ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-183/2018 от 18.04.2018 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

Дело №5-183/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Надым 18 апреля 2018 года

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Горлова И.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении должностного лица

ФИО1, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л :

Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в ходе проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, в период времени с 24.01.2018 по 23.02.2018 года проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что ООО «Газпром энерго» в части деятельности Новоуренгойского филиала осуществляет эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ на территории Надымского и Пуровского районов ЯНАО.

В Новоуренгойской службе энерговодоснабжения, Заполярном управлении энерговодоснабжения, Ямбургском управлении энерговодоснабжения осуществлены выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с *дата* по *дата*, на объектах: <данные изъяты> в результате которых в окружающую среду за 2017 год выброшено вредных (загрязняющих) веществ массой 300,404 тонны.

В соответствии с п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, включая нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов, включая предельно допустимые выбросы.

При этом, согласно п. 1 ст. 14 указанного закона № 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании разрешения, выданного уполномоченным органом, которое устанавливает предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

В нарушение указанных требований федерального законодательства ООО «Газпром энерго» в период с *дата* по *дата* при эксплуатации стационарных производственных объектов допустило выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух массой 300,404 тонны в отсутствии установленных нормативов и в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Общество имело возможность не допускать нарушения природоохранного законодательства путем приостановления хозяйственной деятельности до разработки проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выбросы данных веществ в атмосферный воздух.

Действия должностного лица квалифицированы прокурором по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении – главный инженер Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго» <данные изъяты> - в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассматривается в отсутствие лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

Помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихарев С.А. постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении поддержал по доводам, в нем изложенным.

Исследовав материалы дела, судья приход к следующему.

Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В силу ст. 1 ФЗ от *дата* № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», под предельно допустимым нормативом вредного физического воздействия на атмосферный воздух понимается норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.

Частями 1 и 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ, предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются, помимо прочего, нормативы предельно допустимых выбросов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что вина должностного лица главного инженера Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго» <данные изъяты>. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от *дата* (л.д. 1-4); объяснением <данные изъяты> (л.д. 5); постановлением о проведении административного расследования от *дата* (л.д. 8-9); материалами, полученным в ходе административного расследования: перечнем источников выбросов загрязняющих веществ по Уренгойскому филиалу ООО «Газпром энерго» (л.д. 10-11); справкой о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов Новоуренгойской производственной службы энерговодоснабжения за 2017г. (л.д. 12); справкой о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов Ямбургского управления за 2017г. (л.д. 13); справкой о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов Заполярного управления за 2017г. (л.д. 14); формами отчета 2-ТП (воздух) за 2017 год в отношении Ямбургского управления энерговодоснабжения Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго», в отношении Новоуренгойской производственной службы энерговодоснабжения Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго», в отношении Заполярного управления энерговодоснабжения Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго», в соответствии с которыми всего за отчетный период вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу выброшено соответственно 181,305 тонн, 23,334 тонны, 97,765 тонн, из которых ни один не имеет установленных нормативов предельно допустимого выброса (раздел 3 отчета), а также пояснительными записками к статотчетам (л.д. 15-34); пояснительной запиской инженера по охране окружающей среды <данные изъяты> (л.д. 37-39); представлением Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора об устранении нарушений закона (л.д. 40-41); планом мероприятий по устранению нарушений в соответствии с представлением (л.д. 44-45); санитарно-эпидемиологическим заключением от 14.03.2017г., 11.01.2018г., *дата* (л.д. 46-48); сведениями о юридическом лице (л.д. 52); приказом *№ обезличен* Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго» о назначении ответственным за природоохранную деятельность филиала главного инженера <данные изъяты> (л.д. 55-56); должностной инструкцией главного инженера (л.д. 57-66); копией приказа о приеме на работу <данные изъяты> на должность главного инженера с *дата* по 02.11.2018г. (л.д. 67); копией паспорта <данные изъяты> (л.д. 68-69).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в период с *дата* по *дата* при эксплуатации стационарных производственных объектов ООО «Газпром энерго» допустило выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух массой 300,404 тонны в отсутствии установленных нормативов и в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исследовав представленные доказательства, являющиеся допустимыми, согласующимися между собой и достаточными для разрешения дела, судья признает ФИО1 виновным в совершении деяния в форме выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

В силу ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом РФ 30.04.2012 года, предусматривают, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п.7).

Судья не находит оснований для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности, поскольку недостаточная активность Общества в период 2016-2017 годов в получении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не соответствует конституционному принципу необходимости охраны окружающей среды и не способствует укреплению правопорядка и обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

Наличие санитарно-эпидемиологического заключения на проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не подменяет собой необходимость осуществления Обществом и лицом, ответственным за природоохранную деятельность филиала ФИО1 действий, предусмотренных законом и соблюдение правопорядка в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3.1, ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1).

При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При установленных по делу обстоятельствах судья полагает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Законных оснований для снижения установленного санкцией статьи минимального размера штрафа суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Оплату штрафа произвести не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по следующим реквизитам: ИНН <***>, КПП 890101001, БИК 047182000, Получатель УФК по ЯНАО, р/с <***>, лицевой счет <***>, КБК 41511690010016000140, УИН 0.

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, через Надымский городской суд, в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья:

Постановление в окончательной форме принято 21.04.2018 года.

Копия верна. Судья суда

Постановление не вступило в законну ю силу: 21.04.2018 года

Подлинник хранится в деле № 5-216/2018 в Надымском городском суде.