Дело № 5-1845/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2017 года.
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (<...>),
при секретаре Полегешко К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, <данные изъяты>
установил:
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1
В ходе судебного разбирательства установлено, что 14.09.2017 по процедуре таможенного транзита в регион деятельности таможенного поста аэропорт Омск Омской таможни прибыли товары в составе экспресс-грузов в адрес грузополучателя АО «ДХЛ Интернешнл» по транзитной декларации ТД 10005021/130917/0011648 и общей авианакладной №555 0514 8975. В составе данного экспресс-груза указан товар: «СИМ карты не активированные (не содержат устройств шифрования)», получателем товара является ФИО1 Согласно товаросопроводительных документов данный товар прибыл на таможенную территорию Евразийского экономического союза 07.09.2017, о чем свидетельствует отметка «Выгрузка разрешена», сделанная должностными лицами таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой). После завершения процедуры таможенного транзита товар был размещен на СВХ ОАО «Омский аэропорт» по ДО1 №1000096 от 14.09.2017 и проведен таможенный досмотр. По результатам таможенного досмотра установлено, что ввезены сим-карты, 2 шт., весом 0,11 кг. Данный товар в соответствии с ЕТН ВЭД Евразийского экономического союза классифицируется кодом 8523 52 900 9. Ключевые документы, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8523 52 900 9, включены в раздел 2.19 «Шифровальные (криптографические) средства» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, установленного Приложением №2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года №30 «О мерах нетарифного регулирования». Вышеуказанный товар ввезен ФИО1 на таможенную территорию ЕАЭС в нарушение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений.
По данному факту сотрудниками Омской таможни проводилось административное расследование, и в отношении ФИО1 уполномоченным по особо важным делам ОАР Омской таможни 25.10.2017 составлен протокол об административном правонарушении №10610000-581/2017, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
Должностное лицо Омской таможни, составившее протокол об административном правонарушении, Н.Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с требованием п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Должностное лицо органа, составившего протокол об административном правонарушении, С.М.В.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в ходе производства по делу установлено, что на территорию Российской Федерации поступил товар: сим-карты в количестве 2 шт. Ввоз указанного товара осуществил ФИО1, данные сим-карты заказал из Словакии. Для ввоза такого товара на территорию РФ необходимо наличие лицензии. ФИО1, осуществляя действия по ввозу товара, не получил разрешительные документы, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.16.3 КоАП РФ. ФИО1 событие правонарушения не оспаривал, свою вину признал, в содеянном раскаялся. ФИО1 пояснил, что допустил нарушение ввиду незнания таможенного законодательства. О том, что сим-карты включены в список как шифровальные криптографические средства, ФИО1 не знал. Полагает, что событие правонарушения доказано материалами дела. Просит признать ФИО1 виновным, назначить наказание в пределах санкции статьи.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ч.1ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии с п.1 ст.152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств осуществляются при наличии сведений о включении соответствующей нотификации в единый реестр нотификаций либо при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199, или заключения (разрешительного документа) по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45, что закреплено в п.5 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств (Приложение №9 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования") (далее - Положение).
Приложением №2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" определен перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. В разделе 2.19 поименованы ключевые документы(Код ТН ВЭД ЕАЭС 8523 52 900 9).
В соответствии с п.6 вышеназванного Положения помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии или сведений о нотификации. Помещение шифровальных (криптографических) средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта в целях обеспечения собственных нужд без права их распространения и оказания третьим лицам услуг в области шифрования (криптографии) осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации. Не требуется представление лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений о нотификации при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта операторами сотовой связи образцов тестовых сим-карт в целях международного обмена в количестве не более 20 штук.
