№ 5-1865/2022
УИД 18RS0004-01-2022-003140-07
Постановление
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
27 июля 2022 года г.Ижевск
Судья Индустриального районного суда г.Ижевска УР Чернышова Э.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица начальника Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска ФИО1, -Дата- года рождения, уроженки ..., зарегистрированной по адресу: ..., ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
в ходе контрольного мероприятия «Проверка законности предоставления и целевого использования субсидий, выделенных из городского бюджета на реализацию муниципальной программы муниципального образования «Город Ижевск» «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Ижевск», проводимого Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Ижевск» в Управлении по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска (далее - Управление по социальной поддержке населения) в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 8 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 17.11.2011 №200, пунктом 1.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Ижевск» на -Дата- год, утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Ижевск» от -Дата-№, выявлено нарушение главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в результате перечисления денежных средств на лицевые счета получателей по истечении установленного соглашениями срока.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 раскаялась в совершенном административном правонарушении, вину признала, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку просрочка в перечислении денежных средств получателю субсидии явилась незначительной – 2 дня, обусловлена особенностью процесса выделения средств субсидии из бюджета, документооборотом, какие-либо последствия, которые бы повлекли существенные нарушения охраняемых общественных правоотношений, не наступили, средства субсидии доведены до получателей, освоены, проекты реализованы.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 поддержала доводы ФИО1
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 возражала против прекращения производства по делу по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку состав правонарушения установлен, наступление последствий не требуется. Нарушение выявлено в ходе проверки по итогам -Дата- года.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил следующее.
Согласно положениям статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
К бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств в том числе относится обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения об Управлении по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска (далее – Управление по социальной поддержке населения), утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 31 мая 2007 года №275 (далее – Положение №275), Управление по социальной поддержке населения является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организационно-правовая форма Управления как юридического лица - муниципальное казенное учреждение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий, в том числе результаты их предоставления, устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.
Постановлением Администрации города Ижевска от 18 декабря 2019 года №2494 утверждена муниципальная программа муниципального образования «Город Ижевск» «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования «Город Ижевск».
Ответственным исполнителем по муниципальной программе является Управление по социальной поддержке населения.
Решением Городской думы города Ижевска от 17 декабря 2020 года №64 в городском бюджете на -Дата- год на реализацию основного мероприятия «Поощрение и поддержка инициатив социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления» данной муниципальной программы утверждены бюджетные ассигнования в сумме 3 500,00тыс.руб.
Согласно муниципальной программе в составе данного основного мероприятия реализуется мероприятие «Городские конкурсы социально значимых проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления».
Общая сумма бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Управлению по социальной поддержке населения на -Дата- год на проведение городских конкурсов социально значимых проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления (далее – СО НКО и ТОС), составила 3 500,00тыс.руб.
Постановлением Администрации города Ижевска от 05.04.2017 №109 утвержден Порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и территориальному общественному самоуправлению по результатам городского конкурса социально значимых проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления (далее – Порядок предоставления субсидий СО НКО и ТОС).
В 2021 году проведены два городских конкурса социально значимых проектов и программ СО НКО и ТОС.
По результатам городских конкурсов с 21 победителем из 27 участников конкурсов Управлением по социальной поддержке населения, как главным распорядителем бюджетных средств, заключены соглашения о предоставлении субсидий.
Согласно положениям пункта 2.5 Порядка предоставления субсидий СО НКО и ТОС субсидия перечисляется на лицевой счет получателя, открытый в Управлении финансов Администрации города Ижевска, в соответствии с заключенным соглашением.
Согласно пунктам 3.2, 4.1 соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между Управлением по социальной поддержке населения и социально ориентированными некоммерческими организациями, главный распорядитель бюджетных средств обязан предоставить получателям субсидии из бюджета муниципального образования «Город Ижевск» и обеспечить их перечисление на лицевые счета получателей не позднее десятого рабочего дня, следующего за днем подписания соглашений.
Проверкой своевременности перечисления Управлением по социальной поддержке населения субсидий на лицевые счета получателей установлены случаи, когда в нарушение пункта 2.5 Порядка предоставления субсидий СО НКО и ТОС, пунктов 3.2, 4.1 соглашений о предоставлении субсидий денежные средства перечислены на лицевые счета получателей по истечении установленного срока.
Так, последним днем срока для перечисления субсидий по соглашениям, заключенным -Дата-, являлось -Дата-.
Согласно платежным поручениям, по соглашению от -Дата-№, заключенному с Общественной организацией инвалидов и ветеранов радиационных аварий - Республиканским обществом «Союз Чернобыль» Удмуртской Республики, и по соглашению от -Дата-№, заключенному с Общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов ..., субсидии перечислены на лицевые счета получателей -Дата-, то есть с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Так, часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, являются должностные лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Управлением по социальной поддержке населения руководит на принципах единоначалия начальник, который действует без доверенности от имени Управления. В своей деятельности начальник Управления по социальной поддержке населения руководствуется действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Распоряжением Администрации ... от -Дата-№-к на должность начальника Управления по социальной поддержке населения назначена ФИО1.
