ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1869/20 от 22.01.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-29/2021 (№5-1869/2020)

Постановление в окончательной форме составлено 22 января 2021 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 января 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Мишина Г.Ю., (<...>),

рассмотрев административный материал в отношении:

открытого акционерного общества «Северное Морское Пароходство» ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** из *** прибыло без груза транспортное средство международной перевозки ***, судовладелец открытое акционерное общество «Северное Морское Пароходство».

При осуществлении таможенного контроля таможенному органу перевозчиком представлены документы и сведения в электронном виде посредством программы КПС «***» (судовое дело №***).

В представленной таможенному органу генеральной (общей) декларации судна *** в графе 16 указано, что на судне *** нет.

В ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прибытия транспортного средства международной морской перевозки *** был проведен таможенный осмотр транспортного средства, в результате которого был установлен незаявленный в документах перевозчика товар.

*** с целью идентификации товара проведен таможенный досмотр, в результате которого установлено, что обнаруженный товар – ***. Из объяснений капитана судна установлено, что указанный предмет является ***

Таможенное декларирование указанного товара не производилось.

Данный товар был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от *** и помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни.

*** по данному факту в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

*** по результатам административного расследования в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

*** административное дело в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебное заседание представитель ОАО «Северное Морское Пароходство», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и защитник не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В письменных пояснениях защитник Лыпарь Р.П. указал, что Общество не согласно с привлечением к административной ответственности, поскольку были предприняты все зависящие от него меры для исключения нарушения таможенных правил. В случае, если суд придет к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, просил применить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя, защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях ОАО «Северное Морское Пароходство» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д. 1-3);

- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которым была изъята *** изъятый предмет административного правонарушения помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (л.д. 5-6, 8);

- фото-таблицей к протоколу изъятия вещей и документов от ***, на которой отображен изъятый товар (л.д. 9-10);

- копией генеральной (общей) декларации на судно *** в графе 16 которой указано на отсутствие на судне *** (л.д. 13);

- копией грузовой декларации *** в которой отражено, что груза на судне не имеется (л.д. 14);

- копией заявления о припасах (л.д.15);

- копией декларации о личных вещах экипажа (л.д.16);

- копией судовой роли (л.д.17-18);

- копией акта таможенного осмотра от ***№***, в котором зафиксировано обнаружение товара в *** (л.д.30);

- фото-таблицей к акту осмотра от ***, на которой отображен обнаруженный товар (л.д.31-32);

- копией акта таможенного досмотра от ***№***, в котором зафиксировано, что обнаруженный товар является *** (л.д.34);

- фото-таблицей к акту досмотра от ***, на которой отображен обнаруженный товар (л.д.35);

- объяснениями капитана судна ФИО1, который пояснил, что *** (л.д.37);

- письмом ОАО «Северное Морское Пароходство» от ***№***, из которого следует, что ОАО «Северное Морское Пароходство» является судовладельцем (собственником) судна *** и на момент прихода в порт ****** и представления таможенному органу стандартных документов перевозчика находилось в оперативном управлении ОАО «Северное Морское Пароходство». *** не указана в документах по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей. ОАО «Северное Морское Пароходство» знакомо с таможенным законодательством, регламентирующим порядок представления перевозчиком, таможенному органу документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. ОАО «Северное Морское Пароходство» знало об ответственности, установленной КоАП РФ, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС. ОАО «Северное Морское Пароходство» не признает свою вину в совершении данного административного правонарушения (л.д.49-55);

- протоколом опроса свидетеля – инспектора *** Мурманской таможни ФИО2, который подтвердил обстоятельства обнаружения административного правонарушения (л.д.70-71);

- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования; (л.д.84-88)

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину ОАО «Северное Морское Пароходство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)

Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров (подпункт 26).

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).

Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).

Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).

В соответствии с п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09 апреля 965 года (Лондон), установлено:

Пункт А. Определения Раздела 1 - Определения и общие положения, приложения 1 к Конвенции:

Груз - любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами.

Судовладелец - лицо, владеющее или оперирующее судном, независимо от того, является ли оно частным лицом, корпорацией или другим юридическим лицом, и любое лицо, действующее от имени владельца или лица, оперирующего судном.

Пункт А. Общая часть Раздела 2 - Приход, стоянка и отход судна, приложения 1 к Конвенции:

2.1 Стандарт. Государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов, кроме тех, которые указаны в настоящем разделе. Этими документами являются:

- Общая декларация;

- Декларация о грузе;...

Пункт В. Содержание и назначение документов:

2.2 Стандарт. Общая декларация служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о судне при его приходе и отходе.

2.2.2. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в общую декларацию сведений иных, чем следующие:.. .- краткое описание груза,...

2.3 Стандарт. Декларация о грузе служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе.

2.3.1. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в декларацию о грузе сведений иных, чем следующие:

а) при приходе:.. .- маркировка, число мест и вид упаковки, количество и описание груза,...

Учитывая положения пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, в рассматриваемом случае является ОАО «Северное Морское Пароходство», поскольку согласно свидетельству о праве собственности на судно и генеральной декларации собственником судна и груза является ОАО «Северное Морское Пароходство».

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам

Согласно примечанию к данной статье под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании ОАО «Северное Морское Пароходство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что ОАО «Северное Морское Пароходство» при прибытии судна *** на таможенную территорию Союза были представлены недействительные документы (общая декларация), необходимые для международной морской перевозки и сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке и наименовании.

Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в судебном разбирательстве по делу не представлено.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ОАО «Северное Морское Пароходство», признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ОАО «Северное Морское Пароходство», не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить ОАО «Северное Морское Пароходство» наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 3.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Северное Морское Пароходство», *** признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Предмет административного правонарушения:

***, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, помещенный на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств (КХВД) Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска Г.Ю.Мишина