Единый реестр нотификаций (перечень сведений о зарегистрированных согласующими органами государств-членов Союза нотификациях, публикуемый на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») не содержит информации о наличии действующей нотификации, распространяющейся на поступивший товар. Заключение (разрешительный документ) ФИО1 не представлен.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется как бездействие –несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Вина ФИО1 в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, подтверждается исследованными доказательствами, которыми являются:
- протокол об административном правонарушении №10610000-581/2017, составленный 25.10.2017 должностным лицом Омской таможни, согласно которому 14.09.2017 по процедуре таможенного транзита в регион деятельности таможенного поста аэропорт Омск Омской таможни прибыли товары в составе экспресс-грузов в адрес грузополучателя АО «ДХЛ Интернешнл» по транзитной декларации ТД 10005021/130917/0011648 и общей авианакладной №555 0514 8975. В составе данного экспресс-груза указан товар: «сим-карты не активированные (не содержат устройств шифрования)», получателем товара является ФИО1 Согласно товаросопроводительных документов данный товар прибыл на таможенную территорию Евразийского экономического союза 07.09.2017, о чем свидетельствует отметка «Выгрузка разрешена», сделанная должностными лицами таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой). После завершения процедуры таможенного транзита товар был размещен на СВХ ОАО «Омский аэропорт» по ДО1 №1000096 от 14.09.2017 и проведен таможенный досмотр. По результатам таможенного досмотра установлено, что ввезены СИМ карты, 2 шт., весом 0,11 кг. Данный товар в соответствии с ЕТН ВЭД Евразийского экономического союза классифицируется кодом 8523 52 900 9. Ключевые документы, классифицируемые кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 8523 52 900 9, включены в раздел 2.19 «Шифровальные (криптографические) средства» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, установленного Приложением №2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года №30 «О мерах нетарифного регулирования». Вышеуказанный товар ввезен ФИО1 на таможенную территорию ЕАЭС в нарушение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений (л.д.76-80);
- протокол изъятия вещей и документов от 25.09.2017, которым зафиксировано изъятие у гр. ФИО1 сим-карт в количестве 2 шт., весом 0,11 кг (л.д.7-10);
- фототаблица, на которой изображены сим-карты, обнаруженные в экспресс-грузе (л.д.11,26);
- протокол опроса ФИО1 от 25.09.2017 (л.д.12-14), объяснение ФИО1 от 15.09.2017 (л.д.39), в которых пояснил, что в начале сентября 2017 года позвонил другу ФИО2 и попросил выслать ему СИМ карты для мобильного телефона от словацкого оператора мобильной связи Orange. В качестве получателя указал компанию ДХЛ Интернешнл, где он работает. 14.09.2017 представить компании перевозчика сообщил о том, что его товар прибыл и для того, чтобы произвести таможенное оформление, необходимо представить разрешительные документы (нотификацию). Сим карты ему необходимы для личного пользования, разрешительных документов не имеет. О том, что на сим-карты распространяется разрешительный порядок ввоза и необходима нотификация не знал. Перечень товаров, являющихся шифровальными (криптографическими) средствами на сайте не проверял. Вину признает, в содеянном раскаялся;
- акт таможенного наблюдения от 14.09.2017, которым зафиксирован предварительный осмотр товара, прибывшего в адрес АО «ДХЛ Интернешнл» по а/н №555-05148975 от 13.09.2017 и индивидуальной накладной ДХЛ №5597042065, на СВХ ОАО «Омский аэропорт». Представителем грузополучателя было вскрыто и осмотрено 1 грузовое место, в котором обнаружено 2 картонных раскладывающихся буклета с сим- картами (в каждом буклете по 1 сим-карте) (л.д.25);
- акт таможенного досмотра (осмотра) №10610010/150917/000015 от 15.09.2017, согласно которому в закрытом помещении на складе временного хранения Омской таможни произведен таможенный досмотр товара по транзитной декларации ТД 10005021/130917/0011648, в ходе которого обнаружены сим-карты в количестве 2 шт. Сим-карты новые, не имеют следов эксплуатации и повреждений (не активированы). Сведения о нотификации на товаре и упаковке отсутствуют, страна производитель на товаре и упаковке не указаны, торговая марка предположительно «Orange» (л.д.28-38);