Согласно пункту 3.5 Положения № начальник Управления организует его работу и обеспечивает исполнение полномочий Управления по социальной поддержке населения.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения №, Управление по социальной поддержке населения осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета муниципального образования «Город Ижевск», предусмотренных на реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, именно ФИО1 является надлежащим субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.155 КоАП РФ.
На основании положений пункта 6 статьи 264.1 БК РФ, постановления Администрации ... от -Дата-№ «О передаче полномочий» полномочия структурных подразделений Администрации города Ижевска по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению осуществляет Управление финансов Администрации города Ижевска через его подведомственное муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности».
Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от -Дата-№-п утвержден Регламент взаимодействия между структурными подразделениями Администрации города Ижевска и муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского учета и отчетности» (далее – МКУ «ЦБУиО») при осуществлении им полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению (далее – Регламент взаимодействия).
Между Управлением по социальной поддержке населения и МКУ «ЦБУиО» (далее - Стороны) заключено Соглашение присоединения к Регламенту взаимодействия от -Дата-№.
Права, обязанности и ответственность Сторон определяются Регламентом взаимодействия и Соглашением присоединения к Регламенту взаимодействия.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия Управление по социальной поддержке населения обязуется своевременно предоставлять МКУ «ЦБУиО» необходимую информацию, сведения, первичные документы в бумажном или электронном виде, принимаемые к учету МКУ «ЦБУиО», по согласованным срокам и формам в соответствии с Графиком документооборота и условиями Регламента взаимодействия (пункт 4.1.1 Регламента взаимодействия).
Первичные учетные документы, которые представляются на бумажных носителях информации, передаются в МКУ «ЦБУиО» на основании реестра документов (далее - Реестр). Документы считаются переданными с даты отметки входящей корреспонденции на сопроводительном Реестре (пункт 6.3 Регламента взаимодействия).
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3 Соглашения присоединения к Регламенту взаимодействия МКУ «ЦБУиО» обязуется обеспечивать качество и своевременность выполняемых работ, проводить финансовые операции строго по распоряжению Управления по социальной поддержке населения.
Регламентом взаимодействия установлено, что МКУ «ЦБУиО» обязано выполнять централизуемые полномочия в полном объеме, и в установленные сроки, согласно Графику документооборота (пункт 4.2.1 Регламента взаимодействия).
Согласно подпункту 47 Графика документооборота, для перечисления денежных средств получателям субсидий Управление по социальной поддержке населения не позднее 3-х рабочих дней до наступления срока оплаты должно представить в МКУ «ЦБУиО» соответствующий Реестр. Перечисление денежных средств осуществляется МКУ «ЦБУиО» не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем поступления документа.
Согласно Реестру, подписанному работниками Сторон, документы для перечисления субсидий по соглашениям от -Дата- №№, № представлены Управлением по социальной поддержке населения в МКУ «ЦБУиО» в последний день установленного срока для перечисления субсидии (-Дата-), то есть с нарушением Графика документооборота на 3 рабочих дня, что повлекло несвоевременное перечисление денежных средств получателям (фактически субсидии перечислены МКУ «ЦБУиО» на лицевые счета получателей -Дата-, то есть с нарушением установленного соглашениями срока на 2 рабочих дня).
В соответствии с пунктом 4.7 Соглашения присоединения к Регламенту взаимодействия МКУ «ЦБУиО» не отвечает за несвоевременную уплату налоговых и других обязательных платежей, если данные по оплате не предоставлены Управлением по социальной поддержке населения в соответствии с Графиком документооборота.
На основании вышеизложенного, ФИО1 не обеспечено исполнение обязанностей Управления по социальной поддержке населения, как главного распорядителя бюджетных средств, по своевременному перечислению субсидий получателям, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Нахожу совершение ФИО1 административного правонарушения доказанным:
- протоколом об административном правонарушении № от -Дата-, отразившим событие административно правонарушения, совершенного ФИО1;
- копиями соглашений о предоставлении субсидий от -Дата- №№, №;
- копиями платежных поручений от -Дата- №№, №;
- копией Реестра документов о перечислении денежных средств, представленных в МКУ «ЦБУиО» -Дата-;
- копией Табеля учета использования рабочего времени Управления по социальной поддержке населения за май -Дата- года.
- объяснениями ФИО1
Событие административного правонарушения, совершенного ФИО1 достоверно установлено из содержания вышеперечисленных доказательств.
Доказательства судом проверены, являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ; установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при их рассмотрении, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Таким образом, действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 15.15.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом, следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Доводы ФИО1 не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностных лиц административного органа, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Однако, действия ФИО1 свидетельствуют о твердом намерении впредь не допускать нарушения законодательства, доводы лица не расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административного правонарушения и не свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению законодательства.
На основании изложенного, учитывая характер совершенного правонарушения, незначительное нарушение срока предоставления субсидии (на два дня), направление необходимых документов для предоставления субсидии в МКУ «ЦБУиО» в установленные сроки, особенности бюджетного процесса и документооборота, роль правонарушителя, отсутствие вреда, последствий, считаю возможным освободить ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения, считаю возможным освободить ее от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9 КоАП РФ, судья
решил:
производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г.Ижевска.
Судья Э.Л. Чернышова