФГУП комбинат «Чулым» Росрезерв не имеется.
На момент составления протокола, должностным лицом не проверены, значимые сведения для данного конкретного дела об административном правонарушении, необходимые условия для установления вины юридического лица не установлены, допущенные юридическим лицом нарушения, квалифицировать как объективную (или субъективную) сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ нет оснований.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в деянии состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Чулым» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления через Козульский районный суд Красноярского края.
Судья: О.В. Чижикова