- объяснение Г.Е.С. от 15.09.2017 (л.д.41), протокол опроса Г.Е.С. от 23.10.2017 (л.д.62-63), в которых пояснил, что 14.09.2017 в их адрес прибыл экспресс-груз по транзитной декларации 10005021/130917/0011648 и общей авианакладной №555 0514 8975. В составе данного экспресс-груза указан товар «СИМ карты не активированные (не содержат устройств шифрования)». Согласно имеющимся сопроводительным документам данный товар пришел в адрес ООО «Группа компаний Империал». С целью выяснения обстоятельств заказа для последующего декларирования, он связался с получателем товара по номеру телефона, указанному в транспортных документах. Ему ответила девушка и сказала, что эти сим-карты заказывал их работник Сергей. Получатель пояснил ему, что данные сим-карты словацкого оператора мобильной связи были высланы ему другом для личного пользования для связи с друзьями, проживающими в Словакии. Заказ был оформлен на адрес компании, в которой он работает для удобства получения. Документы на данный груз у него отсутствовали;
- протокол опроса свидетеля К.С.В. от 29.09.2017, в котором пояснила, что работает на таможенном посту Аэропорт Омск Омской таможни в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля. 14.09.2017 по процедуре таможенного транзита в регион деятельности таможенного поста аэропорт Омск прибыли товары в составе экспресс-грузов в адрес грузополучателя АО «ДХЛ-Интернешнл» по ТД 10005021/130917/0011648 и общей авианакладной №555 0514 8975.В составе данного экспресс-груза указан товар «СИМ карты не активированные (не содержат устройств шифрования)». Получателем товара является гр. ФИО1 Согласно товаросопроводительных документов данный товар прибыл на таможенную территорию Евразийского экономического союза 07.09.2017, о чем свидетельствует отметка «Выгрузка разрешена», сделанная должностными лицами таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой). После завершения процедуры таможенного транзита товар был размещен на СВХ ОАО «Омский аэропорт» по ДО1 №1000096 от 14.09.2017 и на основании заявления декларанта проведено таможенное наблюдение. В составе товаров, осматриваемых грузополучателем, находился картонный конверт, в котором обнаружены две сим-карты, применяемые в мобильной связи от словацкой компании Orange ТМ. В информационных ресурсах, имеющихся в распоряжении таможенного органа, нет сведений о данном товаре и производителе в зарегистрированных нотификациях (уведомлениях). В целях обеспечения контроля полученных сведений было принято решение о проведении таможенного досмотра и направлено уведомление о предоставлении Заключения (разрешительного документ)а в отношении данного товара, на что было получено пояснения от представителя ДХЛ Г.Е.С. о невозможности предоставить разрешительные документы в виду их отсутствия у индивидуального грузополучателя, которым является ФИО1 Таким образом, по результатам проведенного таможенного контроля установлено, что ввезены СИМ карты 2 шт., весом 0,1 кг, не включенные в Единый реестр нотификаций (л.д.50-53);
- протокол опроса свидетеля М.Д.Ю. от 18.10.2017, в котором пояснил, что работает на таможенном посту Аэропорт Омск Омской таможни в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля. 14.09.2017 по заявлению представителя АО «ДХЛ-Интернешнл» руководством было поручено провести таможенное наблюдение при проведении представителем АО «ДХЛ-Интернешнл» предварительного осмотра товара, прибывшего по авианакладной №555 0514 8975 на СВХ ОАО «Омский аэропорт». Представителем грузополучателя Г.Е.С. было вскрыто и осмотрено одно грузовое место, в котором обнаружено два картонных раскладывающихся буклета с сим-картами (в каждом буклете по одной сим- карте) (л.д.58-59);
- протокол опроса свидетеля В.С.В. от 18.10.2017, в котором пояснил, что работает в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Омск Омской таможни. 15.09.2017 по поручения на досмотр им был проведен таможенный досмотр товара, прибывшего по авианакладной №555 0514 8975 на СВХ ОАО «Омский аэропорт», транзитная декларация 10005021/130917/0011648. Для досмотра представителем грузополучателя Г.Е.С. было предъявлено одно грузовое место, в котором обнаружено два картонных раскладывающихся буклета с сим-картами (в каждом буклете по одной сим-карте) (л.д.60-61);
- акт приема-передачи вещественных доказательств на хранение, составленный 26.09.2017, согласно которому на хранение в камеру хранения вещественных доказательств переданы сим-карты в количестве 2 шт., упакованные в полимерный мешок, опечатанный бумажным ярлыком обеспечения сохранности (л.д.64).
Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса, лицо ФИО1, который нарушил установленные запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд принимает признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, полагает необходимым применить к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.7, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (ст. 16.3Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), такой меры государственного принуждения, как конфискация предметов административного правонарушения, поскольку она с наибольшим эффектом достигнет цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – двух сим-карт, находящихся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Омской таможни по адресу: <...> ФИО3, д.27/31.
Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Л. Пархоменко