ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-184/2021 от 24.03.2021 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 марта 2021 года с. Ермаковское, ул. К.Маркса, 120.

Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Шабловский А.О.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Морозовой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

Исаковой Ирины Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, работающей руководителем Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края, проживающей по адресу: <адрес> (паспорт выдан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении руководителя Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исаковой И.В., 18 января 2021 года заместителем прокурора Ермаковского района Красноярского края Варыгиным Р.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Согласно постановлению заместителя прокурора Ермаковского района Красноярского края Варыгина Р.С. от 18 января 2021 года, прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Ермаковского района требований бюджетного законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая среда».

В ходе проверки установлено, что 17 января 2020 года между администрацией Ермаковского района и Министерством образования Красноярского края заключено соглашение в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», о предоставлении субсидии из бюджета Красноярского края местному бюджету на создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в 2020-2022 годах.

Во исполнение вышеуказанного соглашения 17 августа 2020 года между Управлением образования администрации Ермаковского района и обществом с ограниченной ответственностью «Б2 Интеграция» заключен контракт № 30 на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 1.1 Контракта поставщик обязуется осуществить поставку ноутбуков в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с п. 2.1 цена контракта составляет 2 826 450 рублей. Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено, что он вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31 декабря 2020 года.

14 октября 2020 года Управлением образования в адрес ООО «Б2 Интеграция» направлена претензия в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом на осуществление закупки товара, нарушении требований п. 3.1 Контракта о поставке ноутбуков поставщиком в срок не позднее 16 сентября 2020 года.

23 ноября 2020 года Управлением образования в адрес ООО «Б2 Интеграция» направлена аналогичная претензия, однако, обязательства по поставке ноутбуков ООО «Б2 Интеграция», не исполнило.

21 декабря 2020 года Управление образования администрации Ермаковского района в одностороннем порядке отказалось от исполнения контракта на поставку ноутбуков, чем нарушило взятые на себя обязательства.

Действия должностного лица – руководителя Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исаковой И.В. в постановлении заместителем прокурора Ермаковского района Красноярского края квалифицированы по ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения – нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферы, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансферов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В судебном заседании участвующий прокурор Морозова М.А. пояснила о том, что должностное лицо – руководитель Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исакова И.В., являясь получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферы, нарушила порядок и условия расходования межбюджетного трансфера, что выразилось в несвоевременном заключении контракта, что повлекло сокращенные сроки поставки товара; в том, что денежные средства межбюджетного трансфера до конца 2020 года расходованы не были, а также в том, что указанным должностным лицом до истечения 2020 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вследствие чего межбюджетный трансфер израсходован не был, за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - руководитель Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исакова И.В., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, посредством телефонной связи просила о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем, судья, руководствуясь положениями ч.ч. 2,3 ст. 25.1 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело без ее участия.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 января 2021 года изложено объяснение Исаковой И.В., согласно которому она вину в совершении административного правонарушения не признала, поскольку контракт заключен вовремя, все претензионные действия соблюдены в полном объеме.

Выслушав мнение участвующего прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 января 2020 года между Министерством образования Красноярского края и администрацией Ермаковского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Красноярского края местному бюджету на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020-2022 годах (далее – Соглашение) (л.д. 57-71).

Согласно п. 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета Красноярского края в 2020-2022 годах бюджету Ермаковского муниципального района субсидии на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020-2022 годах, в соответствии с лимитами средств бюджета Российской Федерации в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» государственной программы Красноярского края «Развитие образования» (далее – Субсидия).

Согласно п.п. 2.1-2.3 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Ермаковского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в 2020 году составляет 4 240 774 рубля 00 копеек. При этом общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Красноярского края бюджету Ермаковского муниципального района в 2020 году, исходя из выраженного в процентах об общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, уровня софинансирования, равного 99,00%, в 2020 году составляет не более 4 198 274 рублей 00 копеек.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ):

- к финансовым органам относятся: Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

- главными распорядителями бюджетных средств (главными распорядителями средств соответствующего бюджета) являются: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

- к распорядителям бюджетных средств (распорядителям средств соответствующего бюджета) относятся: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

- получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) являются: органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исходя из изложенного, в рассматриваемой правовой ситуации Управление образования администрации Ермаковского района Красноярского края являлось получателем бюджетных средств.

Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, предоставленная Субсидия является межбюджетным трансфером.

В соответствии с п. 3.2 Соглашения Субсидия предоставляется при выполнении Ермаковским муниципальным районом определенных условий, условия и порядок предоставления указанной субсидии прокурором не оспариваются.

Согласно п.4.3.9 Соглашения муниципалитет обязуется возвратить в бюджет Красноярского края не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.2 Соглашения, в случае, если не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток Субсидии не перечислен в доход бюджета Красноярского края, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Красноярского края в порядке, установленном приказом Министерства финансов Красноярского края от 23.11.2009 № 105 «Об утверждении Порядка взыскания в доход краевого бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансферов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, не перечисленных в доход краевого бюджета».

Согласно п. 7.4 Соглашения внесение в настоящее Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений результатов регионального проекта, а также продление сроков реализации результатов, не допускается в течение всего срока действия настоящего Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления Субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Во исполнение указанного выше Соглашения между Управлением образования администрации Ермаковского района, выступающим в качестве заказчика в лице руководителя Исаковой И.В. и ООО «Б2 Интеграция», выступающим в качестве поставщика 17 августа 2020 года заключен контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, для обеспечения муниципальных нужд (далее – Контракт) (л.д. 15-25).

