ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 5-184/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 декабря 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.
при секретаре Купцовой С.Н.
с участием
представителя НОУ ВПО «Институт управления,
бизнеса и права» ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права», расположенного по адресу: г
У С Т А Н О В И Л:
Советником отдела лицензионного контроля и контроля качества образования Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора в отношении НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» составлен протокол №АП-ЛЗ-14/ВП/Л/З/К об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ от 28 ноября 2011 года.
В данном протоколе указано, что на основании приказа Рособрнадзора or 17.11.2011 № 234 4 проводилась внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт Управления, Бизнеса и Права» г. Пятигорск лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе данной проверки установлено, что Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт Управления, Бизнеса и Права» г. Пятигорск велась образовательная деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, выразившимся в нарушении пп. «а», «б» и «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации or 16 марта 2011 г. № 174 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).
Требования и условия к образовательным учреждениям при осуществлении образовательной деятельности установлены следующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:
«...а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым = соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются: «а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения».
В соответствии с п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»:
«...6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.»
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 Таможенное дело, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации ФИО2 05.01.2006, (далее - ГОС ВПО по специальности 080115 Таможенное дело);
«6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса: для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста таможенного дела должны быть соответствующие условия и необходимое материально-техническое оснащение для проведения практических занятий по наблюдению, обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию ориентирующей и доказательственной информации, в том числе приборы для рентгеновского, оптического и дозиметрического контроля таможенных объектов; поисковые средства (зеркала, эндоскопы, щупы, осветители, металлоискатели и др.); средства для отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров (руд, металлов, химических веществ, драгоценных материалов, OB, BB, наркотиков и др.); приборы для контроля валюты и документов ("Версия", "Регуля" и др.); средства оперативной связи и охраны и т.д.»
В результате контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт Управления, Бизнеса и Права» были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлений образовательной деятельности.
В нарушение пп. «а», п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и требований п. 6.4 ГОС ВПО по специальности 080115 Таможенное пело в лабораториях института отсутствует необходимое материально-техническое оснащение для проведения практических занятий по наблюдению, обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию ориентирующей и доказательственной информации, в частности, приборы для рентгеновского, дозиметрического контроля таможенных объектов; поисковые средства; средства для отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров и др..
В нарушение пп. «б», п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в филиале вуза отсутствуют: 1) учебные планы по заочной форме обучения по специальности 030501 Юриспруденция "для обучающихся на 2-6 курсах в том числе по сокращенным программам, а также по направлению подготовки бакалавров 030900 Юриспруденция для обучающихся, принятых в 2011 году на первый курс; 2)рабочие программы по учебным дисциплинам, предусмотренным учебным планом по специальности 030501 Юриспруденция: «Теория доказательств в уголовном процессе», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Юридическое делопроизводство», «Избирательное право», «Проблемы криминалистики»; 3) учебные планы по образовательной программе 080115.65 Таможенное дело (ГОС) по заочной форме обучения и по сокращенным программам обучения, учебные планы и рабочие программы по специальности 036401 Таможенное дело (ФГОС)очной и заочной форм обучения для обучающихся, принятых в 2011 году на первый курс; 4) рабочие программы по специальности 080115 Таможенное дело следующих дисциплин, указанных в учебном плане: «Математика», «Физико-химический анализ товаров», «Права человека», «Обеспечение прав граждан», «Моделирование /информационных систем», «Торгово-экономические отношения России в современных условиях», «Основы системного анализа управления в таможенном деле»; 5) по специальности 080115 Таможенное дело программы практик (учебной, таможенной, преддипломной); 6) учебные планы для сокращенной формы обучения по специальности 080105 финансы и кредит для обучающихся на 3-м и 4-м курсах; 7) учебные планы по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика, разработанные и утвержденные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747, для обучающихся, принятых на обучение в 2011 году.
