ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Березовского районного суда ФИО1-<адрес>-Югры ФИО6
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении юридического лица - частного образовательного учреждения «Березовский учебно-курсовой комбинат» (далее - ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат»), юридический адрес: 628140, РФ, <адрес>, ФИО1-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, ИНН-<***>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры (далее - Обрнадзор ХМАО-Югры) ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат».
Согласно протоколу № 24-ПВЛ-23/2014-ХМОО от ДД.ММ.ГГГГ, административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, выразилось в том, что в нарушение:
- п/п. Б п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» у ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» отсутствуют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для проведения практических занятий по образовательным программам профессионального обучения «оператор котельной», «стропальщик»;
- п/п. Г п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и ч.5 ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» отсутствуют разработанные и утвержденные Учреждением образовательные программы профессионального обучения, включающие в себя, в соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ, комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы («Оператор котельной», «Стропальщик», «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»). А также разработана, но не утверждена образовательная программа «промышленная безопасность опасных производственных объектов», «подготовка руководителей и специалистов организаций»;
- п/п.Д п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и ч.1 ст.46 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» в штате ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» имется педагогический работник, не соответствующий требованиям вышеуказанным нормам закона, не имеющий профессионального образования, не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, по реализуемой вышеуказанным Учреждением образовательной программе профессионального обучения «стропальщик».
Дело об указанном административном правонарушении направлено в Березовский районный суд ХМАО-Югры для разбирательства по существу и назначено к судебному рассмотрению.
Представитель ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» ФИО4 в судебном заседании факт административного правонарушения признал частично, подтвердив :
- отсутствие разработанных и утвержденных Учреждением образовательных программ профессионального обучения, включающих в себя в себя комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условий, формы, аттестации, который предоставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ( «оператор котельной», «стропальщик», слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования);
- наличие разработанной, но не утвержденной образовательной программы «промышленная безопасность опасных производственных объектов», подготовка руководителей и специалистов организаций»;
- отсутствие документов, подтверждающих соответствие преподавателя ФИО2 предъявляемым должности квалификационным требованиям, в том числе, подтверждающие обучение указанного педагогического работника в организации, осуществляющей деятельность по программам квалификации и программам профессиональной переподготовки;
- отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности для проведения практических занятий по образовательным программам профессионального обучения «оператор котельной», «стропальщик».
Между тем, представитель Учреждения не согласился с отсутствием в Учреждении материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в виде оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, предъявив в обоснование своих доводов ФИО1-Мансийского комплексного отдела, подтверждающие готовность к осуществлению лицензионной образовательной деятельности Учреждения по оснащению учебного класса для подготовке по профессии «стропальщик», «оператор котельной», «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования».
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию ст.19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Судьей установлено, что в ходе плановой выездной проверки деятельности ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» осуществленной старшим инспектором Обрнадзора ХМАО-Югры ФИО3 в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что:
- у ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» отсутствуют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для проведения практических занятий по образовательным программам профессионального обучения «оператор котельной», «стропальщик», чем нарушен п/п.Б п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации»;
- у ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» отсутствуют разработанные и утвержденные Учреждением образовательные программы профессионального обучения, включающие в себя, в соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ, комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы («Оператор котельной», «Стропальщик», «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»). А также разработана, но не утверждена образовательная программа «промышленная безопасность опасных производственных объектов», «подготовка руководителей и специалистов организаций», чем нарушен п/п.Г п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и ч.5 ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», а также п/п.Б п.5 (наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (для правоотношений, возникших до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного числа данное постановление утратило законную силу);
- в штате ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» имеется педагогический работник, не соответствующий требованиям вышеуказанным нормам закона, не имеющий профессионального образования, не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, по реализуемой вышеуказанным Учреждением образовательной программе профессионального обучения «стропальщик», а именно отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении у преподавателя ФИО5, чем нарушен п/п. Д п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и ч.1 ст.46 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим федеральным законом, другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми ФИО1 Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктом 5 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности (для правоотношений, возникших до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного числа данное постановление утратило законную силу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 966, утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктами 6 и 7 которого определены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (для правоотношений, возникших с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного числа данное постановление вступило в законную силу).
