ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-186/20 от 07.07.2020 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 5-186/2020

УИД 18MS0078-01-2020-000826-62

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

7 июля 2020 года г. Воткинск

Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Шкробов Дмитрий Николаевич,

при секретаре Сокуровой М.В.,

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – Сибиряковой С.А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Муклина В.Г., его защитника Перевозчиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – <***> Муклина В.Г., <дата> года рождения, уроженца <*****>, зарегистрированного и проживающего по адресу: УР, <*****>, <***>, ранее в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ к административной ответственности за совершение правонарушений против порядка управления, не привлекался,

о совершении им правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики (далее - Комитет) в ходе проводимой в соответствии с п. 2 ст. 266.1 БК РФ, п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 № 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» в период с <дата> по <дата> проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2019 году Муниципальному образованию «<*****>» на создание дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет в рамках реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет в Удмуртской Республике» (реализуемого в рамках национального проекта «Демография»), выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в принятии Администрацией муниципального образования «<*****>» (далее - Администрация района) бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и доведенные лимиты бюджетных обязательств (проверяемый период с <дата> по <дата>). По результатам проверки составлен Акт от <дата>, согласно которому выявлено, в том числе, следующее.

В 2019 году в муниципальном образовании «<*****>» осуществлялись мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет путем строительства зданий дошкольных образовательных учреждений в <*****> и <*****> (далее - мероприятия по созданию яслей, Ясли в <*****> и Ясли в <*****>, объекты) в рамках реализации:

- Адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики на 2019 год (утверждена распоряжением Правительства УР от 15.02.2019 № 144-р с учетом всех действующих редакций, далее - Адресная инвестиционная программа или АИП);

- государственных программ Удмуртской Республики «Развитие образования в Удмуртской Республике» и «Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике» (утверждены постановлениями Правительства УР от 04.09.2013 № 391 и от 17.08.2015 № 408 соответственно, далее – Госпрограмма «Развитие образования», Госпрограмма «Развитие строительной отрасли»);

- муниципальных программ «Развитие образования и воспитание на 2015 - 2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий МО «<*****>» на 2015-2022 годы» (утверждены постановлениями <*****> от <дата>№*** и от <дата>№***, далее - муниципальные программы).

Финансовое обеспечение мероприятий по созданию яслей осуществлялось за счет субсидий из бюджета УР и иных межбюджетных трансфертов, в том числе поступивших из федерального бюджета, а также средств бюджета района. Порядок предоставления средств из бюджета УР регулировался «Правилами предоставления субсидий из бюджета УР.. . на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности» и «Порядком предоставления из бюджета УР.. . иных межбюджетных трансфертов на мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях,...» (утверждены постановлениями Правительства Удмуртской Республики соответственно от <дата>№*** и от <дата>№***).

На основании Адресной инвестиционной программы на 2019 год, распоряжений Правительства УР от <дата>№***-р о распределении средств.. . (с изм., в том числе от <дата>) и соглашений, заключенных <*****> в лице Главы муниципального образования «<*****>» Муклина В.Г. с Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (соглашение от <дата>) и с Министерством образования и науки Удмуртской Республики (соглашение от <дата>) (далее - Соглашения), муниципальному образованию «<*****>» в 2019 году предоставлены субсидии на мероприятия по созданию яслей в общей сумме <сумма>., в том числе на финансирование проектно-изыскательских работ (далее - ПИР) по объектам Ясли в <*****> и Ясли в <*****> в сумме <сумма>., на строительство объекта Ясли в <*****> - <сумма>.

В соответствии с условиями Соглашений, министерствами - главными распорядителями средств бюджета УР доведены до муниципального образования «<*****>» уведомления по расчетам между бюджетами на выделенные объемы субсидий и перечислены средства субсидий в бюджет муниципального образования.

Муниципальным образованием во исполнение условий Соглашений обеспечено софинансирование капитальных вложений за счет средств местного бюджета и целевое использование полученных из бюджета Удмуртской Республики субсидий и средств местного бюджета, за счет которых организовано выполнение проектных работ на объекты Ясли в <*****> и Ясли в <*****> и осуществление строительства объекта Ясли в <*****>.

