ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-184/2022 от 03.08.2022 Пинежского районного суда (Архангельская область)

дело № 5 – 184/2022

Мотивированное постановление изготовлено 3 августа 2022 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

село Карпогоры 2 августа 2022 года

Судья Пинежского районного суда Архангельской области Вторая И.А.,

с участием в судебном заседании 2 августа 2022 года:

помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Моисеенко В.С.,

защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Томилова С.В. (по доверенности),

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

федерального казённого учреждения «Колония – поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», расположенного по адресу: , ИНН/КПП /, ОРГН , к административной ответственности не привлекавшегося,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях от 16 июня 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении федерального казённого учреждения «Колония – поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ КП – 19, учреждение, КП-19).

Согласно указанному постановлению 16 июня 2022 года на имя начальников исправительных учреждений Архангельской области во исполнение статей 6, 33, 34 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») в целях выявления в поднадзорных учреждениях возможных фактов нарушения прав осужденных, в том числе в ФКУ КП-19, направлено письменное требование от 28 января 2021 года №*** (далее - Требование).

В данном Требовании начальникам учреждений указано незамедлительно сообщать по телефону надзирающему за учреждением работнику прокуратуры, в том числе о фактах обнаружения у осужденных телесных повреждений и травм с последующим безотлагательным направлением факсимильной связью (№***), либо электронной почтой () письменного специального донесения с досылом в течение 24 часов с момента происшествия материалов, указанных в приложении № 1.

Разъяснено, что в соответствии со статьёй 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечёт административное наказание.

Требование сотрудниками ФКУ КП-19 изучено, что подтверждается ведомостью ознакомления.

Вместе с тем, несмотря на установленный срок предоставления информации, требование прокурора не было исполнено, что подтверждено следующими обстоятельствами.

В Архангельскую прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратура) 11 мая 2022 года из ФКУ КП-19 посредством факсимильной связи поступило донесение о происшествии с осуждённым ФИО1, согласно которому 10 мая 2022 года в 11 часов 10 минут при медицинском осмотре последнего в МЧ-№*** ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России выявлена инфицированная рана пяточной области правой стопы, осложнённая флегмоной. Из объяснений ФИО1 следует, что травму он получил около 07 часов 30 минут 09 мая 2022 года, наступив на улице на ржавый гвоздь.

Однако администрацией КП-19 проигнорировано требование о необходимости предоставления в прокуратуру материалов (справки по личному делу, приговор, медицинские документы, объяснения осуждённого, рапорты должностных лиц, направление на медицинское освидетельствование) в течение 24 часов с момента обнаружения у осуждённого ФИО1 телесных повреждений. Необходимые документы, в нарушении указанных в Требовании положений, представлены я прокуратуру уполномоченными лицами КП-19 только 13 мая 2022 года (через двое суток после направления специального донесения), и лишь после направления со стороны прокуратуры соответствующего требования от 12 мая 2022 года о предоставлении информации по данному факту.

Вышеизложенное подтверждается специальным донесением КП-19, поступившим в прокуратуру 11 мая 2022 года, сопроводительным письмом КП-19 от 13 мая 2022 года №***, объяснениями врио начальника КП-19 ФИО2, журналом №*** регистрации информации о происшествиях в КП-19, другими материалами проверки.

Требование Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 28 января 2021 года на момент предоставления в прокуратуру полного пакета документов по о факту обнаружения у осуждённого ФИО1 телесных повреждений и травм действовало, не изменялось, не отменялось, администрацией КП-19 не оспаривалось.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В адрес КП-19 прокуратурой 31 марта 2022 года внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выявленных в марте 2022 года, которое рассмотрено 17 мая 2022 года на совещании у врио начальника КП-19 ФИО2.

Согласно представленному ответу от 17 мая 2022 года №***, в нарушение требований статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сведений о принятых мерах по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, отраженных в представлении от 31марта 2022 года, в нём не имеется. Кроме того, указанные сведения также отсутствуют в протоколе совещания у врио начальника КП-19 от 17 мая 2022 года.

Так, администрацией КП-19 оставлены без внимания и не приняты меры к устранению следующих нарушений: отсутствие светового оповещения «Выход» над эвакуационным выходом из спального помещения отряда карантин, не оборудованы системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании бани с прачечной, центральной котельной, слесарной группы, дизельной электростанции, столовой «Нижнего склада», склада готовой продукции, овощехранилища, единого обогревательного помещения, здания - коровника, отсутствие огнезащитного покрытия на чердачных помещениях зданий слесарной группы и диспетчерского учреждения.

Вышеизложенное подтверждается ответом на представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства от 17 мая 2022 года №***, протоколом совещания у врио начальника КП-19 ФИО2, объяснениями врио начальника КП-19 ФИО2, другими материалами проверки.

Учитывая изложенное, юридическим лицом - КП-19 умышленно не выполнено требование статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Возможность соблюдения указанного положения законодательства у юридического лица имелась, объективных причин, препятствующих его исполнению, в ходе проверки не установлено, делинквентом не представлено.

Систематическое, умышленное игнорирование требований прокурора препятствует своевременному и надлежащему исполнению прокуратурой возложенных на неё функций по осуществлению надзора за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осуждённых, порядка и условий их содержания в КП-19.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении прокурор Моисеенко В.С. поддержал доводы, изложенные в обоснование постановления от 16 июня 2022 года. Суду пояснил, что информирования прокуратуры с предоставлением полного пакета документов согласно требованию в установленные сроки не поступало, в связи с чем фактически требование прокурора не выполнено, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ.