Согласно п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (для правоотношений, возникших до ДД.ММ.ГГГГ г.) грубым нарушением лицензионных требований и условий является нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 данного Положения.
В соответствии с пунктом 9 Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 указанного Положения.
Согласно п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (для правоотношений, возникших до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного числа данный закон утратил законную силу).
Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (для правоотношений, возникших с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанного числа данный закон вступил в законную силу).
При реализации образовательных программ профессионального обучения: «оператор котельной», «стропальщик» (учебный план), утвержденных Учреждением, предусматривается проведение производственного обучения (практического обучения), для реализации которых требуется наличие соответствующего материально-технического обеспечения.
Учреждением с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Березово заключен договор на проведение производственной практики студентов на предприятии от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, который предусматривает только предоставление предприятием мест для прохождения производственной практики и создание необходимых условий для выполнения учащимися программы производственной практики. Предоставление предприятием необходимого для проведения производственной практики материально-технического обеспечения договорами не предусмотрено.
Учреждением с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Березово заключен договор на проведение производственной практики студентов на предприятии от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, который предусматривает только предоставление предприятием мест для прохождения производственной практики и создание необходимых условий для выполнения учащимися программы производственной практики. Предоставление предприятием необходимого для проведения производственной практики материально-технического обеспечения договорами не предусмотрено.
В целях приобретения обучающимися профессиональных умений и навыков, определенных квалификационными требованиями. Учреждению требуется наличие соответствующего материально-технического обеспечения, которое во время проведения проверки отсутствовало. По итогам визуального осмотра помещений Учреждения лицом, уполномоченным на проведение проверки, совместно с привлеченным экспертом также не установлено наличие указанного материально- технического обеспечения образовательной деятельности, необходимого для реализации образовательных программ «оператор котельной», «стропальщик».
Частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом ""Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности "по дополнительным профессиональным программам) определяет, что содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ).
Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей, образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 678, к должностям педагогических работников отнесена должность «преподаватель».
Единым квалификационным справочником (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 21240) (далее - Единый ; квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должности: «преподаватель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» суд исследовал представленные доказательства по делу: сопроводительное письмо № 30-исх-705 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4); протокол об административном правонарушении (л.д.5-12); приказ № 30-ОД-391 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-18); приказ № 30-ОД-443 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19);
ФИО1 проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-26); устав (л.д.27-36); лицензии (л.д.38-42); договор на проведение производственной практики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-44); письмо б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45); справка о материально-техническом обеспечении (л.д.46-48); информация (л.д.49); приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50); расписание (л.д.51-64, 8993); журнал занятий (л.д.64-83, 94-102); протокол приема комплексного экзамена от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84, 85); приказы (л.д.86, 87, 103); учебный план (л.д.88, 104-109); кадровое обеспечение (л.д.110-111); штатное расписание (л.д.112); диплом (л.д.113); удостоверение (л.д.114); приказ о приеме на работу (л.д.115); трудовой договор № 2от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116-118); заявление (л.д.119).
Доказательства, имеющиеся в деле, в совокупности подтверждают наличие в действиях ЧОУ «Березовский учебно-курсовой комбинат» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Довод представителя Учреждения о наличии материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в виде оборудования помещений Учреждения стендами, макетами, учебными пособиями в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, опровергается материалами дела, в том числе, справкой на л.д.45-48, а представленные представителем Учреждения ФИО1-Мансийского комплексного отдела, подтверждающие готовность к осуществлению лицензионной образовательной деятельности Учреждения по оснащению учебного класса для подготовке по профессии «стропальщик», «оператор котельной», «слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования», судом не приняты во внимание, поскольку датированы 2010 годом.
Учитывая, что правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ, а выявлено ДД.ММ.ГГГГ, то суд признает данное административное правонарушение длящимся.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.4.1-4.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - частное образовательное учреждение «Березовский учебно-курсовой комбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на 45 (сорок пять) суток.
Постановление может быть обжаловано в суд ФИО1-<адрес>-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья ФИО7
Постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ на компьютере.