Программы дисциплин: «Финансы бюджетных организаций», «Производные генные бумаги», «Рынок ценных бумаг», «Учет и операционная деятельность в банке», «Страхование», «Деньги, кредит, банки», «Экономика организаций госпредприятий) », «Менеджмент», «Мировая экономика», «Бюджетная система РФ» вузом не утверждены; порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) вузом не установлен.
В нарушение пп. «г», п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 030501 Юриспруденция, 080105 Финансы и кредит, 080115 Таможенное дело с учетом выполняемой нагрузки в соответствии с представленным штатным расписанием и трудовыми договорами доля преподавателей с учеными степенями и званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса по образовательным программам высшего профессионального образования, составляет , что ниже лицензионного норматива.
В нарушение пп. 5 п. 5 статьи 20 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в вузе отсутствуют сведения о прохождении повышения - квалификации преподавателями института.
Указанные нарушения подтверждаются имеющимися в вузе документами, актом проверки вуза комиссией Рособрнадзора от 28.11.2011 № 14/ВП/Л/З/К и свидетельствуют о наличии в действиях Негосударственного образовательного убеждения высшего профессионального образования «Институт Управления, Бизнеса и Права» (г. Пятигорск), признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность юридического лица, допустившего административное правонарушение.
В судебном заседании ректор НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал. Административные правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, в отношении НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», с которым ознакомлен и им подписан, имеют место. В настоящее время ими предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений, ряд из которых устранены.
Просит суд применить к юридическому лицу НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа с учетом того, что продолжается учебный процесс.
Суд, выслушав объяснения представителя НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Судом установлено, что НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» действует на основании Устава, утвержденного 09 июня 2009 года, согласно сведений которому учредителем является ФИО3, который создан по решению единственного учредителя ФИО3 как некоммерческая организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и реализующая образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» зарегистрировано как юридическое лицо.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО1 назначен на должность ректора НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права».
В силу ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательная деятельность образовательных учреждений подлежит лицензированию.
Как установлено судом, НОУ ВПО «ИУБиП» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности № № ДД.ММ.ГГГГ серия № и свидетельства о государственной аккредитации № № от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования РФ.
На основании приказа Рособрнадзора or 17.11.2011 № 2344 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт Управления, Бизнеса и Права» г. Пятигорск лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, которой установлено, что НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» велась образовательная деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а», «б» и «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации or 16 марта 2011 г. № 174 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).
В отношении НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» советником отдела лицензионного контроля и контроля качества образования Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора составлен протокол №АП-ЛЗ-14/ВП/Л/З/К об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ от 28 ноября 2011 года.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:
«...а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым = соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий являются: «а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения».
В соответствии с п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»: основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.»
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что в НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» г.Пятигорска отсутствуют: 1) учебные планы по заочной форме обучения по специальности 030501 Юриспруденция "для обучающихся на 2-6 курсах в том числе по сокращенным программам, а также по направлению подготовки бакалавров 030900 Юриспруденция для обучающихся, принятых в 2011 году на первый курс; 2)рабочие программы по учебным дисциплинам, предусмотренным учебным планом по специальности 030501 Юриспруденция: «Теория доказательств в уголовном процессе», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Юридическое делопроизводство», «Избирательное право», «Проблемы криминалистики»; 3) учебные планы по образовательной программе 080115.65 Таможенное дело (ГОС) по заочной форме обучения и по сокращенным программам обучения, учебные планы и рабочие программы по специальности 036401 Таможенное дело (ФГОС)очной и заочной форм обучения для обучающихся, принятых в 2011 году на первый курс; 4) рабочие программы по специальности 080115 Таможенное дело следующих дисциплин, указанных в учебном плане: «Математика», «Физико-химический анализ товаров», «Права человека», «Обеспечение прав граждан», «Моделирование /информационных систем», «Торгово-экономические отношения России в современных условиях», «Основы системного анализа управления в таможенном деле»; 5) по специальности 080115 Таможенное дело программы практик (учебной, таможенной, преддипломной); 6) учебные планы для сокращенной формы обучения по специальности 080105 финансы и кредит для обучающихся на 3-м и 4-м курсах; 7) учебные планы по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика, разработанные и утвержденные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747, для обучающихся, принятых на обучение в 2011 году.