Защитник ФКУ КП – 19 Томилова С.В. вину учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, признал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, прихожу к следующему правовому выводу.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьёй 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 6 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

Согласно статье 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

По делу установлены следующие обстоятельства.

28 января 2021 года прокурором принято требование №*** (далее – требование от 28 января 2021 года), вытекающее из его полномочий в сфере надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, перечисленных в статье 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно требованию от 28 января 2021 года начальнику ФКУ КП-19 необходимо незамедлительно сообщать по телефону надзирающему за учреждением работнику прокуратуры, в том числе о фактах обнаружения у осужденных телесных повреждений и травм с последующим безотлагательным направлением факсимильной связью (№***), либо электронной почтой () письменного специального донесения с досылом в течение 24 часов с момента происшествия материалов, указанных в приложении № 1.

Требование 28 января 2021 года направлено в адрес ФКУ ИК-19 и получено учреждением, с ним ознакомлены сотрудники КП-19, о чём свидетельствует ведомость ознакомления сотрудников.

Помощник прокурора ФИО3 рапортовал 11 мая 2022 года Архангельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО4 о следующем.

В период с 05 января 2020 года по 18 февраля 2020 года в адрес прокуратуры не были представлены материалы о водворении в ШИЗО в отношении осуждённых ФИО5. (дата водворения 05 января 2020 года), ФИО6 (07 февраля 2020 года), ФИО7. (17 февраля 2020 года).

11 мая 2022 года из КП-19 посредством факсимильной связи поступило донесение о происшествии с осужденным ФИО1, согласно которому 10.05.2022 в 11 часов 10 минут при медицинском осмотре последнего в МЧ-№*** ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России выявлена инфицированная рана пяточной области правой стопы, осложнённая флегмоной. Из объяснений ФИО1 следует, что травму он получил около 07 часов 30 минут 09.05.2022, наступив на улице на ржавый гвоздь.

Однако администрацией КП-19 проигнорировано требование о необходимости предоставления в прокуратуру материалов (справки по личному делу, приговор, медицинские документы, объяснения осужденного, рапорты должностных лиц, направление на медицинское освидетельствование) в течение 24 часов с момента обнаружения у осужденного ФИО1 телесных повреждений.

Необходимые документы, в нарушении указанных в Требовании положений, представлены прокуратуру уполномоченными лицами КП-19 только 13 мая 2022 (через двое суток после направления специального донесения), и лишь после направления со стороны прокуратуры соответствующего требования от 12 мая 2022 года №*** о предоставлении информации по данному факту.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями врио начальника КП-19 ФИО2, журналом №*** регистрации информации о происшествиях в КП-19.

В адрес КП-19 прокуратурой 31 марта 2022 года внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выявленных в марте 2022 года, которое рассмотрено 17 мая 2022 года на совещании у врио начальника КП-19 ФИО2.

Согласно представленному ответу от 17 мая 2022 года №***, в нарушение требований статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», сведений о принятых мерах по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, отражённых в представлении от 31 марта 2022 года, в нём не имеется. Кроме того, указанные сведения также отсутствуют в протоколе совещания у врио начальника КП-19 от 17 мая 2022 года.

Таким образом, администрацией КП-19 оставлены без внимания и не приняты меры к устранению нарушений по пожарной безопасности.

Вышеизложенное подтверждается ответом на представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства от 17 мая 2022 года №***, протоколом совещания у врио начальника КП-19 ФИО2, объяснениями врио начальника КП-19 ФИО2, объяснением ФИО8.

В связи с невыполнением требований прокурора 16 июня 2022 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, которое наряду с другими материалами передано на рассмотрение по подведомственности.

Доказательства объективной невозможности выполнения требований прокурора в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные заслуживающие внимание обстоятельства, исключающие виновность юридического лица, не установлены.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших ФКУ КП-19 исполнить законные требования прокурора, не установлено, вследствие чего деяние учреждения является виновным.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, препятствует надлежащему обеспечению задач и функций государства в области законодательства об административных правонарушениях (к числу которых, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений), поэтому представляет существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям. Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. В связи с изложенным данное административное правонарушение в рассматриваемом случае малозначительным признано быть не может.

За совершенное правонарушение ФКУ ИК-1 подлежит административному наказанию.

Учитывая характер совершённого правонарушения, степень вины юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, имущественное и финансовое положение юридического лица (бюджетное финансирование учреждения также не исключает ответственность юридического лица по инкриминируемому административному правонарушению), считаю необходимым назначить ФКУ КП-19 наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ для юридических лиц.

Принимая во внимание изложенное, считаю возможным назначить ФКУ КП-19 административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.00 коп.

Руководствуясь статьями 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

признать федеральное казённое учреждение «Колония – поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», расположенное по адресу: , ИНН/КПП /, ОРГН , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, который перечислить на счёт Управления Федерального казначейства (прокуратура Архангельской области), расчётный счёт в ГРКЦ ГЦУ Банк России по Архангельской области, ИНН , КПП , КБК , ОКТМО .

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, а также должностным лицом, вынесшим постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Судья И.А. Вторая