ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1860/17 от 17.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 17 января 2018 г.

Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Асламбекова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ПАО «Астраханское стекловолокно», расположенного по адресу <адрес>, ИНН <№>, КПП <№>, ОГРН <№> от <дата обезличена>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Астраханское стекловолокно» нарушены требования природоохранного законодательства при следующих обстоятельствах.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ПАО «Астраханское стекловолокно».

В ходе проверки было установлено, что ПАО «Астраханское стекловолокно» при эксплуатации стационарных источников выбросов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ - пыль неорганическая, формальдегид, этановая кислота, пыль стекловолокна, натр едкий, керосин, пыль бумаги, пыль абразивная, диЖелезо триоксид, азот оксида, углерод оксида, марганец и его соединения, азот диоксида, сера диоксида в атмосферный воздух без разрешения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, что является нарушением ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ.

В судебном заседании представитель ПАО «Астраханское стекловолокно» ФИО1, действующая на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения признала, пояснив, что деятельность, связанная с выбросом источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, была легализована в установленном законом порядке в кратчайшие сроки, просила суд в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П назначить наказание ниже низшего предела.

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор по <адрес>, ведущий специалист – эксперт отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>ФИО3 просила суд признать ПАО «Астраханское стекловолокно» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не возражала назначить минимальное наказание.

Судья, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.

Санкция данной статьи предусматривает наказание на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В силу требований ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как установлено в судебном заседании, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ПАО «Астраханское стекловолокно», в ходе которой было установлено нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, предусмотренные ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По факту выявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес><дата обезличена> в отношении ПАО «Астраханское стекловолокно» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается факт нарушения юридическим лицом требований законодательства «Об охране атмосферного воздуха», что подтверждается проведенной проверкой, в ходе которой выявлено допущение нарушения правил охраны атмосферного воздуха в виде выбросов вредных веществ в атмосферу без специального разрешения.

Судья, проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к выводу о виновности ПАО «Астраханское стекловолокно» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в ходе проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> установлены нарушения требований природоохранного законодательства.

Вина ПАО «Астраханское стекловолокно» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <дата обезличена>, журналом НМУ, проектом ПДВ, разрешением на выбросы вредных загрязняющих веществ, сведениями об охране атмосферного воздуха за <дата обезличена> по форме 2ТП (воздух), декларацией за <дата обезличена>.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П устанавливаемые Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства. До внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Принимая во внимание правовую позицию изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, судья считает возможным назначить ПАО «Астраханское стекловолокно» наказание в виде штрафа в размере 90000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3.9, 4.1, 29.10, ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – ПАО «Астраханское стекловолокно, расположенное по адресу <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере девяносто тысяч рублей.

Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Астраханской области (Управление Росприроднадзора по Астраханской области), расчетный счет: <***> в отделении Астрахани г. Астрахань; ИНН <***>; БИК 041203001; ОКТМО 12701000001; КПП 301501001, КБК 048 11625050 01 6 000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды), протокол об административном правонарушении №06-896/2017 от 06.12.2017 года.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток.

Судья Г.А. Асламбекова