Адресной инвестиционной программой на 2019 год по объекту Ясли в <*****> предусматривалось только финансирование ПИР в сумме <сумма> (в рамках Госпрограммы «Развитие строительной отрасли), финансирование строительства объекта не предусматривалось. В мероприятия Госпрограммы «Развитие образования» (в ред. от <дата>) строительство объекта Ясли в
<*****> также не включено. Соглашения на предоставление муниципальному образованию «<*****>» субсидий из бюджета УР на строительство объекта Ясли в <*****> не заключались, информация о выделении средств и лимиты бюджетных обязательств на указанные цели не доводились.

Муниципальными программами предусматривались в 2019 году мероприятия по созданию ясельных мест без конкретизации объектов за счет субсидий из бюджета УР и средств бюджета района, при этом определен объем финансирования в сумме <сумма>., практически равный объему капвложений по построенному объекту Ясли в <*****>. Объемы средств на мероприятия по созданию ясельных мест на последующие годы, в муниципальных программах не предусматривались.

Вместе с тем, <*****>, по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт от <дата>№*** с ООО «<***>» (<*****>) на строительство здания Яслей в <*****> на сумму <сумма>. со сроком выполнения работ с <дата> по <дата> (далее - Контракт).

Пунктом 1.4. Контракта предусмотрено финансирование выполненных работ по объекту за счет средств бюджета муниципального образования «<*****>».

Однако, на дату заключения Контракта <дата>, у Администрации района имелись лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 100260140 «Строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности» за счет средств местного бюджета в сумме <сумма>. (доведены уведомлением от <дата>№***), других источников для финансирования указанного Контракта не имелось.

В бюджете МО «<*****>» на 2019 год и плановые периоды 2020 и 2021 годов бюджетные ассигнования по другим возможным источникам финансирования строительства объекта Ясли в <*****> не утверждены.

Контракт заключен с учетом Правил принятия решений о заключении от имени муниципального образования «<*****>» муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ,.. ., на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» (утверждены постановлением Администрации района от <дата>№***) и на основании постановления Администрации района от <дата>№*** (с изм. от <дата>), которым утвержден перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, длительность выполнения производственного цикла которых, превышает срок действия утвержденных ЛБО, включающий объект Ясли в
<*****> с планируемым объемом финансирования на 2020 год в сумме <сумма>.

Согласно п. 3 ст. 72 БК РФ возможно заключение контрактов на выполнение работ с длительным производственным циклом, срок выполнения и стоимость которых превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств на финансовый год, при условии наличия принятых в соответствии со ст. 79 БК РФ решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также определении срока контракта и его стоимости в пределах сроков и средств, установленных на соответствующие цели этими решениями.

Однако, на дату заключения Контракта <дата> (и до конца 2019 года), Адресной инвестиционной программой, Госпрограммами и Муниципальными программами строительство объекта Ясли в <*****> и его финансирование, не предусматривались, финансовое обеспечение не подтверждено. Следовательно, у Администрации района не имелось оснований для заключения Контракта со стоимостью и сроком выполнения работ, превышающими объем доведенных лимитов бюджетных обязательств и срок их действия.

Таким образом, в нарушение п. 5 ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ, ст. 25 Решения о бюджете МО «<*****>», <*****>, при заключении <дата> муниципального контракта с ООО «<***>» (№*** на сумму <сумма>.) приняты бюджетные обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств на <сумма>.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Сибирякова С.А., подтвердила обстоятельства изложенное в протоколе об административном правонарушении.

Муклин В.Г. при рассмотрении дела вину в совершении правонарушения признал, дал объяснения о том, что принятие бюджетных обязательств, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств путем заключения контракта <дата> было вызвано острой необходимостью постройки яслей в <*****> из-за большого количества лиц, стоящих в очереди на получение путевок в ясли. Муниципальное образование неоднократно подавало заявки на финансирование строительства данного объекта, которые оставались без удовлетворения. В 2019 году доведена информация о том, что в 2020 году строительство объекта будет профинансировано, однако возведение объекта за год, после фактического доведения лимитов бюджетных обязательств затруднительно, в связи с чем контракт был заключен ранее. Лимиты обязательств, принятых по контракту, доведены в 2020 году, контракт оплачен, чьи-либо права не нарушены допущенным нарушением.

