Дело № 5-1844/20
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 декабря 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Лицей 65» (далее по тексту – АНО «Лицей 65»),
у с т а н о в и л:
20 июня 2019 года АНО «Лицей 65» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно пункту 1.4 Устава АНО «Лицей 65» лицей относится к типу общеобразовательных организаций.
Предметом деятельности лицея является общеобразовательная деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (пункт 2.2 Устава).
Основными видами деятельности лицея являются: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования; реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования, в том числе общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных предметов; реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования, в том числе общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных предметов, профильного обучения (пункт 2.4 Устава).
3 ноября 2020 года прокуратурой города Южно-Сахалинска по исполнение задания от 25 августа 2020 года № 7/3-14-2020 «Об организации проверки исполнения законодательства в деятельности научных и образовательных организаций» с привлечением должностных лиц министерства образования Сахалинской области проведена комиссионная проверка соблюдения АНО «Лицей 65» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки установлены признаки ведения образовательной деятельности.
В частности, в помещения лицея оборудованы учебные кабинеты, оснащенные учебной мебелью, наглядными учебными пособиями для начальной школы, кабинет химии с лаборантской и др.
На входе в лице размещено постоянное расписание занятий 1-4 классов и расписание звонков начальной и средней школы, наименование учебных занятий в расписании соответствует перечню обязательных учебных предметов, установленному пунктом 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373.
В учебных кабинетах имеются учебная литература (учебники по русскому языку, математике, музыке, окружающему миру, физической культуре и др), тетради по математике и геометрии, подписанные учениками лицея.
В классах находились дневники обучающихся, классный журнал, в оглавлении которого перечислены учебные занятия, страницы журнала заполнены учителями, в журнале отмечена посещаемость учбенхы дисциплин учениками.
Кроме того, при проверке были представлены трудовые договоры о приеме на работу учителей, договор о возмездном оказании услуг по проведению занятий по музыке, договоры с родителями учеников об организации семейного образования.
При этом, договоры на оказание семейного образования заключены с родителями индивидуальным предпринимателем ФИО6 (директор АНО «Лицей 65»), а трудовые договоры с учителями – АНО «Лицей 65» в лице директора ФИО6
Информация о ведении АНО «Лицей 65» образовательной деятельности размещена в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, в социальной сети <данные изъяты> размещена видеоинформация об организации образовательной деятельности в лицее.
Между тем, образовательная деятельность ведется АНО «Лицей 65» в отсутствие соответствующей лицензии на ее осуществление.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 12 ноября 2020 года первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска постановления о возбуждении в отношении АНО «Лицей 65» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое 25 ноября 2020 года направлено для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.
В судебное заседание законный представитель АНО «Лицей 65» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Присутствовавший при вынесении постановления о возбуждении производства по делу защитник Ахмедьянов В.К. к участию в деле не привлекался, поскольку согласно имеющемуся в деле ордеру последний наделен правом на защиту прав и законных интересов директора АНО «Лицей 65» ФИО6, доверенность или ордер на защиту интересов организации в деле отсутствуют.
Прокурор Малюта Е.И. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала.
Свидетель ФИО9, являющаяся начальником отдела лицензирования, аккредитации и контроля в сфере образования министерства образования Сахалинской области, которая принимала участие при проведении проверки соблюдения АНО «Лицей 65» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, обстоятельства, изложенные в справке по результатам проверки, подтвердила.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, в редакции, действующей на момент проведения проверки, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению., в частности, основной общеобразовательной программы начального общего образования, основной общеобразовательной программы основного общего образования, основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Из материалов дела следует, что АНО «Лицей 65» по адресу: <адрес>, в нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность АНО «Лицей 65» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 ноября 2020 года, справкой по результатам проверки АНО «Лицей 65» от 3 ноября 2020 года, Уставом АНО «Лицей 65», расписанием занятий и звонков для учащихся АНО «Лицей 65», тетрадями и дневниками учеников лицея, классным журналом, трудовыми договорами с учителями лицея, договором возмездного оказания услуг, договорами на организацию семейного образования, данными с Интернет сайта <данные изъяты>, правилами приема обучающихся в лицей, сведениями из социальной сети <данные изъяты>.
Действия АНО «Лицей 65» правильно квалифицированы по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем прихожу к выводу о наличии в действиях организации состава указанного административного правонарушения.
Обстоятельств, препятствующих выполнению АНО «Лицей 65» требований законодательства о лицензировании, не представлено.
Принимая во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая характер правонарушения, совершение которого существенно нарушает требования законодательства в сфере образования и лицензирования, судья считает необходимым назначить АНО «Лицей 65» административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
Обстоятельств для применения последствий, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного АНО «Лицей 65» административного правонарушения. Существенная угроза охраняемым правоотношениям в данном случае выражается в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Осуществляя образовательную деятельность, АНО «Лицей 65» должна была обеспечить выполнение возложенных на нее обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения требований законодательства.
Учитывая характер совершенного АНО «Лицей 65» административного правонарушения, объектом посягательства которого являются отношения в сфере образования и лицензирования, и, принимая во внимание, что организацией не представлены достаточные доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, оснований для снижения размера административного штрафа судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
автономную некоммерческую общеобразовательную организацию «Лицей 65», <данные изъяты>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей с перечислением суммы штрафа согласно следующим реквизитам: получатель - УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области, адрес: <...>), ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, расчетный счет № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, лицевой счет <***>, код доходов № 41511690010016000140.
Разъяснить АНО «Лицей 65», что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление по делу может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша