УИД 60RS0019-01-2021-000456-87
Дело № 5 –185 /2021 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
17 июня 2021 года г. Порхов
Судья Порховского районного суда Псковской области Сиротенко В.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
УСТАНОВИЛ:
По итогам проведенной, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ о/д Счетной палатой области Камеральной проверки целевого расходования межбюджетных трансфертов из областного бюджета на финансовое обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов за 2019 - 2020 годы, установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 533402 рублей (341685 рублей в 2019 году, 191717 рублей в 2020 году) Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Солнышко», находящимся по адресу г. Порхов, Мельничная набережная, дом №2а.
Законами Псковской области от 28.12.2018 года №1910-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и от 28.12.2019 года № 2040-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию «Порховский район» предусмотрены межбюджетные трансферты на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях:
на 2019 год в сумме 825 000 рублей (таблица 9 приложения № к закону о бюджете), поступило из областного бюджета — 825 000 рублей или 100%);
на 2020 год - 750 000 рублей (таблица 2 приложения № к закону о бюджете), поступило из областного бюджета 750 000 рублей или 100%).
Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных организациях утверждено Постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями).
Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов является финансовое обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов в муниципальных дошкольных организациях.
В соответствии с п. 3.2. Положения о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальные дошкольные организации обеспечивают целевое использование иных межбюджетных трансфертов по статьям расходов, а именно: на оплату труда и начисления, на выплаты по оплате труда; на оплату работ, услуг, в том числе: услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользованием имуществом, прочих работ и услуг; на прочие расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для муниципальных нужд; на увеличение стоимости основных средств; на увеличение стоимости материальных запасов.
Уточненные бюджетные ассигнования на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в разрезе кодов бюджетной классификации (раздел, подраздел. целевая статья, вид расходов, дополнительная классификация) утверждены Финансовым управлением Порховского района для МБДОУ «Детский сад «Солнышко» ДД.ММ.ГГГГ на выполнение муниципального задания в сумме 344782 рублей, в том числе на расходы на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных учреждениях по муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям в сумме 375000 рублей.
Управлением образования Порховского района с учреждением заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2019 году на сумму 344782 рублей.
Муниципальное задание на 2019 год и плановый период на 2020 и 2021 годов утверждено Управлением образования Порховского района ДД.ММ.ГГГГ.
В 2019 году в соответствии с доведенным муниципальным заданием учреждение выполняло 5 видов муниципальных услуг, в числе которых предусмотрены услуги: реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (адаптированная образовательная программа). категорией потребителей которой. являются дети - инвалиды в возрасте от 3 до 8 лет; присмотр и уход детей - инвалидов.
Объем указанных муниципальных услуг на 2019 год установлен в количестве 4 человек и не изменен. Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества и объема муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, установлены в размере 5%.
Согласно отчету о выполнении муниципального задания за 2019 год муниципальные услуги: реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (адаптированная образовательная программа). категорией потребителей которой являются дети - инвалиды в возрасте от 3 до 8 лет; присмотр и уход детей – инвалидов, потребителями которых являются дети-инвалиды, выполнен на 100% ( 4 чел).
В соответствии с платежными поручениями главным распорядителем бюджетных средств — Управлением образования Порховского района в 2019 году учреждению перечислено иных межбюджетных трансфертов на воспитание и обучение детей-инвалидов в рамках субсидии на выполнение муниципального задания в сумме 375000 рублей.
По договору о бухгалтерском обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ№ учреждением переданы полномочия по ведению бухгалтерского учета МКУ « Центр финансового обслуживания».
Согласно представленным МКУ «Центр финансового обслуживания» к проверке первичным документам (договорам, счетам-фактурам, товарным накладным) на общую сумму 375000 рублей средства субсидии в рамках выполнения муниципального задания в 2019 году израсходованы на приобретение: спортивного оборудования, развивающих игр и игрушек, мебели.
При этом, представленные договоры на поставку, счета-фактуры, товарные накладные на сумму 341685 рублей не содержат информации о категории детей, в целях которых приобретены вышеуказанные материальные ценности, что в неполной мере может свидетельствовать о целевом использовании денежных средств.
Кроме того, в соответствии с платежными поручениями главным распорядителем бюджетных средств — Управлением образования Порховского района в 2020 году учреждению перечислено иных межбюджетных трансфертов на воспитание и обучение детей-инвалидов в рамках субсидии на выполнение муниципального задания в сумме 300000 рублей (исходя из норматива на 4 детей).
Согласно представленным МКУ «Центр финансового обслуживания» к проверке первичным документам (договорам, счетам-фактурам, товарным накладным) на общую сумму 300100 рублей средства субсидии в рамках выполнения муниципального задания в 2020 году израсходованы на приобретение: спортивного оборудования, развивающих игр, игрушек дидактического материала мебели, двери металлической, посуды.
Представленные договоры на поставку, счета-фактуры, товарные накладные на сумму 191717 рублей не содержат информации о категории детей, в целях которых приобретены вышеуказанные материальные ценности.
Таким образом, представленные к проверке первичные документы на общую сумму 191717 рублей не подтверждают целевой характер расходования иных межбюджетных трансфертов, связанных с воспитанием и обучением детей - инвалидов.
Согласно пунктам 4.2, 4.7 Устава МБДОУ «Детский сад «Солнышко», утвержденного приказом Управления образования Порховского района от ДД.ММ.ГГГГ№, единоличным исполнительным органом МБДОУ «Детский сад «Солнышко» является заведующий учреждением, который обязан обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств.
Таким образом, заведующей МБДОУ «Детский сад «Солнышко» ФИО1 обязанности по обеспечению целевого характера использования предусмотренных бюджетных средств - межбюджетных трансфертов на воспитание и обучение детей - инвалидов в рамках субсидии на выполнение муниципального задания, не исполнены, что повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств в сумме 533348 рублей.
Действия заведующей МБДОУ «Детский сад «Солнышко» ФИО1 в части нецелевого использования бюджетных средств не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 свою вину признала, выразила раскаяние в содеянном и пояснила, что фактически денежные средства, выделенные по межбюджетным трансфертам на воспитание и обучение детей - инвалидов в рамках субсидии на выполнение муниципального задания как в 2019 году, так и в 2020 году были направлены на приобретение товаров для детей инвалидов, о чем свидетельствует и характер приобретенных товаров и оплаченных услуг. Однако, в платежных документах не имеется самостоятельной строки на приобретение товаров исключительно для детей - инвалидов, и поскольку бухгалтерской отчетностью занимается иная организация, она как заведующая не проследила, чтобы подобное указание обязательно отображалось в платежных документах. На сегодняшний день она обратилась с соответствующей претензией в организацию, занимающуюся соответствующей отчетностью об устранении нарушений, а также неоднократно обращалась в Управление образования и Администрацию Порховского района о разъяснении каким образом приобретение товаров для детей –инвалидов должно отображаться в бухгалтерских документах, но ответа до настоящего времени не получила. То есть, данное административное правонарушение ею было совершено не умышлено, а по неосторожности, в связи с чем, просит суд о снисхождении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – аудитор Счетной палаты Псковской области ФИО2 в судебное заседание не явилась. Представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Её неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях лица состава административного правонарушения по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 15.14 КоАП РФ установлено, что использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного г. до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как усматривается из материалов дела, Законами Псковской области от 28.12.2018 года №1910-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию «Порховский район» предусмотрены межбюджетные трансферты на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных организациях утверждено Постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями).
Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов является финансовое обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов в муниципальных дошкольных организациях.
В соответствии с п. 3.2. Положения о порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальные дошкольные организации обеспечивают целевое использование иных межбюджетных трансфертов по статьям расходов, а именно: на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; на оплату работ, услуг, в том числе: услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользованием имуществом, прочих работ и услуг; на прочие расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для муниципальных нужд; на увеличение стоимости основных средств; на увеличение стоимости материальных запасов.
Уточненные бюджетные ассигнования на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в разрезе кодов бюджетной классификаиии (раздел, подраздел. целевая статья, вид расходов, дополнительная классификация) утверждены Финансовым управлением Порховского района для МБДОУ «Детский сад «Солнышко» ДД.ММ.ГГГГ на выполнение муниципального задания в сумме 3447820 рублей, в том числе: по КБК № «Расходы на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных учреждениях по муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям» в сумме 375000 рублей.
Управлением образования Порховского района с учреждением заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2019 году на сумму 3447820 рублей.
Муниципальное задание на 2019 год и плановый период на 2020 и 2021 годов утверждено Управлением образования Порховского района ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ о/д, Счетной палатой области, проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 533402 рублей (341685 рублей в 2019 году, 191717 рублей в 2020 году) по финансовому обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов за 2019 - 2020 годы.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, как и её вина в его совершении, помимо ее собственных признательных показаний, также подтверждается, исследованными в суде: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, копией Устава МБДОУ « Детский сад « Солнышко», копией трудового договора, согласно которому ФИО1 является заведующей дошкольного учреждения, копией письма прокуратуры Порховского района от ДД.ММ.ГГГГ№ о наличии в действиях юридического лица нецелевого использования денежных средств, копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ с протоколом разногласий, копиями соглашений о порядке и условия предоставления субсидии в 2019 и в 2020 годах, копиями платежных поручений о перечислении субсидии МБДОУ « Детский сад « солнышко в 2019 и 2020 годах на общие суммы 375000 рублей и 300000 соответственно, копиями отчетов о выполнении муниципального задания за 2019 и 2020 года, копиями договоров поставки, платежных документов по расходованию субсидии за 2019 и 2020 года, не содержащими указаний о целевом направление денежных средств, объяснениями ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что она признавала факт нарушения заполнения бухгалтерских документов, но отрицала факт нецелевого использования денежных средств, которые как в 2019 так и в 2020 году были потрачены исключительно на приобретение товаров для детей, в том числе инвалидов, проходящих адаптацию в общих группах и использующих приобретенные товары наравне с другими детьми группы. Фактически неправильное заполнение бухгалтерских документов по незнанию явились случайным стечением обстоятельств и не были совершены ею умышлено и не могут самостоятельно свидетельствовать о том, что денежные средства субсидии были потрачены на иные цели, а не для приобретения товаров для детей -инвалидов.
Вместе с тем, некорректным заполнением подотчетных и бухгалтерских документов, должностным лицом были нарушены ст. 38 и 162 Бюджетного кодекса РФ, то есть допущено использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом, данные действия не содержит уголовно наказуемого деяния.
Содеянное ФИО1 административное правонарушение, суд квалифицирует по ст. 15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Санкция ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд принимает во внимание, то, что ФИО1 ранее не привлекалась к административной ответственности, вину признала и в содеянном раскаялась, имеет незначительный доход, кроме того, совершенные ею действия по невнесению в бухгалтерские документы указаний на их целевое назначение не носили умышленного характера и не причинили существенного вреда охраняемым законом интересам, а равно не причинили имущественного вреда.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в ст. 2.9 КоАП РФ, действия, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, может быть признано малозначительным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее правонарушение, освобождается от административной ответственности.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в Постановлении Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях.
Учитывая, что ФИО1, не имела прямого умысла на нарушение Бюджетного законодательства РФ, поскольку предприняла меры как по недопущению, так и по устранению нарушений еще до её привлечения к административной ответственности, о чем свидетельствуют фактическое приобретение товаров для детей – инвалидов, направление соответствующих запросов о разъяснении и требований об обязательном указании в платежных поручениях цели платежа, что в своей совокупности может свидетельствовать об отсутствие каких-либо общественно опасных последствий содеянного. Оценивая установленные по делу обстоятельства, наличие в действиях ФИО1 формальных признаков вмененного ей административного правонарушения, отсутствие каких-либо общественно опасных последствий содеянного, суд приходит к выводу, что имевшее место правонарушение не может быть расценено как явно представляющее существенное нарушения охраняемых законом общественных правоотношений.
В данном случае, возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины правонарушителя.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьей 2.9, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
постановил:
Дело об административном правонарушении N 5-185/2021 года, возбужденное в отношении должностного лица заведующей МБДОУ Порховского района « Детский сал « Солнышко» - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Освободить ФИО1 от административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с объявлением ей устного замечания.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Порховский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Судья подпись Сиротенко В.В.
Копия верна: судья
Порховского районного суда Сиротенко В.В.
Постановление вступило в законную силу, не обжаловалось.