Программы дисциплин: «Финансы бюджетных организаций», «Производные генные бумаги», «Рынок ценных бумаг», «Учет и операционная деятельность в банке», «Страхование», «Деньги, кредит, банки», «Экономика организаций госпредприятий) », «Менеджмент», «Мировая экономика», «Бюджетная система РФ» вузом не утверждены; порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) вузом не установлен.
Установленные судом обстоятельства, которые не опровергаются доводами представителя НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», свидетельствует о нарушении пп. «б», п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и п. 6.1 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Однако данные нарушения НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» на момент рассмотрения дела об административном правонарушении устранены, что является одним из смягчающих обстоятельств.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 Таможенное дело, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации ФИО2 05.01.2006, (далее - ГОС ВПО по специальности 080115 Таможенное дело), для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста таможенного дела должны быть соответствующие условия и необходимое материально-техническое оснащение для проведения практических занятий по наблюдению, обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию ориентирующей и доказательственной информации, в том числе приборы для рентгеновского, оптического и дозиметрического контроля таможенных объектов; поисковые средства (зеркала, эндоскопы, щупы, осветители, металлоискатели и др.); средства для отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров (руд, металлов, химических веществ, драгоценных материалов, OB, BB, наркотиков и др.); приборы для контроля валюты и документов ("Версия", "Регуля" и др.); средства оперативной связи и охраны и т.д.»
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что действиями НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» нарушены пп. «а», п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и требования п. 6.4 ГОС ВПО по специальности 080115 Таможенное дело, а именно в лабораториях отсутствует необходимое материально-техническое оснащение для проведения практических занятий по наблюдению, обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию ориентирующей и доказательственной информации, в частности, приборы для рентгеновского, дозиметрического контроля таможенных объектов; поисковые средства; средства для отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров и др.. Данный факт в судебном заседании подтвержден и объяснениями ректора данного учебного заведения.
Имеет место и нарушение пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 030501 Юриспруденция, 080105 Финансы и кредит, 080115 Таможенное дело с учетом выполняемой нагрузки в соответствии с представленным штатным расписанием и трудовыми договорами доля преподавателей с учеными степенями и званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса по образовательным программам высшего профессионального образования, составляет 38,8%, что ниже лицензионного норматива.
В нарушение пп. 5 п. 5 статьи 20 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в вузе отсутствуют сведения о прохождении повышения - квалификации преподавателями института.
По данному виду административного правонарушения Постановлением судьи Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо -Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права», юридический адрес: Ставропольский край, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей в доход государства, поэтому исходя из требований ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вина Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права» г.Пятигорска, в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается протоколом №АП-ЛЗ-14/ВП/Л/З/К об административном правонарушении от 28 ноября 2011 года; актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 28 ноября 2011 года; копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № №; приложением к лицензии; копией свидетельства о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № №; копией лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № № приложением к лицензии;.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
По мнению суда, юридическим лицом - Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Действия Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права» г.Пятигорска надлежит квалифицировать по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания суд учитывает характер административного правонарушения, раскаяния в совершенном правонарушении, устранении принятия мер к устранению выявленных административных правонарушениях, в связи с чем суд считает возможным применить к НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» меру административного наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 КоАП РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления, бизнеса и права», юридический адрес: Ставропольский край, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере рублей в доход государства, путем перечисления денежных средств на расчетный счет <***>, лицевой счет <***>, наименование получателя: УФК по г. Москве (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки), наименование банка: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России по г. Москва 705, БИК бака: 044583001, код ОКАТО 45286570000, ИНН <***>, КПП 770201001, КБК 07711607000010000140.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Судья Соловьянова Г.А.