Согласно п. 1.1 Контракта поставщик обязался осуществить поставку ноутбуков (товар) в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с п. 2.3 Контракта источниками финансирования Контракта являются: бюджет Ермаковского муниципального района, бюджет Красноярского края и федеральный бюджет.

Согласно п. 2.4 Контракта расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 15 рабочих дней со дня поставки товара и подписанием заказчиком оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных поставщиком счета/счета-фактуры и/или товарной (товарно-транспортной) накладной.

В соответствии с п.3.1 Контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта (16 сентября 2020 года), при этом согласно п.п. 4.1.1 и 4.4.6 Контракта поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, а заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п.п. 10.1, 10.2 Контракт действует по 31 декабря 2020 года, его расторжение допускается, в том числе в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

14 октября 2020 года руководителем Управления образования администрации Ермаковского района Исаковой И.В. в адрес ООО «Б2 Интеграция» направлена претензия в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом на осуществление закупки товара, в виду нарушения п. 3.1 Контракта, выразившегося в том, что на момент 14 октября 2020 года товар поставщиком заказчику не поставлен (л.д. 27).

В ответ на указанную претензию 21 октября 2020 года директором ООО «Б2 Интеграция» Пустошиловым М.П. направлена информация, согласно которой поставщиком подтвержден факт нарушения срока поставки товара, указано, что поставщик принимает все возможные меры, чтобы поставить товар в полном объеме до 15 декабря 2020 года (л.д. 28).

23 ноября 2020 года и.о. руководителя Управления образования администрации Ермаковского района Носовой С.А. в адрес ООО «Б2 Интеграция» направлена повторная претензия аналогичного содержания (л.д.30).

В ответ на указанную претензию 02 декабря 2020 года директором ООО «Б2 Интеграция» Пустошиловым М.П. направлена информация, согласно которой поставщиком подтвержден факт нарушения срока поставки товара, указано, что поставка товара по контракту от 17 августа 2020 года до конца 2020 года невозможна (л.д. 31).

21 декабря 2020 года руководителем Управления образования администрации Ермаковского района Исаковой И.В. принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на поставку ноутбуков, вследствие нарушения поставщиком п. 3.1 Контракта, с учетом того, что, согласно ответу на претензию от 23 ноября 2020 года поставщик сообщил о том, что поставка по Контракту до конца 2020 года невозможна.

В соответствии с ч.9 ст.25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено в пункте 10.2 Контракта. В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абзац 3 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).

Факты неисполнения ООО «Б2 Интеграция» обязательств по контракту в части своевременной поставки получателю товара установлены и подтверждаются письмами самого поставщика от 21 октября 2020 года и от 02 декабря 2020 года.

Допущенное поставщиком нарушение, выразившееся в не поставке товара в полном объеме в согласованные сроки, являются существенным. Заключая контракт, заказчик был вправе рассчитывать на исполнение принятых поставщиком обязательств, поскольку товары поставлялись в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и являлись значимыми.

Принимая во внимание обязательство администрации Ермаковского района предусмотренное п.4.3.9 Соглашения, согласно которому муниципалитет обязуется возвратить в бюджет Красноярского края не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, а также то, что согласно письму директора ООО «Б2 Интеграция» от 02 декабря 2020 года о том, что товар до конца 2020 года поставлен не будет, судья приходит к выводу о том, что в данном случае, само по себе принятие решения руководителем Управления образования администрации Ермаковского района Исаковой И.В. об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на поставку ноутбуков, при указанных обстоятельствах, не является нарушением получателем средств бюджета, которому предоставлен межбюджетный трансфер, порядка и условий расходования межбюджетного трансфера.

Кроме этого, как следует из материалов дела, расходование Субсидии, предоставленной на основании Соглашения, в 2020 году фактически не осуществлялось в виду того, что товар поставщиком поставлен не был.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Как следует из дополнительно представленных материалов, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 21 декабря 2020 года поставщик получил 28 января 2021 года и в течение 10 дней устранил нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, то есть поставил товар в полном объеме, что подтверждается товарной накладной и актом приема-передачи товара от 04 февраля 2021 года, а также уплатил пени и штраф в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту, что подтверждается платежным поручением № 47 от 26 февраля 2021 года.

В связи с этим 05 февраля 2021 года руководителем Управления образования администрации Ермаковского района Исаковой И.В., с учетом письма заместителя министра просвещения Российской Федерации от 11 января 2021 году о переносе средств по федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» на 2021 год, вынесено Решение от отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Оценивая иные доводы, изложенные участвующим прокурором в судебном заседании, касающиеся несвоевременности заключения Контракта, неоправданно сокращенных сроков поставки товара, не освоения денежных средств межбюджетного трансфера до конца 2020 года, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором указывается событие административного правонарушения, то есть формулируется вменяемое лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

При указанных обстоятельствах, доводы, изложенные участвующим прокурором в судебном заседании, касающиеся несвоевременности заключения Контракта, неоправданно сокращенных сроков поставки товара, что не вменялось должностному лицу в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, во внимание приняты быть не могут.

Что касается доводов прокурора о не освоении денежных средств межбюджетного трансфера до конца 2020 года, причины по которым указанные денежные средства не были освоены, подробно проанализированы в постановлении, при этом нарушений условий и порядка расходования межбюджетного трансфера, не установлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.2 ч.1 и п. 1 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица – руководителя Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исаковой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – руководителя Управления образования администрации Ермаковского района Красноярского края Исаковой Ирины Викторовны, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.О. Шабловский