Защитник Муклина В.Г. – Перевозчикова Е.В. в судебном заседании дала пояснения аналогичные пояснениям Муклина В.Г., просила при назначении наказания применить ст. 2.9 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о виновности Муклина В.Г. в совершении правонарушения.

Факт правонарушения и вина Муклина В.Г. в его совершении, объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в частности, материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом об административном правонарушении от <дата>№***, в котором изложена сущность совершенного Муклиным В.Г. правонарушения. Каких-либо существенных нарушений при составлении данного протокола, влекущих его отмену, судья не усматривает;

- копией акта от <дата> о результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2019 году Муниципальному образованию «<*****>» на создание дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет в рамках реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет в Удмуртской Республике» (реализуемого в рамках национального проекта «Демография»);

- копией решения Совета депутатов МО «<*****>» от <дата> об избрании Главы МО «<*****>»;

- выпиской из Устава муниципального образования «<*****>» (в части полномочий Главы муниципального образования, ст. 28, 30).

- копией муниципального контракта №*** от <дата>, заключенным с ООО «<***>»;

- уведомлением по расчетам между бюджетами от <дата>№***;

- выпиской по счету <*****>, подтверждающей наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на <дата>;

- выпиской из Решения Совета депутатов МО «<*****>» от <дата>№***.04 «О бюджете МО «<*****>» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (выписка в части ст. 25 и Ведомственной классификации расходов бюджета по <*****>).

Исследовав материалы дела, заслушав Муклина В.Г., судья приходит к выводу о доказанности его вины в совершении правонарушения, считает необходимым квалифицировать его действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ – принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с подп. 5 п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 158 БК РФ полномочиями по распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств наделен главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств.

Пунктом 5 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Статьей 25 Решения Совета депутатов МО «<*****>» от <дата>№***.04 «О бюджете муниципального образования «<*****>» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Решение о бюджете МО «<*****>») предусмотрена, в том числе, обязанность органов местного самоуправления и казенных учреждений района по заключению и оплате муниципальных контрактов в пределах доведённых им лимитов бюджетных обязательств, с учётом ранее принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования «<*****>» (в редакциях от <дата> и <дата>), принятого решением Совета депутатов МО «<*****>» от <дата>№***.01 и зарегистрированного Постановлением Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики от <дата>№***-III, Глава муниципального образования «<*****>» представляет муниципальный район и <*****> в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями; заключает от имени <*****> договоры и соглашения в пределах компетенции, установленной Уставом; организует осуществление <*****> полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, а также исполнение местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Уставом и положением о бюджетном процессе в муниципальном районе; несет ответственность перед Районным Советом депутатов за деятельность <*****>.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом изложенного нарушение п. 5 ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ и ст. 25 Решения о бюджете МО «<*****>» Главой СО «<*****>» Муклиным В.Г., выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размере <сумма>., то есть в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, путем заключения муниципального контракта №*** от <дата> с ООО «<***>» на выполнение работ по строительству здания Яслей в <*****>, подтверждено материалами административного дела.

Указанные действия должностного лица – Главы МО «<*****>» Муклина В.Г. судья квалифицирует по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Смягчающим административную ответственность обстоятельством судья учитывает полное признание Муклиным В.Г. своей вины, привлечение к административной ответственности за совершение правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, впервые.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судья не усматривает.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, вменяемое должностному лицу не отвечает признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.

Таким образом, основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, отсутствуют.

Учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, совокупность смягчающих обстоятельств, судья считает необходимым назначить Муклину В.Г. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11, 30.1 КоАП РФ, судья

постановил:

должностное лицо – <***> Муклина В.Г. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <сумма>.

Административный штраф подлежит уплате в УФК по Удмуртской Республике (Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики), ИНН 1833017106, КПП 184001001, Банк: Отделение-НБ Удмуртская Республика г. Ижевск, расчетный счет БИК 049401001, р/с 40101810922020019001, ОКТМО 94701000, УИН 0, Код дохода (805) 1 16 01156 01 0000 140 – административные штрафы.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление на срок до трех месяцев.

За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 Кодекса РФ об АП.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Судья Д.Н. Шкробов